Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 84. Тюленев Виталий Иванович (Vitaly Tyulenev) (1937-1997).

Герой очередного выпуска Альманаха — Виталий Иванович Тюленев — известный советский живописец, график, заслуженный художник РСФСР, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Виталий Тюленев родился в Ленинграде. С детства увлекался рисованием. Учился в знаменитой ленинградской Средней художественной школе. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по мастерской профессора Евсея Моисеенко. Обучался в творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством профессора В. М. Орешникова.

После окончания творческой мастерской Виталий Тюленев преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, затем, оставив педагогическую работу, полностью посвятил себя осуществлению творческих замыслов. Писал пейзажи, портреты, жанровые композиции, работал в технике масляной живописи и акварели.

Виталий Тюленев был одним из участников знаменитой группы художников «Одиннадцать», а в 1984 году был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР».

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Многослойность и экстравагантность его полотен, смелое, хотя и бережное обращение с красками, воздушность фона и призрачная прорисовка образов, мир, в котором русскую деревню населяют фантастические существа, — все это время от времени напоминает об изобразительном мире Сальвадора Дали. Увы, Виталию Тюленеву не досталось такой мировой известности, как эпатажному испанцу, и все же его работы по сей день хранятся в собраниях России, Германии, Китая, Великобритании, Франции, США, Италии» (Людмила Семёнова, искусствовед).
«Красное кафе», 1985 год, холст, масло, 100 х 95 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Виталий Иванович Тюленев родился 28 февраля 1937 года в Ленинграде в семье, далекой от искусства. С раннего детства увлекался рисованием, чему родители мальчика были очень рады, всячески поддерживая это увлечение сына.
«Этюд», 1950-е годы, картон, масло, 23 х 33 см., частное собрание.

Годы войны провел вместе с матерью в эвакуации в Тобольске. Несмотря на тяжелое время, продолжал рисовать, проявляя задатки художника. Первые его детские по своему содержанию рисунки были поддержкой, которую мать присылала отцу на фронт. В Ленинград Виталий вернулся с мамой уже после снятия блокады осенью 1944 года.
«Осень на Севере», 1963 год, холст, масло, 31 х 62 см., частное собрание.

Здесь же пошел в школу, где любимым предметом сразу стало рисование. Школьный учитель рисования, оценив природное дарование своего юного ученика, посоветовал родителям Виталия обратить внимание на его художественные способности и сделать упор именно на дальнейшем художественном образовании сына. Прислушавшись к этому совету, в 1949 году родители Виталия отдают двенадцатилетнего юношу учиться в знаменитую Среднюю художественную школу при Академии художеств (ныне художественный лицей имени Б. В. Иогансона), располагавшуюся на третьем этаже исторического здания Академии художеств на Университетской набережной, 17.
«Северная деревня», 1962 год, картон, масло, 49 х 70 см., частное собрание.

Два первых этажа здания и прочие помещения занимал Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, и весь преподавательский состав школы состоял из числа преподавателей Академии художеств. В основу образования в СХШ было положено семилетнее обучение по программе средней художественной школы, а в части общеобразовательных дисциплин — по программе 10-летней средней школы.
«Северный остров», 1962 год, картон, масло, 50 х 70 см., частное собрание.

Основной целью и задачами школы были получение учащимися профессионально художественного образования и среднего общего образования в объеме школы-десятилетки, а также подготовка к поступлению в художественные вузы на факультеты живописи, скульптуры, архитектуры и искусствоведения. Эти цели и задачи полностью отвечали жизненным планам талантливого юноши.
«На речке» этюд, 1950-е годы, картон, масло, 25 х 35 см., частное собрание.

Стоит отметить, что Тюленеву очень повезло с педагогами в школе. Его учителями были замечательный ленинградский живописец и педагог Леонид Сергеевич Шолохов (1905–1967), известный советский живописец, будущий лауреат Сталинской премии первой степени Василий Васильевич Соколов (1915–2013) и известный советский художник, живописец, педагог, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР Алексей Васильевич Можаев (1918–1994). Педагоги отмечали несомненное природное дарование своего ученика и всячески советовали ему продолжать свое художественное образование. Увлечение рисованием помогло будущему художнику сделать первый самостоятельный шаг к выбору своего пути, а подготовке, которую он получил в школе, могли бы позавидовать выпускники иных художественных институтов и академий.
«Рожь», 1962 год, картон, масло, 49 х 69 см., частное собрание.

В 1956 году после успешного окончания Средней художественной школы Виталий Тюленев поступает на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Его педагогами в институте становятся народный художник СССР, действительный член Российской Академии художеств, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина Пётр Тимофеевич Фомин (1919–1996) и выдающийся российский живописец XX века, народный художник СССР, действительный член Академии художеств, доктор искусствоведения, профессор Виктор Михайлович Орешников (1904–1987), являвшийся в то время еще и ректором этого учебного заведения.
«Деревенский этюд», 1950-е годы, картон, масло, частное собрание.

Виталий Тюленев учится с большим желанием, и педагоги отмечают его удивительную работоспособность и необычайное упорство в достижении поставленных перед собой целей. Это были шестидесятые, времена надежд и творческих открытий. С самого начала молодой человек был в центре студенческой жизни, участвовал в молодежных выставках. Отдавая все время учебе, Тюленев успешно осваивает академический курс. Педагоги, и в первую очередь Виктор Михайлович Орешников, явно симпатизировали своему талантливому студенту, что совсем не мешало им предъявлять к нему самые высокие учебные требования. Тем не менее, именно в творческой мастерской профессора Орешникова продолжит свое дальнейшее обучение Виталий Тюленев после окончания Репинки.
«Белая ночь», 1994 год, бумага, акварель, 29.5 х 28 см., частное собрание.

Но это будет в будущем, а пока в 1962 году Виталий заканчивает институт по мастерской еще одного замечательного советского живописца, графика и педагога, профессора Евсея Евсеевича Моисеенко (1916–1988). Дипломная работа выпускника — жанровая картина «Первая борозда» получает наивысшую оценку у членов комиссии. И в ней, и в других ранних работах явно чувствуется влияние учителя и времени, когда был популярен «суровый стиль» — бледные, монохромные краски, лаконичные сюжеты, строгие образы. Однако молодой художник, отдавая дань академической школе, так и не стал ее последователем.
«Полярный уют. Серия Индигирка», 1963 год, бумага, смешанная техника, 36,5 х 48,5 см., частное собрание.

Сразу после окончания Репинки, в 1962 году Виталий Тюленев продолжил обучение в творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством профессора В. М. Орешникова. В 1963 году он впервые участвует во Всесоюзной художественной выставке «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве», проходившей в Москве, а начиная с 1964 года постоянно участвует в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.
«На Северной Двине», 1960-е годы, холст, масло, частное собрание.

Предъявляемые художником на суд зрителей произведения этого периода «Стога» (1962), «Рассвет», «Серебряные города», «Весна в деревне Остров», «Ледоход» (все 1964), «В школу» (1964), «Весенний ковёр» (1965), «Плотогоны», «Теплый вечер», «Ливни» (все 1967) свидетельствуют о большом творческом потенциале автора и встречают благосклонные отзывы со стороны специалистов.
«Стога», 1962 год, холст, масло, 40 х 50 см., частное собрание.

Виталий Тюленев пробует свои силы в разных стилях и техниках. Он с одинаковым успехом пишет пейзажи, портреты, жанровые композиции, работает в технике масляной живописи и акварели. В 1966 году после окончания обучения в творческой мастерской Орешникова начинает преподавательскую деятельность в стенах родной альма-матер. Ему нравится преподавать, тем более что коллеги относятся к нему с большим уважением, а студенты очень любят. При всем при этом преподавательская работа отнимает много времени и практически все силы, которых уже не остается на творчество.
«Летний полдень», 1994 год, бумага, акварель, 19.5 х 24.5 см., частное собрание.

Возможно, именно поэтому, хотя злые языки утверждают иное, в 1972 году Виталий Иванович оставляет преподавательскую деятельность и всецело сосредотачивается на осуществлении своих творческих замыслов. Творчество Тюленева начиная с 1970-х годов представляет собой яркий мир новых образов. В его работах традиционное натурное письмо конца 1960-х годов постепенно сменяется композициями, наполненными образами из прошлого, объединенными в плоскости картины вопреки законам времени и пространства.
«Натюрморт. Ночное небо», 1976 год, холст, масло, 90 х 80 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Художник в своем творчестве переходит к созданию собственной системы, основой которой становятся метафоры, преувеличения, иносказания, аллегории. Главная тема будущих произведений мастера постепенно вызревает из его далеких детских и юношеских впечатлений, ранних мальчишеских увлечений, переросших уже в зрелые годы в неизбывную тягу к общению с природой.
«Заря», 1975 год, холст, масло, 100 х 100 см., частное собрание.

При этом Тюленев в своих произведениях вовсе не стремится уйти от реальности со всеми ее сложностями и противоречиями. И никогда не забывает о глубоких лирических образах родины, матери, детства, природы. Через полностью выдуманный, иллюзорный мир он осмысливает вечные ценности человеческого бытия. Вдохновляют художника и картины реальной окружающей повседневности. В особой сюрреалистической манере он изображает очереди в магазинах за дефицитными товарами, женщин, торгующих на рынке, деревенских детей, которые кормят лошадей или играют с самодельными куклами.
«Пейзаж с натуры», 1995 год, холст, масло, 90 х 100 см, частное собрание.

Благодаря своему влечению к фантазиям и грезам, ирреальности, чудесам, Тюленев становится очень узнаваемым и по-настоящему неординарным мастером. Композиции его работ многоплановы, ассоциативны, с разнородными мотивами и наслоениями пространств и времен, со странными образами, исходящими из личных воспоминаний, — рыбы и утки в его картинах плавают в небе, людей он заставляет гулять по радуге, а петухов — плясать на коровах.
«Родина-Мать», 1994 год, холст, масло, из собрания семьи Тюленевых.

Произведения Виталия Тюленева привлекают внимание необычайно тонким колоритом, неповторимой манерой письма и выразительностью цветовых созвучий. Ночные бабочки, ангелы, фигуры обнаженных натурщиц и контуры деревьев теряют свои очертания, словно растворяясь в зыбкой дымке. Картины Тюленева — это воспоминания о детстве, о родителях, о гармонии человека и природы, о тайнах мироздания.
«Бессонница», 1994 год, холст, масло, из собрания семьи Тюленевых.

Художника увлекает живопись и желание обрести большую свободу в творческом поиске. В начале семидесятых он находит своих единомышленников и объединяется с ними в знаменитый союз «Одиннадцать». Группа наиболее ярких представителей левого ЛОСХа объединилась для участия в двух выставках, в 1972 и 1976 году. В группу входили также Завен Аршакуни, Валерий Ватенин, Ярослав Крестовский, Герман Егошин, Борис Шаманов, Виктор Тетерин, Валентина Рахина, Евгения Антипова, Леонид Ткаченко, Константин Симун, художников поддерживал также искусствовед Л. В. Мочалов. Скандальные выставки прошли в выставочном зале Союза художников России на Охте.
«Утро в горах», 1982 год, холст, масло, частное собрание.

В 1972 году состоялась первая из двух легендарных выставок группы «Одиннадцать», коренным образом изменившая жизнь многих ее участников. Это смелое решительное выступление против официального искусства привлекло к себе внимание зрителей. Свобода выражения своего мироощущения, тонкий и психологический образ главного героя, воплощенного в философском контексте, и благодатная тема гармонии человека и природы — вот путь для развития искусства, который был предложен участниками группы «Одиннадцать».
«Связка. Памяти друзей», 1982 год, холст, масло, частное собрание.

Творчество Виталия Тюленева многолико и самобытно в своем художественном воплощении. Художника всегда отличало острое желание быть честным, и прежде всего перед самим собой. Он прямолинеен и последователен в своих убеждениях. И в этой готовности отстаивать свои ценности — как в живописи, так и в жизни, он всегда шел до конца в буквальном смысле. По всей вероятности, именно эти качества цельности и бескомпромиссности Виталия Тюленева — художника и человека — так притягивают зрителя и сегодня, когда понятия добра и зла размыты, мораль и нравственность деформированы, а национальная идея сведена к мифической стабильности.
«Предки», 1992 год, холст, масло, 157 х 162 см., частное собрание.

Очень интересны работы Тюленева 1990-х годов, ставшие своего рода документальными визуальными свидетельствами личных тревог и трагедий многих людей эпохи перестройки. Лирико-философское осмысление жизни было прервано этой самой перестройкой. Ее перипетии, по выражению художника, «со скрипом выворачивали суставы и перетряхивали мозги». Вопросы о том, как жить дальше, во что верить, не давали художнику покоя, наполняли его душу невыносимой болью и отчаянием.
«Конец шестидесятых», 1993 год, холст, масло, 201 х 190 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

По картинам Тюленева будущие историки будут изучать, как перестройка отразилась на жизни и быте простых людей. Пустые полки магазинов и бесконечные очереди, когда «выбросили» табак или водку («Наши № 1», 1991), драки — если их не хватило («Наши № 3», 1991), старики на убранных полях, собирающие остатки картофеля («Наши № 2», 1991), женщины, идущие на рынок продавать свои свадебные платья («Рынок», 1990), люди, идущие в баню («Банный день», 1994), музыканты, просящие, подаяние («Музыкант. Россия 95», 1995), и невинность, отправляемая на экспорт («Пейзаж на экспорт», 1993).
«Банный день», 1994 год, холст, масло, 161 х 150 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Среди произведений Виталия Тюленева, представленных на крупнейших выставках 1970–1990 годов, в первую очередь стоит отметить картины «Ира» (1971), «Лесное озеро», «Первые стихи» (обе 1973), «Город на двоих», «Северная столица» (обе 1978), «Зажигающая березы» (1979), «Корзина с рыжиками» (1980), «Рождество» (1980), «Антоновские яблоки» (1980), «Зимний вечер», «Опавшие яблоки» (обе 1988), «Семейный портрет», «Полночь» (обе 1990).
«Рождество», 1980 год, холст, масло, частное собрание.

Обращаясь к извечным для русского художника вопросам о смысле бытия, о конфликте поколений и драматических поворотах в судьбах Отечества, Тюленев создает некий отстраненный образ, наделенный чертами внешнего сходства с самим автором, как на картине «Полночь» (1990), ставшей одним из самых пронзительных художественных образов этого большого мастера.
«Полночь», 1990 год, холст, масло, 98 х 80 см., частное собрание.

Виталий Тюленев был членом Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР) с 1964 года. В 1984 году он был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР».
«Дочь лесника», 1992 год, холст, масло, 95,5 х 90 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Виталий Иванович Тюленев скончался в Санкт-Петербурге 25 августа 1997 года на шестьдесят первом году жизни.
«Автопортрет с двумя свечами», 1993 год, холст, масло, 65 х 65 см., частное собрание.

Правдоискатель и мифотворец Виталий Тюленев, несмотря на безвременный уход, оставил после себя настоящую сокровищницу искусства, которую составляют произведения самой разной тематики.
«Автопортрет со свечой», 1993 год, холст, масло, 45 х 42 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

В феврале 2018 года в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков (набережная канала Грибоедова, 103) состоялась юбилейная выставка Виталия Тюленева «Во сне и наяву», приуроченная к его 80-летию. Полотна, представленные в экспозиции, лучше всяких слов рассказывали о художнике. Его экстравагантность никогда не была бравурной и показной, она отражала именно внутренний мир этого удивительного человека.

Наследие Виталия Тюленева являет собой яркую страницу отечественного искусства второй половины ХХ века. Его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее политической истории России в Санкт-Петербурге, Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков, Вологодской областной картинной галерее, Музее изобразительных искусств республики Калерия (Петрозаводск), Владимиро-Суздальском музее-заповеднике во Владимире, Государственном художественном музее Алтайского края в Барнауле.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Союза художников СССР. Т. 2. М.: Советский художник, 1979.
2. Выставка произведений 26 ленинградских и московских художников. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1990.
3. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
4. Виталий Иванович Тюленев. Выставка произведений. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1991.
5. Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. Л.: Художник РСФСР, 1970.
6. По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. [50-летию образования СССР посвящается]. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1974.
7. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
8. Наш современник. Каталог выставки произведений ленинградских художников 1971 года. Л.: Художник РСФСР, 1972.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.