Натье Жан-Марк (Nattier Jean-Marc)
![<b>«Любовники»,</b> 1744<br />Старая Пинакотека, Мюнхен. <b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/nattier_13-168x126.jpg)
Старая Пинакотека, Мюнхен.
![<b>«Талия, муза комедии»,</b> 1739<br />Музей изящных искусств, Сан-Франциско. <b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/nattier_125390ee118ef4c-287x300.jpg)
Музей изящных искусств, Сан-Франциско.
![<b>«Терпсихора, муза танца»,</b> 1739<br />Музей изящных искусств, Сан-Франциско. <b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/nattier_11-287x300.jpg)
Музей изящных искусств, Сан-Франциско.
![<b>«Екатерина I»,</b> 1717<br />Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.<b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/ostroumova-lebedeva_06_small5390ed7134811-232x300.jpg)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
![<b>«Мария-Генриетта Бертело де Пленэ»,</b> 1739<br />Национальн. музей западного искусства, Токио <b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/nattier_05-240x300.jpg)
Национальн. музей западного искусства, Токио
![<b>«Констанция-Габриэль Бонье де ла Муассон в образе Дианы»,</b> 1742<br /> Музей Поля Гетти,Лос-Анджелес. <b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/nattier_06-240x300.jpg)
Музей Поля Гетти,Лос-Анджелес.
![<b>«Мадам Буре в образе Дианы»,</b> 1745<br />Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид. <b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/nattier_07-240x300.jpg)
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид.
![<b>«Мария-Женевьева Бодри в образе музы»,</b> 1752<br />Частное собрание.<b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/nattier_09-240x300.jpg)
Частное собрание.
![<b>«Мария Аделаида Французская, дочь Людовика XV и королевы Франции Марии Лещинской»,</b> 1756<br />Музей Лувра, Париж. <b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/nattier_15-264x300.jpg)
Музей Лувра, Париж.
![<b>«Герцог де Ришелье, Луи Франсуа Арман дю Плесси»,</b> 1732<br /> Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон.<b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/nattier_04-240x300.jpg)
Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон.
![<b>«Князь Александр Борисович Куракин»,</b> 1728<br />Государственный Эрмитаж, С-Петербург.<b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/nattier_03-231x300.jpg)
Государственный Эрмитаж, С-Петербург.
![<b>«Петр I в латах»,</b> 1720<br />Музей Резиденции, Мюнхен. <b>](https://www.stydiai.ru/wp-content/uploads/nattier_01-220x300.jpg)
Музей Резиденции, Мюнхен.
Натье Жан-Марк(1685-1766)-выдающийся французский живописец, создатель нового стиля живописи — исторического портрета (фр. portrait historié).
Родился в семье художников: его отец Марк был портретистом, мать Мари Куртюа писала миниатюры, а брат Жан-Батист занимался созданием картин по историческим мотивам.
Первые уроки живописи Жан-Марк Натье получил от своего отца, затем посещал курсы рисования в Королевской Академии. В пятнадцатилетнем возрасте Натье был удостоен первого художественного приза Парижской Академии. Жан-Марк Натье писал репродукции картин Рубенса для Люксембургской картинной галереи.
В 1717 Натье отправился в путешествие в Голландию, встретился в Амстердаме с Петром I и нарисовал портреты царя и российской императрицы Екатерины. Петр предложил Натье покинуть Францию и уехать с ним в Россию, но, ссылаясь на свою любовь к родине, художник отклонил его предложение. Жан-Марк Натье провёл практически всю свою жизнь в Париже. По заказу Петра художником были написаны картины «Битва при Лесной» и «Полтавская баталия», отобразившие два знаменательных события Северной войны. Сам император этих полотен не увидел, картины были привезены в Россию уже после его смерти.
Начиная с 1720-х годов, Натье посвятил себя исключительно портретной живописи и исполнил несчетное количество портретов членов королевской фамилии, представителей, в особенности же представительниц французской аристократии и выдающихся людей тогдашней эпохи, например дочерей Людовика XV, королевы Марии Лещинской (в Версальском историческом музее), принцессы Аделаиды Французской (в Луврском музее), Жанны-Антуанетты Пуассон, маркизы де Помпадур в виде Авроры (в Марсельском музее), маршала Франции герцога Ришелье, графини Марии-Генриетты Бертело де Пленэ, маркизы де Тильер, баронессы Аллонвиль в виде Флоры, танцовщицы Камарго (в Нантском музее) и многих других сановных лиц и влиятельных фавориток.
Жан-Марк Натье является создателем нового стиля живописи — исторического портрета (фр. portrait historié). Картины Натье обожествляют и идеализируют образ женщины, которых мастер изображал на своих в холстах обличёнными в одеяния мифических персонажей.
Портретные работы, равно как и сравнительно немногие исторические картины Натье, отличаются блестящим колоритом, грациозной постановкой фигур, красивой укладкой драпировок и вообще изяществом исполнения. Картины Жан-Марка Натье хранятся в Лувре, национальном музее Версальского дворца и Трианонов, Государственном Эрмитаже, московском музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Дрезденской картинной галерее, музее изящных искусств Сан-Франциско, мюнхенской Старой Пинакотеке, музее Тиссен-Борнемица в Мадриде, во многих других художественных музеях, картинных галереях и частных собраниях.
Жан-Марк Натье скончался в 1776 году в своем родном городе Париже.
По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 3.
В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние