Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 82. Афонина Таисия Кирилловна (Taisiya Afonina) (1913-1994).

Герой очередного выпуска Альманаха — Таисия Кирилловна Афонина — известный советский художник, живописец, график, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Таисия Афонина родилась в Николаеве. С детства увлекалась рисованием. Занималась на вечернем отделении рабфака, а позже в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств. Обучалась на живописном факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры у Михаила Бернштейна, Павла Наумова и Виктора Орешникова, а закончила знаменитую Репинку по мастерской монументальной живописи Игоря Грабаря.

После окончания института жила и работала в Луганске, где местный музей имени Ворошилова приобрел три ее картины. После возвращения в Ленинград регулярно участвовала в различных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.

Таисия Афонина писала портреты, пейзажи, жанровые композиции, натюрморты, этюды с натуры. Работала в технике масляной живописи и акварели. Для творчества художника характерно использование приемов тональной живописи, интерес к передаче световоздушной среды и тончайших колористических отношений. В 1992–1993 годах произведения Таисии Афониной участвовали на выставках работ соцреализма в Цюрихе и Париже.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Живой интерес к своему современнику, стремление открыто высказать свое мнение об изображаемых людях, дать соответствующую сущности характера вполне определенную эстетическую оценку выступает как типическая черта многих портретов работы Т. Афониной… Через неповторимый в своей индивидуальности образ художница раскрывает лучшие черты поколения — способность всего себя отдать людям, делу, которому служишь, и подчеркивает непреходящую ценность этих человеческих черт…» (Журнал «Искусство», 1965 год).
«Урок музыки», 1950 год, картон, масло, 11 x 17 cм., частное собрание.

Таисия Кирилловна Афонина родилась 13 мая 1913 года в городе Николаеве в простой рабочей семье. Отец девочки Кирилл Николаевич Афонин работал мастером на местном судостроительном заводе «Наваль», а мама Ефросиния Семёновна, в девичестве Гончарова, занималась семьей и домашним хозяйством.
«На Неве», 1959 год, картон, масло, 15 х 21,6 см., частное собрание.

После революции отец Таисии активно участвовал в восстановлении родного завода, был назначен начальником цеха, а позже и заведующим производством. В 1928 году его, как проявившего себя на руководящей работе, направили в Таганрог на местный завод имени И. Сталина, где назначили на высокую и ответственную должность технического директора. Вместе с ним в Таганрог переехала и вся семья.
«На озере Селигер», 1957 год, картон, масло, 15,7 х 19,5 см., частное собрание.

Рисовать Таисия начала рано, еще в начальных классах школы в Николаеве. Несмотря на то что в семье Афониных все родственники девочки были далеки от искусства в целом и от живописи в частности, ее мама и тетки прекрасно вышивали, и, возможно, эта семейная любовь к народным промыслам и послужила источником интереса юного таланта к рисованию. Как бы там ни было, но в 1931 году после окончания школы-девятилетки Таисия твердо решает ехать в далекий Ленинград учиться художественному ремеслу. Родители ее поддержали и помогли финансово, понимая, что только там она сможет реализовать свою мечту.
«Церковь Дмитрия Солунского в Старой Ладоге», 1976 год, картон, масло, 16,2 х 22,4 см., Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Ленинград поразил и ошеломил провинциальную девушку. Великолепная архитектура дворцов, красота гранитных набережных, очарование уютных парков и садов и, конечно же, удивительные белые ночи вовсе не способствовали усидчивой и напряженной подготовке к вступительным экзаменам. Да и с базовой подготовкой было далеко не все в порядке. Одним словом, выдержать сходу вступительные экзамены в заветный художественный институт не удалось. Девушка решает остаться в Ленинграде и добиваться поставленной цели.
«Первый снег», 1976 год, картон, масло, 16,2 х 21,7 см., частное собрание.

В 1932–1936 годах она работает и занимается на вечернем отделении рабфака, а затем поступает на подготовительные курсы при Всероссийской Академии художеств. Преподаватели замечают настойчивую и упорную девушку, отмечают ее несомненное природное дарование. Весной 1936 года Таисию Афонину зачисляют на первый курс ЛИЖСА — Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Е. И. Репина. Казалось, все — цель достигнута, и ничто не могло омрачить радость это победы. Но 29 октября того же года неожиданно арестовывают и осуждают как врага народа ее отца. Приговор стандартный для того страшного времени: десять лет лагерей.
«Красные лодки», 1959 год, холст, масло, 13 х 17,5 см., частное собрание.

Пройдут долгих двадцать лет, и она получит свидетельство о смерти своего отца в лагере без указания причины смерти и места его захоронения, а спустя год, в 1957 году, дело пересмотрят и прекратят за отсутствием состава преступления. Но отца к тому времени уже не будет, как и многих других невинно погубленных в угоду чьих-то званий, наград и должностей…
«Виноград и яблоки», 1955 год, картон, масло, 14 х 17 см., частное собрание.

И не успеет она оправиться от одного удара, как последует новый: в декабре 1940 года будет арестован и осужден на десять лет уже ее муж, бывший однокурсник Александр Александрович Кузьмицкий, которому тоже будет суждено сгинуть в лагерях. После окончания войны Таисия Афонина запросит МГБ о муже и получит извещение о его смерти 22 декабря 1942 года. Это будет потом, а пока Таисия Афонина — студентка ЛИЖСА, уверенно осваивающая сложный академический курс.
«На Университетской набережной в Ленинграде», 1960 год, картон, масло, 15,8 х 21,8 см., частное собрание.

Необходимо отметить, что в те предвоенные годы в институте, руководимом Владимиром Яковлевичем Родионовым, работал очень сильный профессорско-преподавательский состав. Афониной посчастливилось учиться у известного художника-живописца и графика Михаила Давидовича Бернштейна (1875–1960), замечательного живописца и графика Павла Семёновича Наумова (1884–1942) и известного советского живописца и педагога, непревзойденного мастера портрета, профессора, доктора искусствоведения Виктора Михайловича Орешникова (1904–1987).
«Крыша», 1957 год, картон, масло, 25 х 35 см., частное собрание.

Великую Отечественную войну Таисия Афонина встретила студенткой последнего, шестого курса института. Прервав работу над дипломным произведением, Афонина с сыном и матерью покидают Ленинград. Зиму 1941–1942 годов Таисия Кирилловна с семьей пережили в деревнях Тверской области, и к июню 1942 года добрались до Ворошиловграда (ныне Луганск), где жила родня матери. Выехать из города перед наступающим врагом не успели и попали в оккупацию. При немцах жили продажей личных вещей, потом Таисия смогла устроиться при местной церкви иконописцем, что спасло ее сына и мать от голодной смерти.
«Белая ночь», 1957 год, картон, масло, 15 х 19 см., частное собрание.

После освобождения города частями Красной армии Афонина приняла самое активное участие в его восстановлении, в том числе разрушенного немцами городского художественного училища, в котором с мая 1943 стала преподавать рисунок и живопись. После окончания войны Таисия Афонина с матерью и сыном вернулась в Ленинград, продолжила обучение в Репинке и в 1946 году окончила ЛИЖСА по мастерской монументальной живописи Игоря Грабаря. Ее дипломная работа — картина «Девушки Донбасса» была оценена членами комиссии на отлично, а вот к теме своей предвоенной дипломной картины — празднику на Неве — Афонина вернулась только через двадцать лет, написав в 1959–1960 годах картину и серию удивительно тонких по настроению этюдов.
«Сирень», 1956 год, холст, масло, 61 х 85 см., частное собрание.

После защиты диплома Афонина уехала жить и работать в Луганск и только в 1952 году вернулась в Ленинград. Ее творческая судьба в эти послевоенные годы складывалась непросто. В попытках прокормить семью и хоть что-то заработать приходилось браться за разные заказы, часто не отвечавшие профессиональным интересам и живописному дарованию художника. Приходилось довольствоваться опытом, который накапливался с каждой работой, который в конце 1950-х и 1960-е годы реализовался в глубоких по содержанию и изысканных по живописи городских пейзажах, натюрмортах и особенно в портретах современников.
«Портрет художника Маргарита Рубан», 1971 год, картон, масло, 63 х 50 см., частное собрание.

Совершенствуя и оттачивая свое мастерство, кропотливо работая над тональной разработкой буквально каждого образа, много и углубленно работая над композицией, Таисия Афонина неуклонно шла к своим лучшим работам, в которых соединились талант, опыт, воля и вдохновение. И так случилось, что именно Луганский музей имени К. Ворошилова приобрел в 1943 году несколько первых работ Афониной: картины «Немцы пришли», «Угон в Германию», «Встреча». В последующем ее работы приобретались музеями Ленинграда, Костромы, Краснодона, Старой Ладоги, Музеем современного искусства в Париже.
«У Тучкова моста», 1954 год, холст, масло, 15 х 21 см., частное собрание.

В 1947 году Таисия Кирилловна Афонина становится членом Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР). Начиная с 1940 года она участвовала в различных художественных выставках, неизменно экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Таисия Афонина успешно работала в разных художественных жанрах: писала портреты, пейзажи, жанровые композиции, натюрморты, этюды с натуры. Работала в технике масляной живописи и акварели.
«Корабли на Неве», 1960 год, масло на картоне, 15.5 х 22 см., частное собрание.

Одну из своих самых известных работ «Натюрморт с вербами» Афонина написала в апреле 1964 года у себя дома в Ленинграде на Зверинской улице, 2/5, в квартире № 21, где она занимала одну из комнат. Здесь она жила с 1952 по 1994 год. Набор предметов, изображенных на полотне, естественен и органичен. Композиция лишена каких бы то ни было постановочных эффектов. Смотря на картину, кажется, что наблюдательный взгляд художницы подсмотрел и сохранил на холсте мгновение повседневной жизни ушедшей эпохи, практически ничего не срежиссировав. И это придает образу особую силу воздействия на зрителя.
Впервые картина «Натюрморт с вербами» была показана на Весенней выставке произведений ленинградских художников 1965 года в залах Ленинградского отделения Союза художников РСФСР. В последующем вплоть до начала 1990-х она хранилась у автора. В 1994 году после долгого перерыва работа вновь демонстрировалась в залах Санкт-Петербургского союза художников на выставке «Ленинградские художники. Живопись 1950–1980 годов».
В 2007 году «Натюрморт с вербами» Таисии Афониной был воспроизведен в числе 350 избранных произведений ленинградских художников в книге «Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа», изданной на русском и английском языках.
«Натюрморт с вербой», 1964 год, холст, масло, 80 х 60 см., частное собрание.

Работая в разных художественных жанрах, в 1950–1970-е годы Афонина все чаще в своем творчестве обращается к жанру портрета и лирического пейзажа. Ленинград, Украина, Карпаты, Мещерские места, древний Волхов с творческой базой ленинградских художников в Старой Ладоге — здесь она пишет огромное количество натурных этюдов. В 1989–1992 годах полотна Таисии Кирилловны Афониной с успехом представляют отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad и других во Франции.
«Георгиевский собор в Старой Ладоге», 1976 год, картон, масло, 15,8 х 21,5 см., Луганский областной художественный музей.

Живопись Таисии Афониной характерна и узнаваема. Ее отличает использование приемов тональной живописи, интерес к передаче световоздушной среды и тончайших колористических отношений. Среди многочисленных произведений художника, написанных в разные периоды творчества, хотелось бы выделить картины «Литейный конвейер» (1947), «Лесной берег» (1954), «Портрет З. Кизильштейн-Михайловой», «Под Рязанью» (1958), «Весна», «Голубая ночь», «После дождя», «У старого Тучкова моста» (все 1959), «Портрет О. Берггольц», «Маринка» (все 1964), «Портрет кореянки Тамары» (1977), «Портрет писателя Н. С. Тихонова» (1980). В 1980-е годы ее особым увлечением стали цветы: торжественные розы, полевые ромашки, первые тюльпаны. Их она писала преимущественно в технике акварели.
«Лесной Берег», 1954 год, масло на картоне, 13,5 х 17,5 см., частное собрание.

Таисия Кирилловна Афонина скончалась 19 апреля 1994 года на 81-м году жизни в Санкт-Петербурге, где и была похоронена.
«Сумерки», 1955 год, картон, масло, 11 х 16 см., частное собрание.

Произведения художника сегодня находятся в музеях Санкт-Петербурга, Костромы, Луганска, Краснодона, Старой Ладоги, в частных собраниях в России, США, Франции и других странах ближнего и дальнего зарубежья.
«Старый Тучков мост», 1959 год, холст, масло, 66 х 88 см., Луганский художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Визирякина Т. Эпоха. Время. Художник // Невское зеркало. 1996. № 7.
2. Натюрморт в живописи 1950–1990 годов. Ленинградская школа. СПб., 1997.
3. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
4. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
5. Афонина Т. К. Натюрморт с вербами // 80 лет Санкт-Петербургскому союзу художников. Юбилейная выставка. СПб.: Цветпринт, 2012.
6. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019.
7. Выставка произведений ленинградских художников. 1947 год. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационная живопись. Каталог. Л.: ЛССХ, 1948.
8. Бойков В. Изобразительное искусство Ленинграда. Заметки о выставке ленинградских художников // Ленинградская правда. 1947, 29 ноября.
9. Ленинградские художники. Живопись 1950–1980 годов. Каталог. СПб.: Выставочный центр ПСХ, 1994.
10. Лирика в произведениях художников военного поколения. Выставка произведений. Каталог. СПб.: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1995.
11. Живопись 1940–1990 годов. Ленинградская школа. Выставка произведений. СПб.: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1996.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.