Студия И. Галереи интерьерной живописи

Художники: Я

44ed4cdfb9d2Янгквист Рамона/Ramona Youngquist

1960–….

Romona Youngquist родилась 11 января 1960 года в Юба-Сити, что в Калифорнии. Выросла в восточной Оклахоме. Все детство провела как дитя природы, тратя время на изучение леса и его жителей, гуляя с собакой. Во время этих исследовательских прогулок она также изучала формы и цвет в природе. Много раз Romona Youngquist стояла в поле и просто с восхищением смотрела на ситуэты лиственных деревьев на фоне темного неба Оклахомы перед бурей. Потом она спешила домой, чтобы зарисовать увиденное.

Romona-Youngquist_-Amerikanskiy-peyzazh-v-zhivopisi_-Summertime_-48h60-dyuymov_-Maslo В техническом плане самоучка, она воспринимает природу, как своего настоящего учителя. Уже с четырех лет она знала, что станет художницей.

В 1994 году Romona Youngquist была удостоена гранта Совета по Искусству штата Аляска. В итоге отучилась у пейзажиста Майкла Гиббонса. В конце 1990-х годов она училась у Майкла Workman, ведущего художника-пейзажиста из Юты. Romona-Youngquist_-Amerikanskiy-peyzazh-v-zhivopisi_-Summer-Rain_-30h40-dyuymov_-MasloУроки у обоих художников она брала, чтобы укрепить свой ​​индивидуальный стиль.

Romona восхищается работой таких художников как Russell Chatham, Карлсон и Эмиль Вульф Кан, особенно за их приверженность к красоте и простоте.

Romona-Youngquist_-Amerikanskiy-peyzazh-v-zhivopisi_-After-The-Rain_-48h60-dyuymov_-MasloОбраз жизни Romona Youngquist не сильно изменился относительно раннего детства. Ныне художница живет на небольшой ферме вместе со своей семьей. До сих пор ходит в лес с собаками и уже со своими собственными детьми. Так же как и раньше изучает лес, животных его населяющих. Если у нее не получается писать на открытом воздухе, то пишет дома, в своей студии, успевая следить за детьми и домашними животными, слушая любимую музыку Баха, Генделя и Моцарта.

Jav5Явленский Алексей Георгиевич(Экспрессионизм)

1864–1941

Явленский Алексей Георгиевич — русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии.

Родился в 1864 году в городе Торжок.

Окончил юнкерское военное училище, служил русским гвардейским офицером. Еще 8во время учебы в военном училище, а затем и службы вольноприходящим слушателем по возможности посещал класс Ильи Репина в Петербургской Академии художеств.

В начале 1890-х годов Явленский решил оставить военную службу и целиком посвятить себя искусству. В 1896 году он вместе с Василием Кандинским и своей гражданской женой Марианной Веревкиной стал заниматься в художественной студии Антона Ажбе в Германии близ Мюнхена.

В 1902 году возлюбленная художника Елена Незнакомова родила художнику сына, jawlensky_11_smallкоторого родители назвали Андреем. До 1908 года Явленский писал подражательные картины в стиле ван Гога, затем он развил свой собственный стиль цветовой гаммы, который активно использовал до начала Первой мировой войны.

В 1909 году Явленский вместе с Василием Кандинским, Марианной Веревкиной, Габриэлем Мюнтером, Адольфом Эрбслехом и другими художниками стал одним их основателей группы «Новое мюнхенское художественное объединение».

----01~1Эта группа впоследствии распалась и отчасти преобразовалась в художественное объединение «Синий всадник», лидерами которой стали Кандинский, Марк, Макке. Явленский стал регулярно выставлять свои картины совместно с работами художников группы «Синий всадник».

В 1914 году, после начала войны, Явленскому пришлось покинуть Германию и переселиться в Швейцарию. Здесь художник стал создавать свои пейзажные «Вариации» — цикл работ, посвященный ландшафтной тематике.

jawlensky_03_smallОкончательно расставшись в 1919 году с Марианной Веревкиной, Явленский переехал в Висбаден, где женился на Елене Незнакомовой и прожил с ней всю оставшуюся жизнь. В Висбадене Явленский познакомился с коллекционером и меценатом Генрихом Кирхгофом, который стал оказывать художнику материальную поддержку/

В 1924 году Явленский совместно с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четверка», проводившее свои выставки сначала в Германии, а затем в США.

jawlensky_05_smallВ 1937 году 72 работы Явленского были конфискованы нацистами, как и другие картины художников-экспрессионистов, входивших в список «Дегенеративное искусство».

В 1938 году Явленский прекратил заниматься живописью. Алексей Георгиевич Явленский умер в 1941 году в Висбадене, похоронен на русском православном кладбище.

imagesCA7M3VC6Якерсон Давид Аронович(Супрематизм)

1896–1947

Якерсон Давид Аронович — российский художник-супрематист еврейского происхождения, скульптор, график, оформитель. Родился в 1896 году в Витебске. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнеиудейский язык, чтение Талмуда и Торы), затем учился в витебском yakerson_01_smallКоммерческом училище. Первоначальное художественное образование получил в начале 1910-х годов, занимаясь вместе со своей будущей женой Еленой Кабищер в частной мастерской-студии Юделя Пэна в Витебске. Продолжил учебу на архитектурно-строительном факультете Рижского политехнического института, эвакуированного в Москву. С 1918 по 1922 год учился в Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАСе) у Сергея Михайловича Волнухина, Ивана Семеновича Ефимова и Бориса Даниловича Королева.
yakimov_01_smallУчаствовал в 1918 году под руководством Марка Шагала в оформлении Витебска к Первой годовщине Октябрьской революции. В июле 1919 года Якерсон получил приглашение от Марка Шагала, который в это время служил комиссаром Всероссийской коммунистической партии (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске и был уполномоченным ЧК по делам искусств Витебской губернии, занять должность руководителя скульптурной мастерской в Витебском народном художественном училище. В 1919-1921 годах Якерсон создал памятники Карлу Марксу в Полоцке и Витебске, Якову Свердлову в Ставрополе. Входил в созданное 78793Казимиром Севериновичем Малевичем общество Уновис («Утвердители нового искусства»). Большинство супрематических работ Якерсона датировано 1919-1921 годами. Многие из них экспонировались на выставках Уновиса в Витебске и Москве.

В 1930-е годы Давид Якерсон прекратил заниматься экспериментальными живописными и графическими работами, художник обратился к разработке сюжетов исключительно фигурной скульптуры.

yakerson_02_smallС 1926 года Якерсон стал активно участвовать в деятельности московского Общества русских скульпторов, представляя свои работы на выставках этого художественного объединения мастеров пластики.

В конце 1930-х годов Якерсон участвовал в работах по декоративному убранству Всероссийской сельскохозяйственной выставки. Якерсон Давид Аронович умер в 1947 году в Москве.

Примечание. Супрематизм, стиль положенный Казимиром Малевичем в основу yakerson_03_smallсвоих художественных экспериментов 1910-х годов, Малевич считал его высшей точкой развития искусства, которому свойственны геометрические абстракции из простейших фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Сам Малевич и его ученики (Н. М. Суетин, И. Г. Чашник, Д. А. Якерсон и др.) неоднократно переводили супрематическую стилистику в архитектурные проекты, дизайн предметов быта (в частности художественного фарфора), оформление выставок.

Якимов Иван Петрович(Исторический и бытовой жанр)

1748–1807

yakimov_01_smallЯкимов Иван Петрович — русский художник, живописец исторического и бытового жанра, мастер художественной миниатюры. Родился в 1748 году. С детских лет был определен в Воспитательное училище. В сентябре 1761 года Якимов приступил к занятиям в живописном классе Императорской Академии художеств. Во время пребывания в Академии Якимов в 1766 году получил большую серебряную медаль за рисунок с натуры, а в 1770 году — малую золотую медаль за картину по академической программе «Из poccийской истории, об удержании Владимиром нанесенного от Рогнеды на него, сонного и на тот час пробудившегося, удара ножом».
Якимов закончил обучение в Академии в 1770 году c присвоением звания «художника живописного исторического», и получил право на заграничное путешествие в целях совершенствования живописной техники. Проживал в Париже, где занимался миниатюрной живописью портретов под руководством Александра Рослена. Искусство Ивана Петровича Якимова высоко оценивалось современниками. Из Парижа живописец прислал в Петербургскую Академию художеств две жанровые картины, «изображающие домашнее спокойствие». По окончании срока пансионерства Якимов не вернулся в Санкт-Петербург и еще весьма долгое время проживал и работал во Франции и Италии.
Иван Петрович Якимов скончался в 1807 году.

(На основе материалов из Русского биографического словаря А. А. Половцова, 1913 год.)

74340683_Valery_JacobiЯкоби Валерий Иванович(Историческая жанровая живопись)

1834–1902

Якоби Валерий Иванович — русский живописец, художник жанровой и исторической тематики, профессор и академик Императорской Академии художеств. Родился в 1834 году в деревне Кудряково Казанской губернии в семье помещика. По окончании городской гимназии учился в Казанском университете, но с началом Крымской войны записался в добровольцы народного ополчения, которое 4отправлялось в Крым для участия в боевых действиях. С прекращением военных операций Якоби решил посвятить себя живописи.
В 1856 году Валерий Якоби прибыл в Санкт-Петербург и стал посещать классы профессора Алексея Тарасовича Маркова в Императорской Академии художеств. Во время обучения в столице получил все установленные академические медали, в частности, в 1858 году малую серебряную медаль за картину «Разносчик фруктов» (Третьяковская галерея, Москва), в 1859 году большую серебряную медаль за работу «Татарин, продавец 10халатов», в 1860 году малую золотую медаль за картину «Светлый праздник нищего» (Русский музей, Санкт-Петербург) и в 1862 году большую золотую медаль за картину «Привал арестантов» (Третьяковская галерея). Это произведение молодого художника вызвало одобрение художественных критиков.
И, кроме того, получило признание общественности, в связи с реформами императора Александра II, которые касались, в том числе, и облегчения участи ссыльных и каторжников. В обрисовке характеров и внешности арестантов художник проявил незаурядное знание типов народной жизни. Его персонажи не преступники, а обыкновенные люди из народа. Ранние картины yakobi_02_smallЯкоби оказались заметным событием в художественной и общественной жизни во времена начала реформ императора Александра II. 1860-е годы Валерий Иванович Якоби провел за границей в пенсионерском путешествии от Академии художеств; эта поездка в целях совершенствования живописной техники изменила творческое кредо молодого художника. Из Европы Якоби привез два значительных полотна: «Девятое Термидора» (другие названия картины «Последние минуты жизни Робеспьера» и «Террористы и умеренные первой французской революции») и «Кардинал Гиз, imgполучивший голову адмирала Колиньи, убитого в Варфоломеевскую ночь 1572 года». За последнюю картину, представленную на академической выставке 1864 года, Якоби был удостоен звание академика. В 1870 году за картину «Арест герцога Бирона, герцога Курляндского» Якоби был возведен в звание профессора, а в 1870 году стал членом Совета Императорской Академии художеств. Вернувшись в Россию, художник принял деятельное участие в организации Товарищества передвижных выставок, однако он пробыл в нем лишь до yakobi_081872 года. В 1883 году Якоби был назначен профессором-преподавателем исторической живописи в академических классах.
В 1870-е годы Якоби создал несколько интересных полотен исторической тематики — «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Петрович Волынский на заседании кабинета министров» (1875), «Свадьба в Ледяном доме» (по мотивам романтического произведения Ивана Ивановича Лажечникова, 1878).
yakobi_07На картине «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» изображено двадцать шесть фигур, собравшихся в спальне недомогающей императрицы. Герцога Бирона, сидящего у изголовья императрицы, и придворных стараются развеселить шуты, играющие в чехарду. Это родовитые дворяне и государственные деятели той поры — М. А. Голицын (стоит согнувшись) и Н. Ф. Волконский (вскочил на него), А. М. Апраксин (растянулся на полу), шут Балакирев (возвышается над всеми), Педрилло (со скрипкой) и д’Акоста (с бичом). У кровати — yakobi_09графиня Бирон, за столом играют в карты статс-дама Н. Ф. Лопухина, ее фаворит граф Левенвольде и герцогиня Гессен-Гомбургская, позади них — граф Миних и князь Н. Трубецкой. Рядом с Бироном расположены его сын с плеткой и начальник Тайной канцелярии А. И. Ушаков, будущая правительница Анна Леопольдовна, французский посол де Шатарди и лейб-медик Лесток. На полу, возле постели — карлица-шутиха Буженинова. У насеста с попугаями — поэт В. К. Тредиаковский. В дверях стоит кабинет-министр А. П. Волынский, с негодованием взирая на происходящее.
yakobi_10Сюжет картины «Свадьба в Ледяном доме» связан с событиями 1739 года, когда на масленой неделе архитектор Еропкин построил по приказу императрицы Анны Иоановны Ледяной дом. Он предназначался для свадьбы шута Анны Иоановны Кульковского с «барской барыней» Подачкиной. В свадебных торжествах помимо императрицы принимали участие представители многочисленных народностей России в национальных костюмах. Торжества сопровождались оригинальными народными танцами. По окончании пира устроенного в манеже yakobi_11_smallгерцога Бирона новобрачные были отвезены вновь в Ледяной дом, где их заперли до утра для совершения брачного таинства.
Из картин Якоби исторического жанра особо следует отметить одну из значительных работ художника — «Первое торжественное собрание Академии художеств 28 июня 1765 года», в котором Якоби запечатлел вручение Екатериной II дипломов ведущим деятелям и преподавателям академии. При написании этого полотна художник создал живописные портреты сановников с 35 гравюр государственных деятелей екатерининской эпохи.
yakobi_14_smallДар жанриста-рассказчика проявляется и в этих последних колоритных работах, но в целом историческая живопись Якоби стала заметно уступать по художественной выразительности его ранним жанровым картинам. Последние годы своей жизни Валерий Иванович Якоби провел в Санкт-Петербурге, затем на юге Франции и в Алжире, путешествуя по африканским странам Средиземноморья. Результатом этих поездок стали этюды и картины художника в духе экзотически-красочного этнографизма, близкого к символистским тенденциям. Другие произведения Якоби, кроме вышеупомянутых, — картины: yakobi_15_small«Парижский тряпичник перед дверью таверны» (1864), «Осень» (1865), «Семья художника» (1867), «Политика после завтрака» (1869), «Любитель редкостей» (1876), а также портреты Н. А. Киреева, госпожи Рудзинской с дочерью, портрет неизвестной и др.
Умер Валерий Иванович Якоби в Ницце в 1902 году.
(На основе материалов статей из Русского биографического словаря А. А. Половцова и из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А.)

sasasaЯковлев Александр Евгеньевич(Портрет, пейзажная живопись,жанр)

1887–1938

Яковлев Александр Евгеньевич — русский живописец, график, иллюстратор, путешественник. Родился в 1887 году в Петербурге в семье русского изобретателя и создателя первого отечественного автомобиля Евгения Александровича Яковлева. В 1905-1913 годах учился в Академии художеств в мастерской у Д. Н. Кардовского, сдружившись в эти годы с В. И. Шухаевым, Б. Д. 6Григорьевым, И. И. Бродским и В. А. Локкенбергом. Работал в Петербурге, завоевав известность как мастер живописи и графики в духе «нового классицизма».
С 1912 года Александр Евгеньевич Яковлев стал участвовать в деятельности и выставках художественного объединения «Мир искусства». В ноябре 1913 получил звание художника и заграничное пенсионерство за картину «В бане», выполненную в манере позднего Ренессанса. В 1914–1915 провел полтора года в Италии вместе с Шухаевым, посетил Испанию и Майорку. Вернувшись в Петроград в конце 1915 года, представил на 5379_sвыставке художников объединения «Мир искусства» картины «Рыбак», «Портрет аргентинского художника Рауля Етчеварна», «Портрет мексиканского художника Роберто Монтенегро» и «Скрипач». В 1909-1917 Яковлев годах сотрудничал с редакциями журналов «Сатирикон», «Новый Сатирикон» и «Нива».
1917 году Яковлев покинул Россию и работал главным образом во Франции, подолгу путешествуя по странам Азии и Африки, побывал в Монголии, Китае, Японии и yakovlev_aleksandr_03_smallдругих странах. В своих путевых зарисовках и картинах Яковлев сочетал детальную наблюдательность с декоративным изяществом, непринужденной элегантностью манеры. В 1924-1925 годах Яковлев стал участником знаменитого «Черного круиза» автомобилей фирмы „Ситроэн“. Это путешествие являлось не только рекламной акцией французской фирмы, но и этнографической и зоологической экспедицией по малоизученным районам Африки, включая Сахару, Судан, Нигер, Чад, Бельгийское Конго, Мозамбик и Мадагаскар.
Из этого автопробега, наполненного экзотикой природных ландшафтов и силой yakovlev_aleksandr_09_smallчеловеческих типов, яркостью одежд и украшений коренных африканцев, художник привез сотни набросков и картин. Около 300 из них были продемонстрированы на персональной выставке Яковлева в парижской галерее Шарпантье в мае 1926 года и тут же почти полностью были распроданы. Это принесло Яковлеву не только славу и финансовое благополучие, но еще признание и одобрение европейской публики, а в 1927 году художник стал кавалером ордена Почетного легиона. Через год в издательстве «Вожель», с которым постоянно сотрудничал Яковлев, вышла иллюстрированная книга об экспедиции. После этого за yakovlev_aleksandr_10_smallЯковлевым окончательно закрепилась репутация непревзойденного мастера экзотических сюжетов и этнических типов.
Затем последовали экспедиции художника вместе с Генри Ротшильдом в Эфиопию на сафари в 1928 году, а также новый трансконтинентальный поход с фирмой «Ситроэн» — «Желтый круиз» по Сирии, Ирану, Афганистану, Монголии, Китаю и Вьетнаму в 1931-1932 годах.

Итогом стала новая шумная выставка в галерее Шарпантье в 1933 году, где Яковлев yakovlev_aleksandr_04_smallпредставил уже свыше 600 своих картин, рисунков и набросков.

Помимо путешествий Яковлев занимался также преподавательской деятельностью во Франции и Америке, в частности в школе Музея изящных искусств в Бостоне в 1934-1937 годах. Александр Евгеньевич Яковлев скончался 1938 года в Париже, похоронен был на кладбище Пер-Лашез, в том же году перезахоронен на кладбище Данмуа под Парижем.

----01~1Яковлев Василий Николаевич(Соцреализм)

1893–1953

Яковлев, Василий Николаевич (1893–1953), русский художник, мастер живописи и реставрации, стремившийся соединить «стиль старых мастеров» с программой соцреализма.

Родился в Москве 2 (14) января 1893 в семье аптекаря. С 1911 учился на физико-математическом факультете Московского университета, попутно (в 1913–1914) посещая студию В.Н.Мешкова.

4 TВ 1914–1917 занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества, в частности у А.Е.Архипова и К.А.Коровина. Был одним из активных членов АХРР.

В 1932–1933 по приглашению А.М.Горького побывал в Италии. Жил в Москве.

Восторженно почитал старых итальянских, голландских и фламандских мастеров, чему способствовал его огромный опыт музейного реставратора (работал в Центральных реставрационных мастерских, 1924–1927, а в 1926–1931 заведовал соответствующей мастерской Музея изобразительных искусств).

df506b0a8d2fБудучи «воинствующим реалистом», настроенным к арт-авангарду крайне негативно, противопоставлял ему манеру, основанную на детальной имитации живописной классики.

Так, образы Ренессанса и барокко – совмещенные с впечатлениями от творческих командировок или современного артистического быта – претворялись в живописный цикл Рыбы Баренцева моря (1931–1934), в картины Вакханалия (1934), Старатели пишут творцу Великой Конституции (1937), Спор об искусстве (1946; все три работы – Русский музей), Колхозное стадо (1948, Музей изобразительных искусств, Оренбург; Сталинская премия 1949), Возвращение 751110с охоты (1948, Третьяковская галерея) и др., всем им присуща натюрмортно-дотошная детализация предметных и телесных фактур, порою обретающая (как в пародийно-эротической Вакханалии с портретами друзей-художников или бурном Споре об искусстве, что происходит в студии, загроможденной антиквариатом) почти сюрреальный оттенок.

Часто выступал как салонного толка портретист (Арфистка В.Г.Дулова, 1934, частное собрание, Москва; и др.) и мастер пейзажа «в старинном вкусе» (виды Сорренто, 1933).

0_b172_b44b0f96_XLВ 1938–1939 и 1949–1950 занимал пост главного художника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Закрепил свой высокий официальный статус героическими портретами периода Второй мировой войны (Герой Советского Союза В.Н.Яковлев, 1941; Партизан, 1942; оба портрета в Третьяковской галерее; Сталинская премия 1943).

Однако его конный портрет маршала Г.К.Жукова – на фоне пылающих берлинских руин (1945–1946, Музей блокады Ленинграда) – вышел чересчур патетическим, как бы ущемляющим авторитет генералиссимуса, и был запрещен для показа.

20090521_vyakovlevМастер активно выступал и как педагог (преподавал с 1918 в Свободных художественных мастерских, Институте имени В.И.Сурикова и других училищах). Обращался к литературе, написав в 1930-е годы автобиографическую повесть Фрол Скопин (опубликована в его посмертной очерковой книге Мое призвание, 1963). Однако все его книги (О живописи, 1951; О великих русских художниках, 1952; Художники, реставраторы, антиквары, 1966) неизменно получались слишком прекраснодушными и автоцензурными.

Последней крупной работой Яковлева было руководство (вместе с П.П.Соколовым-Скаля) реставрацией Севастопольской панорамы Ф.А.Рубо (с 1952).

Умер Яковлев в Москве 29 июня 1953

Яковлев Гавриил Иванович(Русская портретная живопись)

1820–1862

yakovlev_gavriil_06_smallЯковлев Гавриил Иванович — русский живописец, академик портретной живописи Императорской Академии художеств. Родился в 1820 году в Чухломском уезде Костромской губернии. Первоначальное общее и художественное образование получил, занимаясь в классах санкт-петербургского мещанского общества. Обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика.
В 1839 году за картину «Портрет старика», написанную по академическому заданию, Яковлев был удостоен звания свободного неклассного художника портретной yakovlev_gavriil_04_smallживописи, но в течение нескольких лет не мог устроиться в столице и только осенью 1842 года поступил учителем рисования и черчения во Владимирское уездное училище. В том же году Яковлев женился на дочери купца Степанова, Анастасии Ивановне, имевшей небольшой домик в столице, и материальное положение молодого художника поправилось. Прослужив учителем четыре года, Яковлев в 1846 уволился со службы и с этого времени занялся исключительно искусством живописи. В течение последующих лет Гавриил Иванович Яковлев упорно занимался портретом, достигнув в этом виде yakovlev_gavriil_03_smallживописи значительного мастерства. Ему позировали многие известные современники.
В 1852 году Яковлев представил в Совет Академии Художеств ряд своих картин, за эти работы он был определен «назначенным в академики». В ноябре того же года Яковлев ходатайствовал о разрешении написать ему в качестве конкурсного экзамена на звание академика портрет профессора Федора Антоновича Бруни. В начале осени 1853 года портрет был закончен, представлен в Академию и найден удовлетворяющим всем требованиям искусства, вследствие чего Гавриил yakovlev_ivan_05_smallИванович Яковлев получил диплом академика.
В последующие годы Яковлев исполнил работы по внутренней отделке собора в Санкт-Петербургском Воскресенском (Новодевичьем) монастыре, где он одновременно обучал сестер живописи. Под руководством Яковлева его ученицами были написаны иконы для нового храма, отчего, по отзывам настоятельницы Феофании, соблюдена была большая экономия для монастыря, строившего собор на свои средства. В течение пяти лет Яковлев вместе с архитектором Сычевым вполее безвозмездно трудился над украшением монастырского храма, за что 6в сентябре 1861 года, по ходатайству Санкт-Петербургского епархиального начальства, художник награжден орденом святого Станислава третьей степени. Летом 1862 года внезапная болезнь (горячка) прервала творческий путь художника. Яковлев скончался в Санкт-Петербурге 1 июля 1862 года и погребен благодарными монахинями на кладбище Новодевичьего монастыря.
( В последующие годы Яковлев исполнил работы по внутренней отделке собора в Санкт-Петербургском Воскресенском (Новодевичьем) монастыре, где он одновременно обучал сестер живописи. Под руководством Яковлева его ученицами были написаны иконы для нового храма, отчего, по отзывам настоятельницы yakovlev_gavriil_05_smallФеофании, соблюдена была большая экономия для монастыря, строившего собор на свои средства. В течение пяти лет Яковлев вместе с архитектором Сычевым вполее безвозмездно трудился над украшением монастырского храма, за что в сентябре 1861 года, по ходатайству Санкт-Петербургского епархиального начальства, художник награжден орденом святого Станислава третьей степени. Летом 1862 года внезапная болезнь (горячка) прервала творческий путь художника. Яковлев скончался в Санкт-Петербурге 1 июля 1862 года и погребен благодарными монахинями на кладбище Новодевичьего монастыря.
(По материалам статьи из Русского библиографического словаря А. А. Половцова, 1913 год)

5Яковлев Иван Еремеевич(Портрет, исторический жанр)

1787–1843

Яковлев Иван Еремеевич — русский живописец, рисовальщик, педагог, автор портретов и картин исторической тематики. Родился в 1787 году в семье отставного сержанта Вятского пехотного полка Еремея Яковлева. Родственниками в январе 1798 года десятилетний Ваня Яковлев был определен в Воспитательное училище, yakovlev_ivan_02существовавшее при Императорской Академии художеств.
Впоследствии Иван Яковлев обучался живописи в Академии в классе портретной живописи у Степан Семеновича Щукина, затем у профессора Дмитрия Григорьевича Левицкого. Получил во время обучения несколько больших и малых серебряных медалей за этюды и рисунки с натуры. В 1808 году Иван Яковлев окончил Академию художеств, получив малую золотую медаль за картину по академической программе «Скульптор в своей мастерской» и звание классного художника.

В 1811 году живописцу за автопортрет (Государственная Третьяковская галерея) yakovlev_ivan_03_smallбыло присвоено звание «назначенного» в академики, а в следующем году за портрет знаменитого художника Дмитрия Григорьевича Левицкого (Государственный Русский музей) Яковлев был удостоен степени академика.
В 1814 году Иван Яковлев был назначен на должность учителя в рисовальном классе в Академии художеств. В 1826 году Иван Еремеевич Яковлев исполнил портрет императора Николая I во весь рост для Казанского университета. В сентябре 1827 баллотировался в звание адъюнкт-профессора, но не был утвержден Советом Академии. В феврале 1831 года живописец yakovlev_ivan_04_smallполучил от Академии художеств программное задание «написать картину, изображающую явление Спасителя по воскресении Марии Магдалине и Марии Клеоповой; фигуры полагаются во весь рост». Картина «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» была написана, но звания профессора Ивану Яковлеву получить не удалось.
В 1842 году «коллежский асессор Иван Яковлев в награду долговременной усердной его службы» пожалован Николаем I в звание профессора третьей степени. Помимо Императорской Академии художеств Иван Еремеевич Яковлев преподавал рисование yakovlev_ivan_05_smallв Горном кадетском корпусе, в Училище правоведения, в Патриотическом институте и в Доме трудолюбия. Главным жанром в творчестве художника была портретная живопись, и в этой области работы Ивана Яковлева сильно напоминают произведения Дмитрия Левицкого, хотя уступают им в силе и гармонии красок, в сочности кисти и вкусе исполнения. Художественные критики ситали, что работы Яковлева в области исторической живописи имеют по преимуществу подражательный характер и достаточной ценности не представляют. Скончался Иван Еремеевич Яковлев в 1843 году в Санкт-Петербурге.

imagesCARHV0J0Яковлев Павел Филиппович(Реализм, бытовой жанр)

1853–1921

Яковлев Павел Филиппович — русский живописец, художник бытового жанра, график, иллюстратор. Родился в 1853 году в селе Боринские заводы Липецкого уезда Тамбовской губернии в семье мелкого купца. Склонность к рисованию проявилась у него уже в раннем детстве. Общее образование получил в церковно-приходской школе, а затем в уездном училище. В 1865 году отец определил 5двенадцатилетнего Павла Яковлева в иконописную мастерскую в Москве.
В 1868 году Павел Яковлев поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, что предопределило всю его последующую творческую жизнь. Обучался живописи в бытовом классе под руководством знаменитых художников-жанристов Василия Григорьевича Перова, Василия Владимировича Пукирева и Константина Александровича Трутовского. К этому времени финансовые дела семьи Яковлевых серьезно расстроились, и молодой Павел Яковлев остался в Москве практически без содержания.

imagesCAQ9UF9PГоды учебы были весьма трудными, приходилось постоянно подрабатывать репетиторством. Павел Яковлев оставил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1878 году из-за невозможности регулярно вносить плату за обучение.
В 1874 году после второй ученической выставки в Московском училище за картину «Убийство на большой дороге» по решению Совета училища Яковлев получил отдельную мастерскую, право на ежемесячную стипендию в течение года и освобождение от рекрутской повинности. Художника заметил известный 13481_main_foto_1_02московский меценат Кузьма Терентьевич Солдатенков, покровительство которого обеспечило Яковлеву долгосрочное путешествие по России. Никогда не принимавший гармонию мира, в своих работах художник стремился не просто отразить бедствия, переживаемые народом, но обличить тех, от которых они зависели. Павел Яковлев создавал многофигурные жанровые произведения, писал картины-новеллы, в которых тема скорби и сострадания звучала как протест против общественной 21339несправедливости. В последние годы жизни художник занимался книжной графикой. Был членом Общества художников исторической живописи. Произведения Павла Филипповича Яковлева находятся в Государственном Русском музее, в Государственной Третьяковской галерее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, в региональных картинных галереях и частных собраниях. Яковлев Павел Филиппович скончался в 1921 году.

yakulov-02011884Якулов Георгий Богданович(Авангардизм, декорация, графика)

1884–1928

Якулов Георгий Богданович — российский художник, авангардист, театральный декоратор, график. Родился в 1884 году в Тбилиси в семье адвоката, по происхождению армянина. После смерти отца в 1893 году семья переехала в Москву. По окончании гимназии Георгий Якулов поступил в Лазаревский институт восточных языков.
5В 1901 году он осознал, что его призвание — быть художником, и два месяца занимался в мастерской Константина Федоровича Юона. Спустя некоторое время стал учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. За пропуски экзаменов в 1903 году Якулов был отчислен и вскоре призван в армию. Служил на Кавказе, участвовал в русско-японской войне. В бою под Харбином получил ранение и вскоре вернулся в Москву.

В 1905 году Якулов приступил к самостоятельному художественному творчеству. Многие свои произведения художник представлял на московских выставках художественных объединений «Союз русских художников» и «Мир искусства». В 51140_orмарте 1913 года Якулов был приглашен дрезденским обществом художников «Кюнстверайн» на выставку акварелистов, в которой участвовал вместе с Д. И. Митрохиным.
Сотрудничал с художниками объединения «Голубая роза». Якулов в своих творческих поисках прибегал к авангардизму, ритмика его произведений становилась более беспокойной, а формы и краски наполнялись динамизмом и экспрессией. Художник работал над оформлением некоторых московских рестораций (кафе «Питтореск» в 1916-1917 годах, открывшееся в Пассаже Сен-Галли и после революции переименованное в «Красный петух», кафе «Стойло Пегаса» в 1919). Якулов, воплощая в жизнь свои 742-1футуристические композиции, постепенно формировал концептуальные положения своей теории «разноцветных солнц». Художник призывал использовать цвет не только в декоративных целях, но в самостоятельной драматической роли, чтобы цвет воздействовал словно изнутри образа. Считается, что эта теория, окончательно оформленная в 1912 году, могла оказать некоторое влияние на беспредметный симультанизм С. Делоне-Терк и Р. Делоне во Франции. Якулов активно работал над оформлением театральных декораций московских спектаклей. Сценография художника продолжала традицию «живописного театра», экстравагантного картинного зрелища с применением новых универсально-конструктивных возможностей сцены. Якулов Георгий Богданович скончался в 1928 году в Ереване.

96141856_6474303BЯкунчикова-Вебер Мария Васильевна(Русский символизм и модерн)

1870–1902

Якунчикова-Вебер Мария Васильевна — русская художница, график, аппликатор, одна из провозвестниц символизма и модерна в русском искусстве. Родилась в 1870 году в немецком городе Висбаден в семье крупного фабриканта и мецената Василия Ивановича Якунчикова; в семье, состоявшей в родстве с Мамонтовыми, Третьяковыми, Поленовыми. В детстве 9увлеклась рисованием, ее первым наставником в живописи был художник Н. А. Мартынов.
В 1885 году Мария Якунчикова стала посещать классы Московского училища живописи, ваяния и зодчества в качестве вольной слушательницы. В 1888 году врачи обнаружили у Якунчиковой туберкулез, порекомендовали сменить климат. Мария Якунчикова уехала в Европу, сначала проживала в Италии, а годом позже перебралась во Францию. В последующие годы проживала в Париже, приезжая на лето в Россию. Разделяла национально-романтические увлечения Абрамцевского художественного big_1370768261_20кружка С. И. Мамонтова.

С осени 1889 года Якунчикова продолжила учиться живописи в парижской академии Жюлиана. В 1894 году Якунчикова оставила академию, сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в Парижском салоне.
1895 году начался особый период в ее творчестве. Мария Якунчикова много и плодотворно работала, особенно в области декоративно-прикладного искусства, yakunchikova-veber_01занималась деревянной игрушкой, вышивкой, гобеленом, аппликацией. Активно работала в технике выжигания по дереву. Художница исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись, Якунчикова увлекалась народным искусством, собирала его образцы. В 1896 году Якунчикова вышла замуж за студента медицинского факультета в Сорбонне Леона Вебер-Баулера, в 1898 году у них родился сын Степан. 1897-1898 годы — кульминация творческого развития Якунчиковой, время создания таких картин, как «Из окна старого дома. Введенское», «Чехлы», «Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы». Кроме живописи, yakunchikova-veber_03Якунчикова пробовала свои силы в майолике и графике. В 1898 была приглашена Сергеем Дягилевым в объединение «Мир искусства». Оформляла номера одноименного журнала за 1899 год.
Мария Васильевна Якунчикова приняла активное участие в устройстве Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже. На этой выставке экспонировалось огромное панно Якунчиковой «Девочка и леший», выполненное в технике вышивки и аппликации. Оно было удостоено серебряной медали выставки. Эти последние работы были исполнены в мастерских Абрамцева, где художница сама руководила их изготовлением. В 1900 году у художницы вновь открылся yakunchikova-veber_05диагностированный еще в конце 1880-х годов туберкулезный процесс. Рождение в апреле 1901 года второго сына окончательно подорвало здоровье художницы. Муж перевез семью сначала в Шамони, а затем на лечение в Швейцарию в Шен-Бужери, но в декабре 1902 года Мария Васильевна Якунчикова скончалась от обострившегося туберкулеза. В России картины Якунчиковой хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, музее-усадьбе В. Д. Поленова. Значительная часть произведений художницы находится в частных коллекциях наследников семьи Вебер в Швейцарии. Работы Якунчиковой-Вебер, навеянные образами древнерусской архитектуры, или посвященные теме усадебной культуры, окрашены ностальгическим настроением. Художник русского Серебряного века, Якунчикова-Вебер стала одной из провозвестниц символизма и модерна в русском искусстве.

Янов Александр Степанович(Реализм, сценография)

1857–1918

yanov_01Янов Александр Степанович — русский художник, живописец, график, сценограф. Родился в 1857 году в Москве в семье крепостного живописца-ремесленника из дворовых. После отмены крепостного права, отец став вольным, отдал сына учиться в начальное городское училище. Затем Александр Янов учился в Комиссаровском техническом училище, которое окончил в 1874 году с разрядом ученика железнодорожного мастера.
В 1874–1886 годах с перерывами учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Евграфа Семеновича Сорокина. В 1881 за этюд масляными красками и в 1882 за рисунок с натуры был награжден малыми серебряными медалями. В 1882 году Александр Янов получил звание свободного художника. В 1884 году за картину «В застенке», которую впоследствии приобрел московский негоциант и покровитель искусства Кузьма Терентьевич Солдатенков, Янов был награжден большой серебряной медалью. В 1886 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с присвоением звания классного художника.

imagesВ 1885-1886 годах Александр Степанович Янов вместе с Виктором Михайловичем Васнецовым и Исааком Ильичем Левитаном участвовал в оформлении первой постановки Русской частной оперы (представления шли до 1904 года) Саввы Ивановича Мамонтова «Русалка». Создавал декорации для Московского частного театра Федора Адамовича Корша. В 1888 Александр Степанович Янов был принят на службу в Санкт-Петербургские казенные театры, с 1891 по 1907 годы состоял в должности декоратора Императорских театров. В последующие годы Янов возглавлял декоративно-театральную мастерскую в Строгановском художественно-промышленном училище, принимал участие в работе Комиссии Императорского Археологического общества по сохранению древних памятников.

Янов принадлежит к заметным мастерам реалистического направления в искусстве второй половины XIX столетия. Он работал как исторический живописец (картины «Засыпающий царевич», «Приказ в Москве», «Инок-живописец»), известен своими работами бытового жанра, занимался гравюрой, создавал книжные иллюстрации, театральные декорации. В своем творчестве Янов был близок Товариществу передвижных художественных выставок, в экспозициях которого он участвовал регулярно; художник стремился воплотить их реалистические традиции не только в станковой живописи, но и в сценографии. Янов Александр Степанович скончался в 1918 году в Москве. Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Серпуховском художественно-историческом музее, в других музейных собраниях, а также во многих частных коллекциях.

jroshenko_nikolay_aleksandrovichЯремич Степан Петрович(Пейзаж)

1869–1939

Яремич Степан Петрович — российский художник украинского происхождения, график, сценограф, театральный декоратор, реставратор, искусствовед. Родился в 1869 году в селе Галайки Киевской губернии. Первоначальное художественное образование получил в 1882-1887 годах в иконописной школе Киево-Печерской лавры. В 1887-1894 годах продолжил обучение yaremich_01живописи в киевской Рисовальной школе Николая Ивановича Мурашко, следовавшей принципам передвижников. В конце 1880-х годов Яремич брал уроки у Николая Николаевича Ге на хуторе в Черниговской области, был помощником Михаила Александровича Врубеля в создании эскизов росписей Владимирского собора в Киеве.
С 1900 года Яремич жил и работал в Петербурге, публиковал статьи по вопросам русского и западноевропейского искусства, слыл большим знатоком и коллекционером yaremich_02западноевропейского рисунка. В 1904-1908 годах художник проживал во Франции, работал в антрепризе Сергея Дягилева в Париже, по эскизам Александра Яковлевича Головина писал декорации к постановке оперы «Борис Годунов» Модеста Петровича Мусоргского на сцене парижской Гранд Опера. Являлся членом Союза русских художников.
Яремич участвовал в выставках, организованных художественным объединением «Мир искусства», в частности, на выставке 1903 года представлял большое панно yaremich_03«Купание Дианы» по эскизу Александра Николаевича Бенуа, исполненное в традициях старых мастеров. После революции работал в Эрмитаже, с 1918 года Яремич исполнял должность заведующего отделением рисунков, в 1930-х годах работал руководителем реставрационной мастерской Эрмитажа. Основными живописными работами Степана Петровича Яремича являются пейзажи, архитектурные виды Петербурга, Версаля, Киева, Венеции и других городов. Как искусствовед, Яремич написал множество работ по истории русского и украинского искусства; являлся автором монографий, посвященных Валентину Александровичу Серову, Павлу Петровичу Чистякову, Николау Николаевичу Ге и другим живописцам; автор первого обстоятельного труда о творчестве Михаила Александровича Врубеля. Степан Петрович Яремич умер в 1939 году в Ленинграде

jroshenko_nikolay_aleksandrovichЯрошенко Николай Александрович(Портрет, пейзажная живопись)

1846–1898

Ярошенко Николай Александрович — русский художник-жанрист и портретист, активный участник Товарищества передвижных художественных выставок; военный по образованию, закончил службу в звании генерал-майора. Родился будущий художник в 1846 году в Полтаве в семье русского офицера, впоследстии генерала. В 1855 году был зачислен в Петровский полтавский кадетский корпус. Наряду с ежедневной военной учебой и строевой подготовкой на плацу Николай занимался и живописью.
yaroshenko_04В городском кадетском корпусе рисование преподавал Иван Кондратьевич Зайцев, сын крепостного художника, окончивший Академию художеств. Спустя два года Ярошенко был переведен в Первый Кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко по выходным и праздникам стал заниматься в мастерской художника Адриана Марковича Волкова, известного картинами «Демьянова уха», «Прерванное обручение» и «Сенная площадь». Окончив Кадетский корпус и поступив в Павловское военное yaroshenko_08училище, Ярошенко начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художников, где преподавал Иван Крамской. В 1867 году Ярошенко поступил в Артиллерийскую академию, одновременно он в качестве вольного слушателя стал посещать классы Академии художеств.
Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы учась в военной академии, а затем служа на петеребургском патронном заводе, довести до конца свое yaroshenko_10художественное образование. В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка». В те времена новое демократическое искусство развивалось за стенами Академии. Ярошеко стал частым завсегдатаем рисовальных вечеров у И. Н. Крамского и П. А. Брюллова. Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович Ярошенко женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца yaroshenko_16жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами.
После первых портретов летом 1874 года Ярошенко начал писать свою первую большую картину «Невский проспект ночью», которую представил на IV Передвижной выставке. Мнения критиков о работе молодого художника разделились, но даже самые отъявленные скептики признавали, что картина популярна у публики. В марте 1878 года после открытия VI Передвижной выставки о Ярошенко заговорил Петербург. В своих работах художник стремился выразить дух времени, символами эпохи реформ императора Александра II стали картины «Кочегар» и yaroshenko_24«Заключенный», представленные на выставке передвижников.
Замечательным вкладом Ярошенко в русскую живопись стал цикл картин, посвященный передовой русской молодежи, разночинному революционному студенчеству. Ярошенковская «Курсистка», юная, обаятельная, стала не меньшим откровением, чем картины «Кочегар» и «Заключенный». Полотно «Курсистка» стало первым в русском искусстве изображением учащейся женщины. Тяга женщин к образованию, к самостоятельности в ту эпоху была чрезвычайно высока. Поэтому картина Ярошенко была особенно созвучна времени. yaroshenko_30Одной из лучших работ Ярошенко стала картина «Студент», появившаяся на Х Передвижной выставке. Это своеобразный «исторический» портрет поколения, олицетворяющий целый этап освободительного движения 1870-х годов.
Пожалуй, лучше всего Ярошенко удавались своеобразные исторические образы, портреты выдающихся людей второй половины XIX века, современников художника. В них через характеристику одного конкретного человека он умел показать типичные черты современника, умел передать самую суть героя, yaroshenko_31нравственную и социальную. Очевидно, по характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом. И действительно, в творчестве живописца портрет представлен большинством картин. Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой по праву считали шедевром портретной живописи 1870-1880-х годов.
В музее-усадьбе художника «Белая вилла» в Кисловодске Ярошеко написал множество портретов и создал много жанровых произведений. Кроме работы «В теплых краях», Ярошенко написал здесь картины «На качелях», «Проводил», «Девушка-крестьянка» и другие. Но лучшим и трогательным явилось yaroshenko_02большое жанровое полотно «Хор». К концу своей жизни художник главным образом занимался пейзажной живописью. Одной из главных тем в творчестве Ярошенко стал Кавказ. Художник объездил глухие ущелья Кавказского хребта, пробирался пешком через снежные перевалы и заходил в такие дебри, до которых в то время «еще не добирался ни один становой». Из больших пейзажей следует отметить работу «Шат-гора – Эльбрус на рассвете, освещенный лучами восходящего солнца». К лучшим по живописи следует отнести пейзажи «Тебердинское озеро», «Эльбрус в облаках» и «Красные камни» — очень небольшую по размеру работу, написанную сочно, смело и красочно.
yarzev_07В петербургской квартире художника проходили знаменитые «Ярошенковские субботы», которые стали своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Здесь бывали знаменитые писатели: Гаршин, Успенский, Короленко, художники Репин, Поленов, Максимов, артисты Стрепетова, ученые Менделеев, Соловьев, Павлов. Эту же атмосферу супруги Ярошенко перенесли в Кисловодск, на дачу, которую приобрели в 1885 году. Здесь собирались друзья генерала, а также большое общество знаменитых художников, артистов, ученых пребывающих на отдыхе и лечении в летний сезон. С веранды усадьбы yaroshenko_01художника, расписанной в помпеянском стиле, звучал рояль, на котором исполняли свои произведения композиторы Аренский, Танеев и молодой Рахманинов. Здесь часто бывали артисты – Станиславский, Савина и другие деятели русского театра.
Николай Александрович Ярошенко скончался в 1898 году в Кисловодске. Похоронили художника недалеко от дома, в ограде Свято-Никольского собора. Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на черном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В. Позен.

Ярцев Григорий Федорович(Русская пейзажная живопись)

1858–1918

yarzev_07Ярцев Григорий Федорович — русский художник-пейзажист, путешественник. Родился в 1858 году. Первоначальное художественное образование получил в воскресных классах Строгановского училища. В 1877–1882 годах учился на естественном факультете Московского университета. В начале 1880-х годов Григорий Федорович Ярцев занимался живописью под руководством Василия Дмитриевича Поленова и Александра Александровича Киселева.
С 1885 года стал принимать участие в деятельности Товарищества передвижных yarzev_06художественных выставок. Руководством Русского географического общества был направлен для работы в Крым. Построил для себя по собственному проекту дом в Ялте, флигель которого сдавал Максиму Горькому.

В 1905 году за неблагонадежность был выслан из Ялты. Вернулся в Москву, стал работать помощником у архитектора П. П. Малиновского. Состоял членом Русского технического общества и строительной комиссии по сооружению университета имени yarzev_03Шанявского. Творчество живописца непосредственно связано с его путешествиями, которые он нередко совершал по заданиям Русского географического общества.
Ярцев путешествовал по Сибири, Алтаю, провел много времени на Кавказе, побывал в других российских губерниях и регионах, совершил путешествие по Франции. Работы автора находятся во многих музеях и картинных галереях городов России, в том числе и в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Григорий Федорович Ярцев скончался в 1918 году, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Изображённые произведения  могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.