Ренуар Пьер Огюст(Pierre-Auguste Renoir)

Национальная галерея, Лондон.

Metropolitan, New York .

Oskar Reinhart Collection.
-168x126.jpg)
The Art Institute of Chicago.

Художественная галерея Рассел-Коутс, Бурнмут

Musée National du Louvre,Paris.

Музей изящных искусств, Лилль,

Oskar Reinhart Collection.

Музей изящных искусств, Бордо

Частное собрание.

N.Gallery, Washington.

Kroller Muller Museum.

Phillips Collection.

Philadelphia Museum of Art.
Пьер Огюст Ренуар (1841–1919)-(фр. Pierre-Auguste Renoir) — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х годов фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к энгризму. Отец знаменитого режиссёра Жана Ренуара.
Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции. Ренуар был 6-м ребёнком из 7 детей небогатого портного Леонара Ренуара (1799—1874) и его жены Маргариты (1807—1896).
В 1844 году Ренуары переезжают в Париж, и здесь Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ. У него оказался такой голос, что регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Однако помимо этого у Огюста проявился дар художника, и когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.
В начале 1862 года Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств при Академии художеств и записался в мастерскую Глейра. Там он встретился с Анри Фантен-Латуром(1836-1904),впоследствии известным французским художник и литограф, Альфредом Сислеем(1839-1899), французским живописцем-пейзажистом английского происхождения, представителем импрессионизма, родившимся и прожившим большую часть жизни во Франции,Фредериком Базилем(1841-1870), известным французским живописцем, одним из будущих основателей импрессионизма и Клодом Моне(1840-1926), выдающимся французским живописцем, одним из булущих отцов-основателей импрессионизма. Вскоре они подружились с Сезанном(1839-1906),французским художником-живописцем,будущим ярким представителем постимпрессионизма и Камилем Писсарро(1830-1903),французским живописцем, в недалёком будущем одним из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма. Именно так сложился костяк будущей группы импрессионистов.
В ранние годы Ренуар находился под влиянием творчества барбизонцев, Жана Батиста Камиля Коро(1796-1875),французского художника и гравёра, одного из самых успешных и плодовитых пейзажистов эпохи романтизма, Пьера Поля Прюдона(1758-1823), известного французского живописца и графика, Эжена Делакруа(1798-1863),выдающегося французского живописца и графика, предводителя романтического направления в европейской живописи и Гюстава Курбе(1819-1877),известного французского живописца, пейзажиста, жанриста и портретиста, считавшегося одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи .
В 1864 году Глейр закрыл свою мастерскую и обучение закончилось. Ренуар начал писать свои первые полотна и тогда впервые представил в Салон картину «Эсмеральда, танцующая среди бродяг». Её приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил.
Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. Это пейзаж — «Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло» (1866 год), бытовые сцены — «Лягушатник» (1869 год), «Понт Неф» (1872 год), натюрморт — «Весенний букет» (1866 год), «Натюрморт с букетом и веером» (1871 год), портрет — «Лиза с зонтиком» (1867 год), «Одалиска» (1870 год), обнаженная натура — «Диана-охотница» (1867 год).
В 1865 году, в доме своего товарища, художника Жюля Ле Кёра(1834 — 1892), он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео, которая вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. В 1870 году у них родилась дочь Жанна Маргерит, хотя Ренуар отказался признать своё отцовство официально. Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.
Творческая карьера Пьера Огюста Ренуара прерывалась в 1870—1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции.
В 1872 году Ренуар с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество».
Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. Художник представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были «Танцовщица» и»Ложа» (обе — 1874 год). Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку — «импрессионисты».
Несмотря на бедность, именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: «Большие бульвары» (1875 год), «Прогулка» (1875 год), «Бал в Мулен де ла Галет» (1876 год), «Обнажённая» (1876 год), «Обнажённая в солнечном свете» (1876 год), «Качели» (1876 год), «Первый выезд» (1876/1877 год), «Тропинка в высокой траве» (1877 год).
Ренуар постепенно перестал участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный «Портрет актрисы Жанны Самари’ (1878 год) и «Портрет госпожи Шарпантье с детьм» (1878 год) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости. Он продолжил писать новые полотна — в частности, ставшие знаменитыми «Бульвар Клиши» (1880 год), «Завтрак гребцов» (1881 год), «На террасе» (1881 год).
Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии, где близко познакомился с работами классиков Возрождения, после чего его художественный вкус изменился. Источником вдохновения в этот период был Энгр, поэтому искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Сам Ренуар именовал этот период «кислым». Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883 год), «Танец в городе» (1883 год), «Танец в Буживале» (1883 год), а также такие полотна, как «В саду» (1885 год) и «Зонтики» (1881/1886 годы), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи; окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. Наиболее известное произведение этого периода — «Большие купальщицы» (1884/1887 годы ). Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Линии рисунка стали четкими и определенными. Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее. Для данного произведения позировали: Алина Шариго — жена художника и Сюзанна Валадон — модель Ренуара и художница, мать Мориса Утрилло(1883-1955),известного французского живописца-пейзажиста .
В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона.
В 1892 году у Поля Дюран-Рюэля(1831-1922),известного французского коллекционера, связанного с импрессионистами открылась большая выставка картин Ренуара, которая прошла с большим успехом. Признание пришло и от государственных чиновников — картина «Девушки за фортепьяно» (1892 год) была закуплена для Люксембургского музея.
Ренуар много путешествовал по Европе, ездил в Испанию, где познакомился с творчеством Диего Веласкеса(1599-1660), испанского художника, величайшего представителя золотого века испанской живописи, и Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес(1746-1828),выдающегося испанского художника и гравёра, одного из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве произошли новые перемены. В живописной манере появилась переливчатость цвета, отчего этот период иногда именуют «перламутровым».
В это время Ренуар написал такие картины как «Яблоки и цветы» (1895/1896), «Весна» (1897), «Сын Жан» (1900), «Портрет госпожи Гастон Бернхейм» (1901 год). Он путешествовал в Нидерланды, где интересовался полотнами Яна Вермеера(1632-1675),выдающегося нидерландского художника-живописца, мастера бытовой живописи и жанрового портрета и Ха́рменса ван Рейн Рембрандта(1606-1669), выдающегося голландского художника, рисовальщика и гравёра, великого мастера светотени, крупнейшего представителя золотого века .
Позднее «перламутровый» период в творчестве Ренуара уступил место «красном»», названному так из-за предпочтения оттенкам красноватых и розовых цветов.
Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году Ренуар сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого он страдал всю оставшуюся жизнь. Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт» в небольшом городке Кань-сюр-Мер.
Ренуар по-прежнему писал солнечные пейзажи, натюрморты с яркими цветами, портреты своих детей, обнаженных женщин, создал «Прогулку» (1906 год), «Портрет Амбруаза Воллара» (1908 год), «Габриэль в красной блузе» (1910 год), «Букет роз» (1909/1913 годы), «Женщину с мандолиной» (1919 год).
После приступа паралича, случившегося в 1912 году, несмотря на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка.
В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.
2 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кань-сюр-Мере от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа.
По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Иллюстрированная энциклопедия ”Всё о живописи – импрессионизм”(под редакцией И.И. Мосина) – Вильнюс, UAB”Bestiary”,2012г., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., Импрессионизм (история, эстетика, мастера ,шедевры), Габриэле Крепальди, М. :”Омега” 2008г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, Жан Ренуар. Огюст Ренуар. М., «Искусство», 1970. [перевод с парижского издания 1962 г.],М. С. Лебедянский, Портреты Ренуара. — М.: Изобразительное искусство, 1998. — 176 с.,П. Бонафу, Ренуар. — М.: Молодая гвардия, 2010. (серия «Жизнь замечательных людей»), Н. В. Бродская, Огюст Ренуар, СПб — Бурнемут, Аврора — Паркстон, 1996 (157стр, мн.ил, 9 авт. листов текста) .
В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние