Студия И. Галереи интерьерной живописи

Реймерс Иван Иванович(1818–1868)-выдающийся русский живописец-жанрист, медальер и скульптор.
Иван Иванович Реймерс(Johann Reimers) родился 18 мая 1818 года в Санкт-Петербурге в семье мебельного мастера из Гамбурга, обосновавшегося в Петербурге и принявшего российское подданство.

15501e0e1dcee6.jpg

Художественные способности проявились очень рано.В 1824 году был принят в воспитанники Императорской Академии Художеств и продолжал изучать в ней это искусство под руководством профессора Павла Петровича Уткина(1808-1852), выдающегося российского медальера .
В 1835 году Иван Иванович Реймес получил вторую серебряную медаль «за успехи в лепке и за вырезанный на стали лик императора Александра I»; в 1837 году заслужил одобрение Совета Академии «за вылепленный перст» и получил вторую серебряную медаль «за вылепленную и вырезанную им на стали фигуру Гарпократа»; в следующем году Реймерс получил первую серебряную медаль за вылепленный из воска барельеф: «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора»; а в 1839 году окончил курс со званием художника ХІV класса и со второю золотою медалью, полученною за вылепленную и вырезанную на стали группу: «Сампсон, раздирающий льва», которую ему поручено было при этом сформовать.
В 1841 году Реймесу была задана была программа на получение первой золотой медали — группа «Лаокоон»; но, по семейным обстоятельствам художник вынужден был оставить дальнейшие занятия в Академии.
В 1843 году совместно с товарищем по Академии, Давидом Ивановичем Йенсеном(1816-1902), датским скульптором, учеником Бертеля Торвальдсена, с 1841 года жившим и работавшим в Санкт-Петербурге,создали коммерческую компанию и в 1845 году создали «первую в России обжигальню для изготовления предметов искусства и декораций из терракоты и при ней студию».
Дела пошли очень удачно и в следующем же году им было поручено производство украшений для Императорского Эрмитажа, то есть изготовка моделей для фасадных человеческих фигур, превосходящих человеческий рост, барельефов, кариатид, а также гипсовых портретов-медальонов старых художников внутри здания», и, кроме того, все украшения фасада из терракоты. Ввиду последнего условия, они пригласили к себе в компаньоны еще одного товарища, К. Клейна, как специалиста по терракотовой фабрикации. По окончании выполнения заказа К. Клейн покинул компанию и уехал за границу, а Реймерс оставался в компании до 1852 года, когда также покинул пределы России.

Иван Иванович Реймерс был очень творческим человеком и с энтузиазмом занимался всем, что ему было интересно : в 1844 году он участвовал в конкурсе на исполнение четырех вогнутых барельефов для ниш в Исаакиевский собор, где состязался с профессором бароном Петром Карловичем Клодтом фон Юргенсбургом(1805-1867), известным русским скульптором из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург, Петром Васильевичем Свинцовым(1809-1901),академиком-скульптором при императорской особе Николая I, Михаилом Григорьевичем Крыловым(1786-1850), выдающимся русским скульптором и для этого конкурса им исполнены были эскизы: «Избиение младенцев», «Несение креста Спасителем» и «Ангел, извещающий пастырей о рождении Христовом».

В декабре 1846 года Совет Академии, признав его «назначенным в академики», задал ему программу — сделать группу: «Бой за труп Патрокла», из «Илиады» Гомера; но Реймерс программы этой он не исполнил, и в 1852 году уехал за собственный счет за границу, где приехав в Мюнхен с увлечением занялся живописью. Его работы были настолько успешны, что присланные им оттуда на академическую выставку, в 1855 году картины: «Лотерейный билет», «Вид в окрестностях Мюнхена» и «Простонародное сходбище в придворной пивоварне в Мюнхене», обратили на себя всеобщее внимание,и вызвали настоящий восторг любителей живописи ,а за последнюю из упомянутых картин Совет Академии, в заседании 30-го декабря 1855 г., удостоил художника звания «академика по живописи народных сцен».

В 1858 году Иван Иванович Реймерс переехал в Рим, где приступил к работе над картиной «Площадь Пантеона». Живя в Чербарских горах, он написал три жанровых картины и вообще собрал много этюдов, шесть из которых находились на академической выставке 1860 года.

В 1861 г. Реймерс прислал в Россию картины: «Горе на чужбине», «Причащение» и «Грот», прося удостоить его за них звания профессора; но так как это было уже после того заседания, на котором присуждаются звания, то прошение его было отложено до следующего года. На выставку следующего, 1861—1862 годов художник прислал: «Беседу перед домом, в местечке Nemé, в Альбанских горах», «Этюд из Римской Кампании, Ponte Nomentano», «Закат солнца, фонтан близ Cervara» и «Сбор винограда в окрестностях Рима». За последнюю картину, в августе 1862 г., по возвращении Реймерса в Петербург, Императорская Академия удостоила его звания профессора.

27-го августа 1863 года Иван Иванович Реймерс занял место профессора по медальерному классу в Академии, каковое и сохранял до самой смерти, и исполнил медаль на столетие Академии — лучшую свою работу в этом роде искусства, за которую он признан, в 1865 году, профессором медальерного искусства.

Кроме упомянутых его работ, известны еще замечательные плато, исполненные для Наследника Цесаревича (1863 год), одно из которых было повторено для великой княгини Марии Николаевны; медаль в память 50-летнего юбилея Константина Андреевича Тона(1794-1881),выдающегося русского архитектора, разработавшего «русско-византийский стиль» храмового зодчества, вырезанная по его модели В. Алексеевым, и картина «Похороны молодой девушки в Италии» (1863 год, Музей Александра III; была на Парижской выставке 1867 года и на Московской выставке 1882 года); «Сцена из Итальянской жизни» (Академия Художеств), «Римский вечер», «Пейзаж из окрестностей Рима»), «Горе матери при виде умирающего ребенка», два пейзажа и «Сытый голодному не товарищ» (все находившиеся в галерее В. А. Кокорева), «Вид на южном берегу Крыма», «Вид г. Кутаиса», «Дорога из Екатеринодара во Владикавказ», «Деревня Ватого в Саратовской губ.», «Селение Сион, по Военно-Грузинской дороге», «Итальянец», «Причащение умирающей», бывшая на Лондонской выставке, «Похороны в Италии», «Итальянская сцена» (приобретенная в 1862 г. Наследником Цесаревичем),»Genzano» (приобретенная в том же году Государыней Императрицей), «Базар близ Рима» (Румянцовский музей), «Воспоминание из Черваро, в окрестностях Рима» (там же) и эскизы образов для храма Христа Спасителя в Москве.

25 ноября 1868 года в возрасте 50 лет Иван Иванович Реймерс скончался от апокалептического удара в С-Петербурге,где и был похоронен.
Прекрасный рисунок, эффектность композиций, сочность кисти и сильный, хотя грешащий некоторой чернотой в тенях, колорит составляют неоспоримые достоинства живописных произведений Ивана Ивановича Реймерса, который с успехом занимался также и акварелью.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г. Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25,26,28,30, 31, Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1, «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние