Студия И. Галереи интерьерной живописи

Шарлемань Адольф Иосифович (1826–1901)-русский батальный, исторический и жанровый живописец, действительный член Академии художеств, автор самого известного в России рисунка игральных карт.

sharleman_0352c063a23a0c1.jpg

Адольф Иосифович Шарлемань родился 8 декабря 1826 года в Санкт-Петербурге в известной в России семье , включавшей целую династию художников и архитекторов Боде-Шарлеманей – французов, осевших в России с середины XVIII века.
Адольф Иосифович был сыном архитектора, воспитанника императорской академии художеств И. И. Шарлеманя (1782—1861) и внуком скульптора-декоратора Жан-Батиста Шарлемань-Боде (1734—1789), француза из Руана, переселившегося в Санкт-Петербург при императрице Екатерине.
Адольф Шарлемань получил общее образование в училище при санкт-петербургской лютеранской церкви святого Петра и из него в 1848 году поступил в академию, в которой занимался сперва исторической живописью, под руководством Фёдора Антоновича Бруни(1799-1875),выдающегося русского художника итальянского происхождения, представителя академического стиля, а потом батальной в классе Богдана Павловича Виллевальде(1819-1903), известного русского живописца, академика, заслуженного профессора батальной живописи, члена Совета Императорской Академии художеств.
Будучи ещё учеником академии получил:
в 1852 году — малую серебряную медаль за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе»,
в 1853 году — большую такую же медаль за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем»,
в 1854 году — малую золотую медаль за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.»,
в 1855 году — большую золотую медаль за написанную также по программе картину «Суворов на Сен-Готарде» (Большой Гатчинский дворец).

Приобретя, вместе с последней из этих наград, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он в том же году отправился в Мюнхен, где получил несколько уроков Александра Евстафиевича Коцебу(1815-1889), известного русского живописца-баталиста, академика, профессора, В Мюнхене Адольф Иосифович исполнил две картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе работы украшают экспозицию Гатчинского дворца). Второе из этих произведений принесло художнику не только широкую известность, нои звание академика в 1859 году.

Из Германии Шакрлемань переехал во Францию, в Париж, где увлечённо занялся изучением столь полюбившегося ему стиля «помпадур» по его версальским образцам, затем вновь вернулся в Германию, посетив Штутгарт и некоторые другие немецкие города и в 1861 году возвратился в Санкт-Петербург.

Первыми его работами после возвращения были надпрестольные и другие образа для католических церквей при пажеском корпусе и кладбищенской на Выборгской стороне, позже им были написаны плафоны и стенные панно для домов князя Мещерского в Москве и А. Полежаева в Санкт-Петербурге.

В 1867 году была закончена наиболее примечательная из картин Шарлеманя «Екатерина II в мастерской Фальконе», принесшая художнику заслуженное звание профессора и приобретённая императрицей Марией Александровной для коллекции Романовых. С этого момента известность художника, равно как и количество поступавших заказов резко увеличились.

В этот период творчества художника из-под его кисти, карандаша и пера выходило большое количество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся особой жанровой свежестью и непревзойдённым мастерством исполнения. Его композиции в течение более 20 лет пользовались повышенным спросом, а зачастую были просьо нарасхват у издателей иллюстрированных журналов для воспроизведения их тем или другим графическим способом.

С 1871 года Шарлемань служил художником при экспедиции заготовления государственных бумаг, в этом качестве он разработал официальный дизайн игральных карт, принятый в России по сей день под названием»Атласны»; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские позже упразднённого главного интендантского управления при исполнении акварелью военных сцен, торжеств, маневров и прочего для альбомов императора Александра II, а в 1873 году получил титул художника Его Императорского Величества.
Адольф Иосифович Шарлемань скончался 31 января 1901 года в возрасте 74 лет в Санкт-Петербурге. Был похоронен на участке св. Павла Выборгского католического кладбища в Санкт-Петегрбурге. Могила не сохранилась.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г., Евгений Григоренко. Атласные карты академика Шарлеманя, Тарасова Н. Высочайшего двора служители… // Наука и жизнь. — 2014. — В. 10. — С. 136—141.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние