Студия И. Галереи интерьерной живописи

Сорока Григорий Васильевич(1823–1864)-известный русский живописец, мастер пейзажа
Григорий Васильевич Сорока(Васильев) родился 15 ноября 1823 года в деревне Покровская Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, в семье крепостного крестьянина.

854f9d321bd035.jpg

Творчество Сороки относится к пейзажной, жанровой, портретной живописи. Его отец был крепостным крестьянином,принадлежавшим Милюковым.Прозвище “Сорока”, позже перешедшее в фамилию, Григорий, вероятно, получил еще в детстве. Оно говорит о бойком, любознательном характере мальчика.
В имении помещика Н.П. Милюкова Островки проявлявшего художественные способности юношу заметил Алексей Гаврилович Венецианов, близко знавший хозяина имения. Сорока выполнял в Островках обязанности садовника. Несмотря на настойчивые уговоры Венецианова, Милюков отказался предоставить Григорию вольную, тем не менее, дал согласие на обучение своего крепостного живописи.
Становление Сороки как художника было невероятно быстрым. Его сохранившиеся портретные рисунки 1842 г. говорят об умении передать сходство и о явных навыках в рисовании; картина «Гумно» (1843) уже достаточно профессиональна, а «Кабинет дома в «Островках», имении Н. П. Милюкова» (1844) -может вполне претендовать на одно из самых поэтичных изображений интерьера во всей русской живописи.
Наибольшего успеха Сорока добился в пейзажной живописи. «Флигель в «Островках»…» (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX — начала XX века. Четыре пейзажа, исполненные в селе Спасском Тамбовской губернии (принадлежавшем родственникам Милюковых), — «Вид на плотину», «Рыбаки», «Вид на озеро Молдино», «Вид в имении Спасское» (все ок. 1847) -характеризуют автора, как зрелого и талантливого мастера пейзажа и поражают эпическим размахом восприятия и изображения природы. Еще три пейзажа, написанные дома, в «Островках», — «Вид на озеро Молдино в усадьбе «Островки»», «Часовня в парке» и «Вид в «Островках»» (все конца 1840-х), — напротив, отличаются камерным, подчеркнуто интимным характером. Кроме «Кабинета дома в «Островках», имении Н. П. Милюкова» он написал еще одну интерьерную картину, «Отражение в зеркале» (1840-е), -достаточно сложную по пространственному решению и исключительно безупречную по исполнению.
Судьба художника сложилась очень трагично. Григорию Сороке почти до конца дней было суждено томиться в неволе. Хозяин, дав возможность приобщиться к высокому искусству, тем не менее отказал Сороке в «вольной», запрещая даже поездки в Петербург. А когда Венецианов в 1847 году, в результате нелепой случайности, погиб, «разбитый лошадьми», жизнь вдали от художественных центров и духовное одиночество надломили художника.

В 1850-1860-х годах Сорока жил в родной деревне, писал образа для деревенских церквей, пытался следовать примеру Венецианова и учить живописи своих земляков.

В 1861 году, после отмены крепостного права, он выступил против своего бывшего хозяина, протестуя против грабительских условий «освобождения». Но жалоба осталась без внимания со стороны властей …
Отношения Сороки с Милюковым обострились до предела к апрелю 1864 года. Сорока писал жалобы на помещика от крестьянской общины, Милюков — на Сороку “за подстрекательства”. Неоднократно, как можно предположить, выяснение отношений происходило на сходах публично. Община клокотала и высказывала помещику всю накопившуюся в веках злость и претензии, помещик пытался сохранить рычаги власти и общественный статус. Исполнительная власть и в центре, и на местах, как правило, поддерживала сторону помещиков, т.к. продолжала оставаться сословной. В ходе очередного конфликта Сороке было назначено наказание, что, согласно молве, и привело его к самоубийству.
10 мая (22) 1864 года Григорий ЫВасильевич Сорока был обнаружен в «обжигательной избе повесившимся». Так завершился жизненный путь одного из наиболее искренних лириков в истории русской живописи.

В русском искусстве «Автопортрет» Сороки — один из наиболее искренних образцов русской портретной живописи. Портрет оставался в его семье, где хранился более ста лет. В 1976 году на открытии выставки, посвященной творчеству Сороки, правнуки художника передали его в дар Русскому музею.

По материалам: Wikipedia, Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние