Студия И. Галереи интерьерной живописи

Художники: Щ

3Щедрин Семен Федорович(Классицизм, пейзажная живопись)

1745—1804

Щедрин Семен Федорович (1745—1804), русский живописец, художник-пейзажист, мастер ландшафтно-анималистических картин.

Родился в 1745 году в семье солдата лейб-гвардии Преображенского полка в Санкт-Петербурге.В 1760 году был принят в воспитанники Императорской Академии shedrin_semen_03_smallхудожеств.

В 1767 году был удостоен малой золотой медали за картину «Вид поля с протекающей по нему рекой».

По окончании Академии художеств Семен Щедрин был отправлен в заграничную поездку как академический пенсионер для дальнейшего совершенствования в живописи. Путешествовал и проживал во Франции и Италии.

По возвращении из Европы в Санкт-Петербург Щедрин получил предложение занять shedrin_semen_02_smallв академии должность преподавателя пейзажной живописи и, кроме того, был назначен живописцем при кабинете императрицы Екатерины II.

Семен Щедрин был едва ли не первым живописцем, который, усвоив основные положения этого жанра изобразительного искусства эпохи классицизма, перенес их на свои полотна с видами красивейших пригородов Петербурга.

Звание академика Семен Федорович Щедрин получил в 1779 году. В Совет shedrin_semen_04_smallИмператорской Академии художеств был избран в 1785 году.

В 1787 году художник получил должность инспектора художественных классов академии, а в 1798 году стал ее адъюнкт-ректором.

В царствование императора Павла I Семен Щедрин пользовался благорасположением этого государя и вследствие того большим влиянием в Академии художеств.

В 1799 году назначен руководителем учрежденного при академии особого shedrin_semen_05_smallгравировального пейзажного класса.

На рубеже XVIII — XIX веков художник написал много видов царскосельского, павловского и гатчинского дворцовых парков как масляными красками, так и гуашью; изобразил также маневры, проводившиеся в Ораниенбауме при императоре Александре I.

Из чрезвычайно популярных русских пейзажей и ландшафтно-анималистических работ Семена Щедрина следует отметить целый ряд видов загородных дворцовых shedrin_semen_06_smallсадов в Александровском царскосельском дворце, картины «Пейзаж со стадом и пастухом» (в Русском музее в Санкт-Петербурге), «Пейзаж с животными» (в Третьяковской галерее в Москве).

Семен Федорович Щедрин скончался в 1804 году в Санкт-Петербурге.
(По материалам статьи из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А.)

3Щедрин Сильвестр Феодосиевич(Русская пейзажная живопись)

1791–1830

Щедрин Сильвестр Феодосиевич — русский живописец, выдающийся художник-пейзажист, мастер романтических видов.

Родился в 1791 году в семье знаменитого скульптора Феодосия Федоровича Щедрина, брата известного художника Семена Щедрина.

31142643_494_2Сильвестр Щедрин с детства был определен в Воспитательное училище при Академии художеств. Мальчик блестяще учился пейзажной живописи, в Академии был учеником своего дяди, Семена Федоровича Щедрина, а затем обучался живописи в классе Михаила Матвеевича Иванова.

В 1808 году Сильвестр Щедрин получил за свои успехи в рисовании с натуры малую серебряную медаль и в 1809 году за живопись — малую золотую медаль.

Окончил академический курс в 1812 году с большой золотой медалью, полученной за img34картину, написанную по академической программе «Приморский город, или селение вдали, а на первом плане стадо рогатого скота» (другое название картины — «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге») и правом пенсионерской поездки в Италию.

По политическим обстоятельствам (в связи с наполеоновским вторжением 1812 года и последующей войной), художник смог выехать в Италию только в 1818 году.

С этого времени вся творческая деятельность живописца будет связана с Италией.

shedrin_silvestr_02_smallПервоначально поселившись у поэта Константина Батюшкова, Сильвестр Щедрин буквально влюбился в Неаполь и его окрестности, он писал неаполитанскую природу непосредственно на натуре, все более и более обращаясь от свойственной русским пейзажистам того периода манерности к прямой, верной и прочувствованной передаче действительности, в особенности эффектов моря и воздуха при солнечном и лунном освещении.

Своими картинами, полными поэтического настроения, с отлично нарисованными shedrin_silvestr_04_smallфигурами, Щедрин приобрел большую известность не только у своих соотечественников, но и у иностранцев, даже пресыщенные итальянцы желали приобрести пейзажи русского живописца.

Из многочисленных произведений этого художника особенного внимания заслуживают: «Вид Амальфи близ Неаполя», «Водопад в Тиволи близ Рима», «Терраса на берегу моря в Капуччини близ Сорренто», «Вид Колизея в Риме» (все в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге) и «Вид на мост и на Замок shedrin_silvestr_07_smallсвятого Ангела из Трастевере в Риме», «Малая гавань в Сорренто близ Неаполя», «Грот Матроманио на Капри», «Большая гавань на острове Капри», «Лунная ночь в Неаполе» (все в Государственной Третьяковской галере в Москве), «Грот в Сорренто с видом на Везувий» (Таганрогская картинная галерея), «Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо» (Рязанский художественный музей).

Прожив долгие годы в Италии и став представителем европейской культуры, Щедрин остался русским художником.

shedrin_silvestr_08_smallКартины мастера романтического пейзажа с нетерпением ожидали русские коллекционеры живописи.

Хотя Щедрин так и не отправил в Россию свои произведения на звание академика, в 1827 году он стал почетным профессором Академии художеств, правда Королевской Неаполитанской академии.

Сильвестру Щедрину не суждено было преподавать в петербургской Академии художеств, однако его произведения во многом сформировали новое поколение shedrin_silvestr_09_smallрусских пейзажистов, искавших дорогу к подлинной, живой натуре.

Щедрин Сильвестр Феодосиевич умер в 1830 году в неполные сорок лет от тяжелой болезни, похоронен в
Сорренто.

obshchestvo_pooshchreniya_khudozhestvЩедровский Игнатий Степанович(Реализм, бытовой жанр)

1815-1870

Известный рисовальщик и литограф, особенно тяготел к бытовому жанру. Оставил ряд живописных работ — жанровых и пейзажных.Родился в 1815 году в семье титулярного советника литовско-польского происхождения. Учился И. С. Щедровский 3в университете в Вильно. Поступить в Петербургскую АХ на казенный счет ему так и не удалось, поэтому в 1833-36 гг. он посещал классы АХ в качестве вольнослушателя.

Тем не менее в 1836 г. получил звание свободного художника, «во внимание к хорошим успехам по части ландшафтной живописи» (позднее, в 1842 г., получил звание академика).

Зарабатывал молодой и бедный художник себе на жизнь литографиями с известных shedrovsky_02_smallпроизведений искусства, заказы на которые получал от ОПХ.

В 1839 г. Щедровский выпускает свой первый альбом (36 литографий) на темы из русского народного быта. Художник сделал рисунки, но литографировали их другие мастера. Успех был велик, и это позволило Щедровскому впоследствии повторить альбом еще четыре раза (1845, 1846, 1852, 1855). Но теперь он меняет вертикальный формат первого издания на горизонтальный и делает все литографии сам, причем в цвете, используя черную, голубоватую и красноватую краски.

shedrovsky_03_smallРаботу Щедровского отметил В. Г. Белинский за большую достоверность в передаче городских сцен, типичность лиц и характеров. Наиболее известны листы «Купец и нищие», «Бондари», «Столярная мастерская». Художник в состоянии уловить не только главные внутренние и внешние черты разных типов людей, но даже их характерные движения, походку, сам ритм их жизни. При этом он избегает суеты, многоречивости и лишних деталей. Соответствует такому уровню обобщения и твердый, четкий рисунок.

shedrovsky_10_smallСохранились далеко не все живописные работы Щедровского. Не совсем в русле его творчества оказались несколько пейзажей с охотниками, которые напоминают по настроению картины художников венециановской школы. Другие полотна Щедровского — например, «Сбитенщик» (1837), «Чтец на набережной и торговец лимонадом», «Плотники» (обе 1839) — близки по подходу и теме к его литографиям. Скрупулезно и точно, с большим сочувствием к простым труженикам, беднякам Щедровский показывает их повседневную жизнь и занятия, представляя их зрителю как эстетическую ценность.

shedrovsky_08_smallВ сущности, в творчестве Щедровского встречаются старое и новое направление в искусстве, и он счастливо избегает недостатков того и другого. Он разрабатывает бытовой жанр, который будет главенствовать в русской живописи второй половины XIX в., но все изображаемое, в соответствии со своей позднеклассицистической выучкой, обобщает, очищает от случайного, внешнего и суетного. Таким образом достигается равновесие отвлеченного и конкретного. О последних пятнадцати годах жизни художника мало что известно. Похоже, они были во всех отношениях нелегкими.

shedrovsky_07_smallНесущие простодушие и спокойствие картины художника Щедровского сродни полотнам живописцев-последователей школы Алексея Венецианова с их умиротворенностью и простотой. Работы Щедровского, не соответствующие многим канонам академизма и отнюдь не выдающиеся по исполнению, тем не менее подготовили появление мощного потока жанровой живописи второй половины XIX века. Игнатий Степанович Щедровский ушел из жизни в декабре 1870 года.

1smЩукин Степан Семенович(Русская портретная живопись)

1762–1828

Творчество Степана Семеновича Щукина относится к портретной живописи. Родился Щукин 12 (25) декабря 1758 года в Санкт-Петербурге.С младенчества рос в московском Воспитательном доме для сирот, подкидышей, солдатских и беспризорных детей.

3С детских лет Степан Щукин проявил склонность к рисованию. Талант маленького рисовальщика оценили и он был переведен в воспитанники Императорской Академии художеств.
В 1776 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Его преподавателем в портретном классе был Д.Г. Левицкий. Пребывание в Академии завершилось получением Большой золотой медали и направлением за границу для усовершенствования.

В 1782 году Щукин отправляется в Париж, где учится у исторического живописца 147Жана-Батиста Сюве.

В Санкт-Петербурге с 1776 года Щукин постигал портретную живопись в классе лучшего из русских портретистов времен императрицы Екатерины II Дмитрия Григорьевича Левицкого.

В 1782 году после окончания Академии с большой золотой медалью художник был отправлен совершенствовать свое мастерство в Париж в качестве пенсионера.

492px-Nikolay_Nikolayevich_NovosiltsevПо возвращении из Европы в 1786 году за исполненный по поручению Академии портрет ее адъюнкт-ректора Юрия Матвеевича Фельтена (находится в конференц-зале Академии) получил звание назначенного в академики и должность преподавателя в портретном классе Академии.

В 1797 году Щукин за портрет императора Павла I во весь рост удостаивается звания академика.

В 1802 году художник был избран в Совет Академии художеств.
MC-0326С избранием в действительные члены (что соответствовало статусу генерала) Императорской Академии Щукин не прекратил своей практической деятельности.

Помимо портретов живописец занимался миниатюрой (одно время возглавлял в Академии класс миниатюрной живописи) и принимал участие в написании образов для Казанского собора в Петербурге.

Портреты Щукина, до некоторой степени напоминающие собой кисть Левицкого, замечательны точностью рисунка, прекрасной характеристикой изображенных лиц, m_28495вкусным выбором аксессуаров, гармоничным колоритом и мастерским письмом.

Кроме вышеупомянутых портретов Фельтена и императора Павла I, в Академии находится исполненный Щукиным портрет профессора архитектуры Адриана Дмитриевича Захарова; в московской Оружейной палате — портрет Павла I в далматике; в гатчинском дворце — портрет Павла Петровича Ромавнова в бытность его великим князем; в московской Третьяковской галерее — портрет неизвестной дамы; в московском Румянцевском музее — портрет священника.

------~1Среди других произведений Степана Семеновича Щукина заслуживают особого внимания портреты императрицы Марии Федоровны, великой княжны Екатерины Павловны, адъюнкт-ректора Академии художеств Ивана Егоровича Старова, князя Адама Адамовича Чарторыжского, генерала от артиллерии Алексея Ивановича Корсакова, министра народного просвещения Российской империи графа Петра Васильевича Завадовского, председателя Государственного Совета графа Николая Николаевича Новосильцева, три портрета императора Александра І и его собственный автопортрет, который хранится в Русском музее.

shukin_01_smallМного произведений Степана Щукина находится в частных собраниях.

Важнейшие из многих учеников Щукина в Императорской Академии художеств — Василий Андреевич Тропинин, Александр Григорьевич Варнек, Федор Григорьевич Солнцев, Михаил Иванович Теребенев.

Щукин Степан Семенович умер в 1828 году в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище.

Шукин Юрий Прокопьевич(Бытовой жанр)

1904-1935

------~1До 1917 года учился в Воронежской гимназии, затем продолжил обучение в единой трудовой школе.

В 1919-1920 годах учился в воронежских Свободных художественных мастерских у С.Романовича и Н.Максимова. Участвовал в оформлении революционных празднеств.

С 1922-го по 1930 год учился во Вхутемасе-Вхутеине (Всесоюзных художественно-технических мастерских в 1927 году переименованных во Всесоюзный imagesCAP03V4Lхудожественно-технический институт) у П.Кончаловского, И.Рабиновича, В.Сахновского.

В студенческие годы и последующие пять лет Щукин работал над оформлением демонстраций, массовых театрализованных шествий, посвященных празднованию революционных дат и событий.

Станковая живопись и графические листы выполнены художником с простосердечием, характерным для детей и народных мастеров.

Стилистика работ, созданных почти одновременно, порой несхожа.

imagesCAYXK9JTНо восприятие мира и реализация увиденного делают художника мечтателем, фантастом.

Образы-метафоры, народный балаган, гротеск и лиризм! – основа творчества Щукина.

Заболев туберкулезом, Щукин скончался в 1935 году.

Изображённые произведения  могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.