Хеда, Виллем Клас(Willem Claesz Heda)
![<b>«Натюрморт с Ветчиной и Ромом»,</b> 1638<br />Музей Крёллер-Мюллера,Оттерло. <b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/Still_Life_with_a_Ham_and_a_Roeme_b-168x126.jpg)
Музей Крёллер-Мюллера,Оттерло.
![<b>«Натюрморт - оловянная посуда, серебряные сосуды и краб»,</b> 1634<br />Музей Бредиуса,Гаага. <b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/1280x1024_natyurmort-willem-claesz-heda-villem-klas-heda-168x126.jpg)
Музей Бредиуса,Гаага.
![<b>«Натюрморт с лимоном устрицами и хлебом»,</b> 1633<br />Kunstsammlungen, Kassel. <b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/makanan2_fs_fs-168x126.jpg)
Kunstsammlungen, Kassel.
![<b>«Завтрак с лобстером» ,</b> 1649<br />Частное собрание. <b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/c51eac4711c40c196c1d832317f6cd6c-298x300.jpg)
Частное собрание.
![<b>«Натюрморт с вином, табаком и карманными часами» ,</b> 1648<br />Картинная галерея Далвич, Лондон.<b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/picfull2_518009db68fa3-168x126.jpg)
Картинная галерея Далвич, Лондон.
![<b>«Завтрак с крабом» ,</b> 1648<br />Государственный Эрмитаж,С-Петербург. <b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/Heda_hermitage52cdab355f964-168x126.jpg)
Государственный Эрмитаж,С-Петербург.
![<b>«Завтрак с раком» ,</b> 1650-1659<br />Частное собрание.<b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/lA1oWRJj52cdab45bc6d6-267x300.jpg)
Частное собрание.
![<b>«Завтрак с черничным пирогом» ,</b> 1631<br />Картинная галерея, Дрезден.<b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/552cdab87c5f00-168x126.jpg)
Картинная галерея, Дрезден.
![<b>«Натюрморт с упавшим кувшином» ,</b> 1637<br />Национальная галерея,Лондон.<b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/00000852cdab9661574-168x126.jpg)
Национальная галерея,Лондон.
![<b>«Натюрморт с устрицами лимоном и вином» ,</b> 1634<br />Национальная галерея,Лондон.<b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/0008-007-Natjurmort52cdabb46b721-168x126.jpg)
Национальная галерея,Лондон.
![<b>«Натюрморт»,</b> 1634<br />Музей Бредиуса,Гаага. <b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/46280309952cdb090ac152-168x126.jpg)
Музей Бредиуса,Гаага.
Виллем Клас Хеда(1594–1682)- голландский живописец, мастер натюрморта.
Виллем Клас Хеда родился 14 декабря 1594 года в Харлеме, Нидерланды, в семье профессионального художника.
Обучение живописи проходил под руководством своего отца, Геррита Виллемса Хеды. В Харлеме художник жил и работал всю жизнь. Карьеру живописца он начинал с картин на религиозные сюжеты и портретов, но затем практически полностью переключился на натюрморты.
В Голландии XVII века жанр натюрморта получил большое распространение. Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными: горизонтальный формат полотна, нижний край стола с изображаемой натурой строго параллелен раме. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна; предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название ontbijtjes — этот термин обычно переводится как «натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря, ontbijt’ом называлась лёгкая закуска, которую можно было принимать в любое время дня. Изображаемые предметы могли нести скрытый аллегорический смысл: погасшая свеча — символ окончившейся жизни; серебряная посуда означает земное богатство; ветчина — чувственные радости; лимон — внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь.
Хеда, а также оказавший на него влияние Питер Клас — самые значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии. Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов. Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п.
К сорока годам Хеда был уже живописцем с утвердившейся репутацией. В 1631 году он получил статус мастера в харлемской гильдии Святого Луки. Неоднократно (в 1637, 1643 и 1651 годах) избирался председателем гильдии, в 1642 и 1652 гг. — её деканом.
Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 годом и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса).
В начале 1630-х гг. Хеда прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, но, в отличие от них, не боялся нарушить симметрию, располагая белую скатерть в правой или левой части и оставляя середину стола непокрытой. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х годов писалась уже совершенно смятой. Еда ранее представлялась нетронутой, предназначенной лишь для обозрения и любования, а в более поздних натюрмортах видны признаки трапезы. Расположение предметов стало носить не празднично-торжественный, а как бы случайный, естественный характер.
Виллем Клас Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины. С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях, как видно на примере замечательного натюрморта, хранящегося в Государственном музее в Амстердаме. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Художник почти всегда использовал в своих работах одни и те же мотивы, но, меняя расстановку, он создавал оригинальные композиции, представляющие новый взгляд на привычные предметы. Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение таинственности. В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира.
После 1640 года картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Чтобы достичь большей монументальности композиции, Хеда в зрелый период творчества применял не традиционный горизонтальный, а вертикальный формат.
Один из сыновей мастера, Геррет Виллемс Хеда (1620—1702), также стал живописцем. Как и отец, руководивший его обучением, Геррет избрал своим жанром натюрморт и писал в той же монохромной манере. Виллем Хеда имел много учеников и последователей, но главным из них был Геррет.
Мастер умер 24 августа 1682 г. в Харлеме, где и был похоронен. Влияние его на других художников было значительным. Среди последних можно назвать молодого Франса Халса.
По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г.,Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, Хеда, Виллем-Клас // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние