Студия И. Галереи интерьерной живописи

Саврасов Алексей Кондратьевич(1830–1897)- выдающийся русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, основоположник символистского “пейзажа настроения” в русской живописи.

1savrasov.jpg

Алексей Кондратьевич Саврасов,родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о» — Соврасов (в частности, А. К. Саврасов так писал свою фамилию до середины 1850-х годов).Мальчик был крещен в приходе церкви великомученика Никиты, у Яузы. Детство Алексея прошло в Замоскворечье, память о заповедных уголках которого он сохранит на всю жизнь:семья Саврасовых жила в разные годы на Якиманке, на Пятницкой улице и у Калужской заставы.

Отец мечтал приобщить сына к «коммерческим делам»,однако Алексей, еще будучи ребенком, увлекся рисованием. Уже в раннем возрасте он писал удачные акварели, которые торговцы скупали как ходкий товар. В 1844 году, вопреки желанию отца, Алексей Саврасов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в пейзажный класс, где преподавателем у него был К.И. Рабус. Из-за этого юноша был вынужден переселиться из родительского дома к художнику А. Зыкову. В 1849 году, еще являясь студентом, Саврасов совершил путешествие на юг России. Несколько работ, написанных им во время поездки, были экспонированы на выставке 1853 года. В 1850 году Алексей исполняет для Великой княгини Марии Александровны несколько картин и рисунков, изображающих виды Петергофа и Сергиевского. За эти работы он получает от Академии художеств звание неклассного художника. Окончил Училище Саврасов в 1854 году.

Летом 1854 года, в год окончания училища, Саврасов написал две картины, которые показал на осенней выставке Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них ему было присвоено звание академика; первая из этих картин была приобретена П. М. Третьяковым в 1858 году.
Осенью 1857 года в возрасте 27 лет Алексей Саврасов женился на 31-летней Софье Карловне Герц (1826—1895), сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца. В браке родилось четыре дочери и один сын. Одна умерла в детском возрасте от скарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие — Вера (род. 1861) и Евгения (род. 1867). В конце 1876 года брак распался. Жена уехала с дочерьми Верой и Евгенией в Санкт-Петербург к родной сестре Аделаиде Герц. Она умерла 19 июля 1895 г., похоронена в монастыре Троице-Сергиевой Приморской пустыни в 20 км от Санкт-Петербурга

В 1858 году Саврасов стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. В следующем году был написан «Пейзаж с рекой и рыбаком», один из лучших пейзажей Саврасова.

В 1860 году Саврасов участвовал в первой выставке, организованной Московским обществом любителей художеств.

В 1862 году он путешествовал за границей: был на всемирной выставке в Лондоне, посетил Францию, Швейцарию, Германию. Написал несколько пейзажей в Швейцарии.

Вместе с В. В. Пукиревым А. К. Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли его русские пейзажи. В 1867 году он написал картину «Сельский вид», в 1869 — «Лосиный остров в Сокольниках», в 1878 — «Домик в провинции».
В 1871—1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 — в академических выставках. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево; выезжал в серные губернии России, в Поволжье. В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871 год), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871 год), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871 год) и «Радуга» (1875 год), «Просёлок» (1873 год), «Могила на Волге. Окрестности Ярославля» (1874 год).

Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году
В конце 1870-х годов Саврасов заболел алкоголизмом, в его творчестве появились мрачные мотивы. В 1882 году он был уволен из Московского училища живописи.
В 1887—1888 гг. Алексей Саврасов жил в Москве с Верой Ивановной Киндяковой. В ее квартире он написал несколько картин

Последние годы жизни художник провёл в нужде. «В последние годы, когда А. К. Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в мастерской в рубище», — вспоминает В. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Творчество Саврасова стало неровным: в 1887 году была написана картина «Пейзаж. Село Волынское» с фабрикой, чадящей дымом на стоящую рядом церковь, в 1893 — картина «Весна. Огороды».

С 1893 года и до конца жизни Саврасов жил в Дорогомилово-Тишинском переулке близ Плющихи с Екатериной Матвеевной Моргуновой (ок. 1856 — ок. 1920)[1]. У них родились двое детей — сын Алексей Алексеевич Моргунов и дочь Надежда

А. К. Саврасов умер 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке. Похоронен он был на Ваганьковском кладбище.

Любимым учеником Саврасова был Исаак Левитан. Среди учеников Саврасова следует отметить также Льва Каменева, Константина Коровина, Михаила Нестерова, Сергея Светославского.

Картины А. К. Саврасова находятся в ведущих художественных собраниях, среди которых: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижегородский государственный художественный музей, Донецкий областной художественный музей, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Красноярский художественный музей, Курская областная картинная галерея, Луганский областной художественный музей, Новосибирский художественный музей, Одесский художественный музей, Пензенская картинная галерея, Серпуховский историко-художественный музей, Симферопольский художественный музей, Таганрогский художественный музей, Рижский художественный музей, художественный музей Казахстана, Национальный музей Молдовы.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1916год. Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — С. 53. — 692 с. , «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 2. Информационный портал: Художники-передвижники. Биографии. Картины. Добровольский О. М. Саврасов — М.: Молодая гвардия, 1983. — 271 с.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2022. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.