Студия И. Галереи интерьерной живописи

Моллер Фёдор Антонович(Отто Фридрих Теодор)(1812–1875)-известный российский исторический живописец и портретист, сын морского министра адмирала Антона Васильевича фон-Моллера, ученик Карла Брюллова.

35519753c2f3ff.jpg

Фёдор Антонович Моллер родился 30 мая (11 июня) 1812 года в Кронштадте в семье военно-морского офицера.
Федор Антонович (Отто Фридрих) Моллер был в свое время весьма известным живописцем. Сын военного моряка высокого ранга (позднее морского министра) Моллер и сам готовился к военно-морской карьере. Воспитанник Морского кадетского корпуса уже в 1826 году был произведен в офицеры. Однако пробудившийся интерес к живописи и несомненный талант молодого морского офицера «заставляют» его посещать Академию художеств, где он в скором времени становится одним из любимых учеников К.П. Брюллова.
Впервые выступил перед публикой на академической выставке 1832 году с картиною «Битва при Остроленке». После того им были выставлены «Альцеста, освобождающая Геркулеса из царства теней» и несколько жанровых работ. В 1835 году Императорская Академия Художеств за его успехи в рисунке присудила Фёдору Моллеру малую золотую медаль.
По приезде в Петербург Карла Брюллова Моллер стал пользоваться его руководством и, дабы нераздельно предаться живописи, вышел в отставку из военной службы.
В 1837 году за картину, изображавшую семейство его отца, Фёдор Антонович Моллер был награжден от Академии Художеств большою золотой медалью и признан назначенным в академики.

В 1838 году после окончания Императорской Академии Художеств Фёдор Моллер едет по собственной инициативе в Италию для совершенствования художественного мастерства. Уже в 1840 году за присланную в Петербург картину «Поцелуй» художник получает звание академика а также приобретает известность. В Италии Моллер ведет исключительно насыщенную творчеством жизнь. Среди его близких знакомых — Фёдор Бруни, Александр Иванов и Николай Гоголь, с которым художник был особенно дружен и несколько портретов которого он написал. Помимо портретов Фёдор Моллер в соответствии с академическими канонами писал полотна на библейские и исторические сюжеты.

Возвратившись в 1847 году ненадолго в Россию, он снова отправился в Рим, где увлекся идеями тамошних немецких художников-назареев и стилем Овербека и написал в его духе колоссальную картину «Проповедь апостола Иоанна на острове Патмосе», за которую в 1856 году получил звание профессора исторической живописи.
Творчество Фёдора Антоновича Моллера традиционно принято разделять на два периода. В первом он предстаёт последователем школы Карла Брюллова, хорошим рисовальщиком и эффектным колористом. К этому периоду, кроме вышеупомянутого семейного портрета Моллера-отца и «Поцелуя», относятся его картины «Русалка», «Невеста, задумавшаяся над обручальным кольцом», и некоторые другие.

Во втором периоде творчеством Моллера управляло не столько вдохновение, сколько следование принципам Иоганна Фридриха Овербека(1789-1867) — известного немецкого художника,графика и иллюстратора, а также его школы; ему стали присущи холод и рефлективность композиций,вялость и условность красок,сухость и жёсткость исполнения. К этому периоду относятся полотна «Проповедь апостола Иоанна», и написанные им после этой картины «Татьяна, отправляющая письмо к Онегину», «Моисей, спускаемый в корзине на воду своею матерью» (1861), «Видение Александра Невского перед сражением на Неве» (исполнена для храма Христа Спасителя, 1862), «Посольство Папы к Александру Невскому» (тоже), «Битва Александра Невского со шведами» (в Александровском зале Кремлёвского дворца в Москве, 1864—65), «Юдифь» (1870), «Распятие» (в лютеранской церкви в села Вендау, в Лифляндской губернии, 1871 год).

В Санкт-Петербурге Фёдор Моллер занимался преподаванием, руководил деятельностью пенсионеров Общества поощрения художников и выполнял ответственнейшие заказы для Большого Кремлёвского дворца в Москве (серия картин, посвященная Александру Невскому), Исаакиевского собора в Петербурге («Несение креста»). Скоротечное воспаление лёгких прервало работу над его последней картиной — «Распятие Христа».
Фёдор Антонович Моллер скончался 21 июля (2 августа) 1874 в возрасте 62 лет в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.
Рожденный немцем Отто Фридрихом, русский художник Федор Антонович Моллер сумел вписать свою яркую страницу в историю развития отечественной живописи середины XIX века.

По материалам: Wikipedia, Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, стр. 90, 93, 96, 130, 132, 145, 146, 157, 164, 216, 336, 350, 355, 386, 439, 447. Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г .

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние