Студия И. Галереи интерьерной живописи

Новоскольцев Александр Никонорович(1853–1919)-известный русский живописец, график, мастер исторического и бытового жанра.
Родился в Воронежской губернии в 1853 году.

novoskolzev_01.jpg

В 1870-х годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, за время обучения был награжден двумя малыми серебряными медалями.После его окончания в 1878 году поступил в Санкт-Петербурге в натурный класс Академии художеств. За ученические работы получил все существовавшие академические награды: в 1879 году – две большие и одну малую серебряные медали, в 1880 году – малую золотую медаль за программу «Иаков узнает одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет». В 1881 году за картину «Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского и отпускает с ним двух иноков» был удостоен большой золотой медали, выпущен из Академии со званием классного художника первой степени и правом пенсионерской поездки за границу.
В 1882 году в качестве пенсионера Императорской Академии художеств Новоскольцев отправился в Европу. Побывал в Берлине, Дрездене, Вене, Мюнхене, где изучал музейные коллекции. Путешествовал по Италии, большую часть времени проживал в Париже.Некоторые из его работ, выполненные во время пребывания в Европе, стали собственностью великого князя Владимира Александровича, президента Академии художеств.
В 1887–1889 годах Александр Новоскольцев вел рисование в классе гипсовых голов в Императорской Академии художеств, преподавал в Училище технического рисования барона Александра Людвиговича Штиглица. В 1889 году Александр Никанорович Новоскольцев был удостоен звания академика за картину «Последние минуты митрополита Филиппа».
Принимал участие в академических выставках. Для творчества Новоскольцева характерно не только обращение к народным мотивам и религиозным сюжетам, но и непосредственная работа над внутренним убранством церквей. Новоскольцев причастен к созданию церковных иконостасов Александро-Невского собора в Таллине, церкви св. Александра Невского при училищном совете Синода, Троицкой церкви при Дирекции императорских театров в Санкт-Петербурге. Для таллиннского собора в его мастерской были созданы 59 икон для иконостаса и киотов.
Также по эскизам Новоскольцева мастером Э.К.Штейнеке выполнены обожженные цветные стекла в алтарных окнах главного придела с изображением Спасителя, Богородицы и Иоанна Предтечи. Имея такой богатый опыт иконописи, Александр Никанорович был приглашен работать и в храме Спаса на Крови. Так, на юго-восточном подкупольном пилоне появились мозаики его авторства: «Преподобные Прохор и Никон Печерские», «Мученицы Лидия и Анастасия», «Апостолы Евод и Иуст», а также еще несколько библейских сюжетов на других пилонах.
Из многочисленных произведений исторического и бытового жанра Новоскольцева можно выделить картины: «Уголок Венеции», «Светлана», «Опричники», «Смерть митрополита Филиппа», «Исповедь», «После маскарада», написанные фактурно, с тонким цветовым решением. Новоскольцев Александр Никанорович скончался во времена гражданской войны в 1919 году.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей,Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние