Студия И. Галереи интерьерной живописи

Висенте Лопес и Портанья(1772-1850)-выдающийся испанский живописец, считавшийся лучшим испанским портретистом своего времени.

Висенте Лопес и Портанья родился 19 сентября 1772 года в Валенсии. Родителями Висенте Лопеса были Кристобаль Лопес Санкорди и Мануэла Портанья Меер.
Молодой Висенте начал изучать живопись в возрасте 13 лет, в своём родном городе, под руководством монаха-францисканца Антонио де Виллануэва, а затем в валенсийской Королевской академии изящных искусств Сан-Карлос.

a369e9d90f7c.jpg

Юноше исполнилось 17 лет, когда он выиграл несколько первых призов в Академии Сан-Карлос, в том числе и за картину «Тобиас восстанавливает зрение своего отца» (Tobias Restoring his Father’s Sight , Музей изящных искусств, Валенсия).
В 1789 году Лопес заслужил направление со стипендией на учебу в престижную столичную королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо. Здесь он выигрывает приз по рисованию Королевской академии изящных искусств, что являлось большим достижением для молодого художника.
Проучившись три года в Мадриде у известного валенсийского художника Мариано Сальвадора Маэльи., Висенте в 1794 возвращается в Валенсию, где занимает пост заместителя директора Академии искусств, в которой ранее учился.
При этом нельзя не отметить, что большое влияние на художника в период его обучения в Мадриде, оказало не только творчество самого Маэльи, но и творчество немецкого художника Антона Рафаэля Менгса, долгое время жившего в Испании, а также творчество испанского художника Грегорио Форро, продолжавшего традиции Менгса.
В 1795 Висенте Лопес и Портанья женился на Марии Пикуэр, которая родила ему двух сыновей:Бернародо Лопеса Пикьер и Луиса, которые также стали художниками, они продолжали работать в стиле своего отца, но не сумели получить такого же признания, как он.
В 1801 году Лопес и Портанья становится президентом валенсийской Академии Сан-Карлос.
Когда король Карл IV в 1802 году посетил город Турья, он назначил художника своим почетным придворным художником, сразу же заказав ему несколько работ, которые были успешно выполнены.
К 1810-м годам, после французской оккупации, Лопес и Портанья был уже хорошо известным художником, поэтому в 1814 году испанский король Фердинанд VII вызвал художника в Мадрид, удостоил его аудиенции и назначил официальным придворным художником.
Вскоре после этого Лопесу и Портанья удалось сделать при дворе успешную карьеру, при том, что «первым королевским художником» в то время был сам Франсиско Гойя, заменивший на этом посту опального Маэлью.
Фердинанд VII назначил Лопеса и Портанья учителем рисования своей второй жены — Марии Изабеллы Португальской, а затем и третьей жены — Марии Жозефы Саксонской.
Спустя всего три года, в 1817 году, Висенте Лопес и Портанья уже стал президентом мадридской Королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо.
Лопес и Портанья писал свои полотна на разнообразную тематику — они были религиозного, аллегорического, исторического и мифологического содержания, однако подлиных вершин мастерства художник достиг в портретной живописи.
За годы своего творчества Лопес и Портанья создал портреты всех значимых персон испанского общества I половины XIX столетия.В 1826 году Лопес и Портанья написал портрет Франсиско Гойи, когда известный мастер посетил двор в Бордо, где художник тогда жил. Гойе было тогда 80 лет, и через два года он умрет. По свидетельствам очевидцам, Гойе быстро надоело позировать коллеге, который был очень дотошен к деталям, и именно по этой причине, как считают искусствоведы, портрет Гойи уступает другим портретам Лопеса.Однако, именно портрет Гойи является самой известной работой Висенте Лопеса и Портанья.
Остаток своей жизни Висенте Лопес провел в Мадриде, он писал портреты государственных деятелей и ученых, а также драматические религиозные сюжеты.
Висенте Лопес-и- Портанья писал свои работы в неоклассическом стиле,однако, некоторые из его ранних произведений написаны в стиле рококо. На завершающем этапе своего творчества Лопес и Портанья обратился к живописи романтизма.
Умер Висенте Лопес и Портанья в должности придворного живописца королевы Изабеллы II 22 июля 1850года в возрасте (77 лет) в Мадриде, где и был похоронен.
Висенте Лопес и Портанья по единодушному мнению абсолютного большинства искусствоведов и критиков считается одним из лучших испанских живописцев своего времени, вторым по мастерству после Гойи.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние