Студия И. Галереи интерьерной живописи

Шильдер Андрей Николаевич(1861-1919)-известный русский художник-пейзажист, писавший также театральные декорации.

0dc4265157c261100ccf2a45e2a.jpg

Андрей Николаевич Шильдер родился 18 мая 1861 года в семье художника-академиста — Николая Густавовича Шильдера (1828—1898).Среда, в которой он воспитывался, состояла преимущественно из художников, товарищей отца. Сначала Шильдер-младший увлекался рисованием карикатур, затем, увидев, как работают с натуры отец и его товарищи Николай Александрович Ярошенко(1846-1898), русский живописец и портретист,военный по образованию и по службе, Семён Андреевич Рязанов(1825-1892),русский живописец,Дмитрий Никифорович Мартынов(1826-1889),русский художник, академик живописи и другие, стал пробовать свои силы в других жанрах. Отец подарил ему несколько эстампов знаменитого швейцарского художника,замечательного пейзажиста и талантливого графика Александра Калама(1810-1864), и эти рисунки так увлекли мальчика, что он тогда же, лет четырнадцати, увлечённо занялся пейзажем.
С этого времени Андрей Шильдер видел себя в будущем только художником. Однажды отец показал его рисунки Ивану Ивановичу Шишкину(1832—1898,прославленному русскому художнику-пейзажисту, живописцу, рисовальщику и гравёру-аквафортисту.

Увидев работы, Шишкин расхвалил юного художника и пригласил его к себе в мастерскую для занятий. На занятия начинающий художник приходил ежедневно, скопировал несколько этюдов знаменитого мастера и взялся за написание большой картины.
В 1879 году Андрей Шильдер ездил с наставником в Крым, а в 1893 году — в Беловежскую пущу.Свои крымские зарисовки Андрей Николаевич Шилдер, по совету Ивана Ивановича Шишкина и Ивана Николаевича Крамчкого(1837-1887),русского живописца и рисовальщика, мастера жанровой, исторической и портретной живописи, представил в общество поощрения художеств, и ему была назначена стипендия в размере 40 рублей в месяц.
Быть учеником И.И. Шишкина и не испытать влияния столь мощной человеческой и творческой натуры — такого, наверное, быть не могло. Это и объясняет, по всей вероятности то, что среди пейзажей Андрея Николаевича Шильдера можно найти изображения шишкинских сосновых лесов, заваленных снегом непроходимых чащоб, родников среди деревьев и многих других таинств русского леса.
В 1880 году Андрей Николаевич Шильдер выставил на конкурс свою первую картину «Туман в горах», за которую получил первую премию в 500 рублей. После поездки в Крым Шильдер взял за правило работать с натуры ежегодно. Шишкин помогал ему своими советами, так как несколько лет они жили вместе на острове Валааме, в Сиверской и Беловежской пуще.

Передвижников-пейзажистов принято было делилить на два лагеря — питерцев и москвичей. В произведениях первых была установка на картину, на ее содержание и разработку плана. Картина не являлась случайным списком с природы, а зарождалась в воображении художника. К ней уже подбирался соответствующий намерениям художника материал — рисунки и этюды, а часто питерцы обходились и без них, полагаясь на свою память и знание натуры.
Крепко держался натуры, пожалуй, только один Шишкин, у которого в большинстве трудно было найти грань между этюдом и картиной.
Москвичи же избегали придуманной картины и в свои работы вносили больше этюдности. Картину предпочитали писать прямо с натуры, внося в нее все случайности и особенности момента. Когда пользовались этюдами, то почти целиком переносили их в картину; писали часто на воздухе, стоя зимой в валенках на снегу. Этим они добивались впечатления, что картина целиком писана с натуры под открытым небом.
К числу питерцев, «удумывающих» картину и пишущих ее более от себя, чем пользуясь натурой или точными этюдами, принадлежал и Андрей Николаевич Шильдер.
Художник принимал активное участие на Передвижных выставках в период с 1884 и по 1918 годы, стал членом Товарищества Передвихных выставок в 1891 году.
Начиная с 1885 года Шильдер много работал в иллюстрированных журналах: «Север», «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Ласточка», «Новь» и «Артист».
Подобно своему учителю И.И.Шишкину, Шильдер всегда уделял особое внимание правдивому и точному рисунку, реальному воспроизведению форм и подробностей пейзажа. Обладая такой же любовью к русской природе и феноменальной трудоспособностью, он сумел достичь выдающихся результатов результатов не только в живописи, но и в рисунке пером и углем, в картинах исполненных одним тоном, блестящих по легкости и мастерству исполнения. Знакомство с Архипом Ивановичем Куинджи разбудило в нем любовь к световым эффектам, из которых особенно удавалось ему передача лунного света «Лунная ночь в Астрахани», 1910 год.

В 1903 году Шильдер стал академиком пейзажной живописи. Особую известность ему принесла большая панорама заводов Нобеля — «Город», которую художник написал к Нижегородской всероссийской выставке 1896 года.
Андрей Николаевич Шильдер был награждён:

— В 1880 году получил Первую премию Общества поощрения художеств за картину «Туман в горах».
— В 1883 году — малую поощрительную медаль Академии художеств.
— В 1900 году написал по заказу Российско-Американской резиновой мануфактуры полукруглую панораму «Сбор каучука на реке Амазонке». На всемирной выставке в Париже эта панорама и несколько выставленных художником картин получили золотую медаль и диплом.
Шильдер всегда строил свои картины на основании собранного материала, главным образом рисунков, компонуя их и видоизменяя до неузнаваемости.Очень часто его рисунок своей красивостью и вычурностью выдавал свою придуманность. У него были огромные альбомы рисунков деревьев всевозможных пород, необыкновенно тщательно проработанных.
Шильдер не был силён колорите, в его картинах чувствовалась раскраска сырым, недоработанным тоном и чрезмерная законченность, доходившая до сухости. При всех недостатках работ Шильдера, нельзя отрицать, что он глубоко любил природу и искусство. Он ясно сознавал свои недочеты, сильно страдал от них, но был бессилен их исправить, так как они были порождены всеми условиями его жизни.
Необходимость заработка, сбыта картин не позволяла Шильдеру выдерживать свои картины, долго над ними работать и отказываться от неудачных….
Художник был очень востребован. Он много зарабатывал , но не знал счета деньгам, был весьма непрактичным в жизни, постоянно нуждался и делал долги.
Шильдер был добрейший человек, не мог отказать ни в чем не только семье, но и всякому, кто бы ни обратился к нему, а на себя, действительно, почти ничего не тратил, даже костюм у него был хуже, чем у других товарищей. Правда, у него была довольно хорошая квартира, приличная обстановка. В гостиной стояло несколько шахматных столиков, один дорогой, с перламутровой инкрустацией. Шильдер был прекрасный шахматист и столик получил как приз на шахматном турнире.
Бесконечные сомнения в своих силах, в правоте своих убеждений в искусстве убийственно влияли на психику художника и постепенно довели художника до нервного заболевания, хотя для последнего была и другая причина: в юности Шильдер на охоте по неосторожности застрелил своего родного брата. После этого ужасного случая он долго болел, не мог слышать выстрелов и видеть крови.
К товарищам Шильдер за материальной помощью не обращался, чтобы не портить отношений, и попадал в руки ростовщиков, которые постоянно угрожали ему взысканием, наложением ареста и распродажей имущества.
Особенно трудно было ему в последние годы перед революцией. На выставках он уже не мог выдержать конкуренции с молодыми художниками, более красочными и нарядными в своих вещах. Из произведений Шильдера наиболее известны: «Лесная тропинка»
(1884 год),»Ночь» и «Этюд» (обе 1890 год), «Лесная речка» и «Облачный день» (обе 1891 год, последняя картина была приобретена императором Александром III), «Этюд» (1890 год), «Белая ночь», «В степи», «Мель» (все 1893 год), «Взморье», «Лес заснул» (обе 1894 год), «Хаджибейский лиман», «Павловск в сентябре» (обе 1895 год), «Храм огнепоклонников», получившую большую золотую медаль на юбилейной выставке в память покорения Кавказа (1896 год).

Андрей Николаевич Шильдер скончался 14 октября 1919 года в возрасте 58 лет в Петрограде, где и был похоронен.

Работы Андрея Николаевича Шильдера представлены во многих областных художественных музеях и галереях: в Третьяковской галерее, Русском музее, Владимиро — Суздальском художественном музее — заповеднике, Ставропольской картинной галерее.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. «Художник РСФСР». Ленинград. 1965. Издание пятое.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.