Студия И. Галереи интерьерной живописи

Томас Лоуренс(1769—1830)-самый прославленный портретист конца 18 — начала 19 века.

Томас Лоуренс родился 13 апреля 1769 года в Бристоле в семье управляющего акцизами Томаса Лоуренса(старшего) и дочери священника Люси Рид. После решения отца семейства приобрести гостиницу, Лоуренсы переехали в небольшой курортный городок Бат, недалеко от Бристоля, куда любила приезжать на местные целебные воды лондонская аристократия.

master-charles-william-lambton-sir-thomas-lawrence.jpg

Художественный талант Лоуренса проявился очень рано, уже в 10-и летнем возрасте молодой художник успешно зарабатывал пастельными портретами приезжавшей отдыхать аристократии.
Со временем гостиничный бизнес отца Томаса прогорел, он был объявлен банкротом, и семья в 1787 году переехала в Лондон.
Томас Лоуренс снимает жильё на Лестер-сквер, неподалеку от студии Джошуа Рейнольдса. Вскоре состоялось знакомство Лоуренса с выдающимся мастером. Рейнольдс оказал покровительство молодому художнику и посоветовал ему больше изучать природу, а не работы старых мастеров. Лоуренс снял студию и уже в 1787 году выставил несколько работ на выставке Королевской Академии в Сомерсет-Хаусе. Академики оценили работы Лоуренса и он был зачислен студентом Королевской академии художеств. Обучение в Академии продлилось не долго. Чувствуя себя вполне сложившимся художником и устав от выписывания классических статуй, Томас решает бросить занятия в Академии и сосредоточиться на своей портретной живописи и изучении техники работы маслом. При этом Лоуренс продолжает работать в портретном жанре пастелью. Он удостаивается чести видеть среди своих моделей герцогинь Девонширских, Сару Сиддонс, Уоррену Гастингса, сэр Генри Харпура, известных представителей аристократического общества Лондона того времени.
В 1788 году на выставке Королевской Академии Томас Лоуренс выставляет 5 работ в пастели и одну в масле. В дальнейшем, в период между 1787 годом и годом его смерти 1830-ым, он только дважды не принимал участия в выставках Академии : в 1809 году — в знак протеста против порядка размещения своих картин на выставке, и в 1819 году в связи с пребыванием в зтот период за границей. В 1789 году Лоуренс выставил уже 13 написанных портретов, почти все маслом. Работы получили очень благоприятные отзывы в прессе, и возрасте 20 лет Лоуренс принимается за работу над портретами королевы Шарлотты и принцессы Амелии.
В 1790 году портрет Королевы Шарлотты был выставлен в Академии и получил очень хорошие отзывы критиков. Этот год,по единодушному мнению историков, был очень удачным в творчестве Лоуренса. Именно к этому периоду творчества художника принадлежит один из самых известных его портретов — актрисы Элизабет Фаррен, будущей графини Дерби.
Портрет королевы Шарлотты (1789,год,Лондон, Национальная галерея), прочно закрепил за Томасом Лоуренсом статус художника высшего света. Удивительно скромный,обаятельный, и при этом необычайно талантливый, художник быстро стал очень популярным в столице.
Лондонские аристократы наперебой начинают заказывать художнику свои портреты. А после того, как в 1791 году Лоуренс становится главным живописцем короля, иметь дома портрет, принадлежащий кисти Лоуренса, становится высшим шиком и мечтой многих лондонских аристократов. Манера письмя Лоуренса, сложившаяся в эти годы, как бы продолжает славные традиции Рейнолдса, хотя работам Лоуренса и не достаёт характерной для последнего глубины характеристик раскрываемого образа.
Определённая поверхностность в трактовке образов в полной мере компенсировалась в его работах необычайным изяществом рисунка и линии, смелостью цветовых решений, умением придать модели свободу и непринужденность позы. Лёгкость и свобода его работы кистью граничила порой с небрежностью, предполагая недосказанность и некоторое ощущение незаконченности некоторых его работ.
В 1791 году Томас Лоуренс был избран ассоциированным членом Королевской Академии, а в следующем году , в связи со смертью сэра Джошуа Рейнольдса, король Георг III назначил его «художником-медиком его величества».
В 1794 году Лоуренс стал действительным членом Королевской Академии.
Следующие 20 лет творческой карьеры Лоуренса почти не изменили стиль. После 1800 года колорит его работ становится несколько приглушённей, а стиль строже.
22 апреля 1815 года король присвоил Томасу Лоуренсу почётное рыцарское звание, а спустя три года художник отправляется в Европу писать портреты государственных деятелей, священнослужителей и военачальников, принимавших непосредственное участие в победе над Наполеоном (большинство ныне в галерее Ватерлоо в Виндзоре). Среди моделей художника были российский царь Александр, император Австрии Франц I, король Пруссии, генерал-фельдмаршал князь Шварценберг, эрцгерцог Австрии Карл и его жена Генриетта, Наполеон II.
В мае 1819 года по просьбе английского принца-регента Лоуренс выезжает из Вены в Рим для работы над портретами папы Пия VII и кардинал Консалви. За время отсутствия Лоуренса на родине скоропостижно скончался президент Королевской академии Бенджамин Уэст. И в день возвращения Лоуренса в Лондон, 20 марта 1820 года, он был избран новым президентом,
Томас Лоуренс занимал эту почётную должность вплоть до своей смерти через 10 лет. 28 февраля 1822 года он был избран членом Королевского общества, как было написано в Указе «за его превосходство в искусстве». К этому периоду жизни художника относятся написанные им портреты сестры короля Софии, Вальтера Скотта и короля Франции Карла X.
Томас Лоуренс скоропостижно скончался в Лондоне 7 января 1830 года, через несколько месяцев после смерти своего самого преданного друга Изабеллы Вольф. Художник так никогда и не был женат.
Томас Лоуренс был похоронен 21 января в пределе собора Святого Павла в Лондоне. Среди провожающих Лоуренса был Уильям Тёрнер, который позднее по памяти нарисовал эскиз сцены похорон своего коллеги — Томаса Лоуренса.
После смерти художника в его мастерской осталось довольно много незаконченных работ ,некоторые из которых были завершены помощниками и учениками художника.
Все свои работы Лоуренс завещал в дар Британскому музею, но администрация отказалась от дара, о чём в дальнейшем сильно пожалела.
Вся коллекция и работы Лоуренса были проданы с аукциона, но позднее их лихорадочно выискивал Британский музей, с тем чтобы разместить в своей экспозиции. Как говорится: что имеем не храним, потерявши-плачем…
В 1900 году спустя 70 лет после смерти Томаса Лоуренса , была издана биография художника, написанная лордом Рональдом Гауэром.
В целом Лоуренс оказал большое влияние на европейский портрет XIX в., хотя слава самого художника закатилась довольно скоро после его смерти.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 2.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.