Студия И. Галереи интерьерной живописи

Щедрин Семён Фёдорович(1745–1804)-известный русский художник, родоначальник русской пейзажной живописи, первый профессор нового, пейзажного класса в Императорской Академии Художеств.
Семён Фёдорович Щедрин родился 6 [17] апреля 1745 года в Санкт-Петербурге в семье солдата лейб-гвардии Преображенского полка. Интерес к живописи проявился у мальчика очень рано, и отец всячески поощрял увлечение сына.

photo_201-206731.jpg

В 1759 он устроил старшего сына в только что открытую Императорскую Академию художеств. Через пять лет он отдал в Академию и второго сына, Феодосия, ставшего впоследствии выдающимся скульптором. Его сын — Сильвестор Феодосьевич Щедрин впоследствии стал выдающимся русским живописцем.
В Академии Семен Щедрин обучался сначала гравированию, а затем орнаментальной скульптуре. С 1765 года он учился «ландшафтному художеству» и так преуспел, что уже через два года, в 1767 году получил за «программу» (дипломную работу) Вторую золотую медаль и право на заграничную командировку.
До того момента пейзажу в молодой Императорской Академии художеств не уделяли серьезного внимания: не было не только специального класса, но и преподавателя. Ландшафтной живописи учили параллельно с прочими, причем в качестве образца брали модный в те годы условно идиллический пейзаж. Подобные картины и эстампы можно было видеть в собрании Академии художеств. На них обычно изображалась равнина с горами и живописными руинами, с ручьем и перекинутым через него мостиком. Для оживления пейзажа, придания ему «естественности» и создания особой идилии на нем обязательно изображали мирно пасущиеся стада.

Семён Щедрин был одним из семи выпускников Академии 1767 года выпуска , получивших медали и заграничные командировки. Всех их отправили в Париж. В Париже они были представлены послу, князю Голицыну, и знаменитому энциклопедисту, теоретику и критику искусства Дени Дидро(1713-1784), которому Академия поручила руководство пенсионерами. Оба отнеслись к молодым художникам тепло и внимательно и подыскали им соответствующих руководителей. Семен Щедрин попал к славившемуся батальными и ландшафтными картинами художнику Джова́нни Батти́ста Казанове(1732-1795). Обучение у Казановы, в доме которого Щедрин и поселился, было прямым продолжением и завершением его занятий в Академии.

В Париже Семён Щедрин старательно изучал работы старых и современных художников.
В сентябре 1769 года Семён Щедрин совместно с другими художниками по требованию Академии художеств переехал для завершения пенсионерства в Рим. Здесь художник попал в совсем иную художественную атмосферу — в обстановку утверждавшегося классицизма в искусстве. Классицизм также пропагандировал простоту и естественность, но усматривал их не столько в повседневной окружающей художника действительности, сколько в античности. Считалось, что искусство должно отражать работы древности, и таким образом продолжать их успех.В дальнейшем Щедрин так и не смог побороть это влияние.

Художник пробыл в Италии сверх согласованного пенсионерства довольно продолжительное время -вплоть до 1776 года, работая здесь уже самостоятельно. Отчёты художника свидетельствовали о том , что он много работал с натуры в Альбано, Тиволи и других окрестностях Рима при этом делая многочисленные зарисовки древностей, как в самом городе и в окрестностях Неаполя.

Семён Фёдорович Щедрин вернулся в Санкт-Петербург в 1776 году, и активно занялся педагогической деятельностью, которая была довольно продолжительна и весьма плодотворна. Вскоре по возвращении из-за границы Щедрин был назначен руководителем пейзажного класса в Академии художеств, позднее выделенного в самостоятельный. В 1787 Щедрин стал инспектором живописных классов, а в 1798 — адъюнкт-ректором. В следующем году под его «распоряжением» был организован граверный пейзажный класс для исполнения в гравюре видов дворцовых парков. Отсюда вышел ряд превосходных граверов и литографов: Галактионов, братья Ческие, Ухтомский.

Высочайшим Указом Семён Фёдорович Щедрин был также назначен рисовать виды дворцов и парков Екатерины Великой, в результате чего появились такие работы как «Вид острова Большого пруда в Царскосельских садах» (1777 год), «Сельский двор в Царском Селе» (1777 год). После 1780 года Семён Щедрин принимал активное участие в реставрации произведений Императорского Эрмитажа а в 1799 году возглавил новый класс пейзажной живописи. Вершиной карьеры художника оказались 1790-е годы. Наиболее известными работами мастера этого периода были виды парков и дворцов в Павловске, Гатчине и Петергофа: «The Mill and the Peel Tower at Pavlovsk» (1792 год), «Вид Гатчинского Дворца с Серебряного Озера» (1798 год), «Вид Гатчинского Дворца с Длинного острова» (1798 год), «Каменный мост в Гатчине» (1799—1801 годы), «Вид Каменноостровского Дворца через Большую Невку со стороны Строгоновсого берега» (1803 год). Композиция всех его работ практически одинакова и полностью соответствовала правилам академического классицизма.

Созданная Семёном Фёдоровичем Щедриным система пейзажа стала общепризнанной в Академии и от нее исходили в начале своего творчества многие пейзажисты первой половины XIX века.Отработанная им композиционная схема пейзажа надолго стала образцовой. Его картины воспроизводились в гравюрах и пользовались большим успехом.

1 (13) сентября 1804 года в возрасте 59 лет Семён Фёдорович Щедрин скончался в Санкт-Петербурге, где и был похоронен на Смоленском кладбище. Позже прах художника был перенесен на Лазаревское кладбище (в Некрополь Х века)….

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1.Сербов Н.,. Щедрин, Семен Федорович // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. — СПб.—М., 1896—1918, Статья о художнике Тамары Караченцевой.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние