Студия И. Галереи интерьерной живописи

Суходольский Пётр Александрович(1835–1903)-выдающийся русский живописец-пейзажист, с успехом работавший в технике сепии.

9db02036c58206c6b9d482519b9ebda3534507186877109.jpg

Пётр Александрович Суходольский родился 1 мая 1835 года в селе Владимирское Мосальского уезда Калужской губернии Российской империи (ныне – территория Куйбышевского района Калужской области (д. Петроселье) в богатой дворянской семье . Склонность к живописи у Суходольского проявилась в раннем детстве. Родители всячески поощряли увлечение сына, видя его природную одарённость и удивительную целеустремлённость — заявив в возрасте 6 лет о своём желании стать художником, Пётр Суходольский никогда в дальнейшем не допускал и мысли о возможности занималься в жизни чем-либо другим. Родители позаботились, чтобы из сын получил очень достойное домашнее образование, которое в дальнейшем продолжил в С-Петербургском университете, а позднее в С-Петербургской Академии художеств(1856–1864 годы, с перерывами) в классе пейзажной живописи М. Н. Воробьёва. Его педагогами также были известные русские пейзажисты Л.Ф.Лагорио и Г.Г.Чернецов.
За пейзажи «Буря в Калужской губернии» (1859), «Зимнее утро» (1860) Пётр Суходольский получил Малую и Большую серебряные медали,а за картину «Вид с Петровского острова» — Малую золотую медаль. Его картины «В Дубках» (1862) и «Болото» (1863) приобрёл П.М.Третьяков.
В последующие годы художник часто отдавал предпочтение в своём творчестве изображению пограничных состояний природы. На многих его полотнах удивительно точно запечатлены те краткие мгновенья, которые почти всегда предшествуют началу летнего ненастья: тревожная тишина, сменяющаяся порывами внезапно налетевшего ветра, гнущиеся верхушки деревьев, тяжелые грозовые тучи, затянувшие голубое небо…..
Практически весь 1863 год художник провёл за границей, жил в Берлине и Париже.
В 1864 году за картину «Деревня Желны в Калужской губернии» (1864, Государственный Русский музей) Суходольский был удостоен Большой золотой медали и звание классного художника 1-й степени с правом пенсионерской поездки сроком на шесть лет.
В 1865 году Суходольский получил разрешение Совета Академии Художеств(в виде исключения) провести первые три года пенсионерства в России.
В 1870 году Суходольский поступил на земскую службу – избирался мировым посредником, занимал должности председателя уездной управы и губернского секретаря. О его творчестве в 1868-1878 годах в Калужской губернии мало данных, так как большинство его произведений этого времени, к сожалению, утрачено.
С 1878 года Пётр Александрович Суходольский жил и работал в Петербурге. За картину «Весенний разлив реки Оки» (Государственный Русский музей) в 1878 году ему было присуждено звание академика.
С 1880 года Суходольский работал в основном как пейзажист, но обращался и к жанровым композициям. Нельзя не отметить в этой связи его работы «Обед подёнщиц» (1880, Государственный Русский музей) и «Сцена из крестьянского быта»(1882, Государственный Русский музей).
В 1882 году, в числе других художников, Пётр Александрович получил заказ от императора Александра II на серию картин о русско-турецкой войне 1877–1878 гг.
В 1885 художник совершил совершил поездку в Болгарию, из которой привёз много набросков и эскизов.
В 1888–1894 годах Пётр Суходольский как иллюстратор сотрудничал в журналах «Нива» и «Гусляр».
В 1890-х годах Суходольский обратился к теме морского пейзажа, побывав в этой связи в Финляндии и Норвегии, где много и плодотворно работал.
Пётр Александрович Суходольский — участник многих престижных выставок , начиная с 1859 года. Он с успехом экспонировал свои работы на выставках в залах Императорской Академии Художеств (1859–1891года , с перерывами), Общества выставок художественных произведений (1879году), Московского общества любителей художеств (1866–1881годах, с перерывами), Общества поощрения художников (1864году), Всемирных выставках в Париже (1867году), Вене (1873году), международных художественных выставках в Мюнхене (1869году), Берлине (1886году), Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве (1882году).

Его многочисленные пейзажи, рождённые во время частых и продолжительных путешествий по любимой матушке России, являются яркими примерами русской пейзажной живописи, с чётким рисунком и хорошо подобранной тональностью.
Пётр Александрович Суходольский принадлежал к числу немногих российских художников, которые успешно работали в технике сепии.
(для справки: Се́пия (лат. sepia, от греч. sepía — каракатица) — термин, имеющий отношение к цветообозначению группы оттенков коричневого цвета.Натуральной сепией назывался краситель, который делали из так называемого чернильного мешка морского моллюска — каракатицы.
Натуральная сепия использовалась европейскими художниками с середины XVIII века при рисовании пером и кистью. В последней четверти 18-го века профессор Jacob Seydelmann из Дрездена изобрёл процесс получения концентрата натуральной сепии, для производства акварельных и масляных красок.По аналогии сепией стали называть вид графической техники, использующей оттенки коричневого цвета. Эта техника получила широкое распространение в Европе с середины XVIII века (О. Фрагонар во Франции и др.).В XX в. сепия, многообразная по цветовым оттенкам краска акварельного типа, приготовляется искусственным путём. Искусственная сепия менее стойкая, чем натуральная.)
Дошедшие до нас сведения о творчестве Петра Александровича Суходольского достаточно скупы, ввиду утраты многочисленных архивов и работ художника в период революционных переворотов 1917 года,и во время Великой Отечественной войны, известно лишь, что критики не очень баловали своим вниманием прижизненное творчество художника , считая его пейзажи красивыми , но излишне лубочными, отмечая при этом, что в жанре пасторального русского пейзажа живопись Суходольского отличается «лица необщим выражением», при тщательной проработке рисунка и композиции жанровых сцен.

Умер Пётр Александрович Суходольский 7 января 1903 года в Петербурге, где и был похоронен.
Нарядные и праздничные произведения Петра Суходольского явились первыми ласточками в череде большого количества работ наших известных художников, отдававших заслуженную дань уважения поэтической ноте нашего родного русского пейзажа.
Произведения Петра Суходольского имеются в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Нижегородском государственном художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Донецком областном художественном музее и других.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2020. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.