Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 80. Хухров Юрий Дмитриевич (Yuri Khukrov) (1932-2003).

Герой очередного выпуска Альманаха — Юрий Дмитриевич Хухров — известный советский художник, живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Юрий Хухров родился в Ленинграде в семье военнослужащего. С детства увлекался рисованием. Учился в Средней художественной школе у Г. Рысиной, А. Кузнецова, Л. Калинкина. После ее окончания поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у Василия Соколова, Валерия Пименова, Леонида Худякова, Александра Зайцева, Григория Чепца. В 1958 году окончил знаменитую Репинку по мастерской Бориса Иогансона.

Успешно работал в жанре портрета, пейзажа, натюрморта.
В 1990-е годы работал на Чудском озере, в Павловске и на Карельском перешейке под Петербургом, что нашло отражение в лучших произведениях художника. Полотна Юрия Хухрова находятся в музеях и частных собраниях в России, Финляндии, Норвегии, Израиле, Ирландии, Украине, Узбекистане, Германии, Италии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Юрий Хухров — удивительный художник, автор потрясающих пейзажей, совершенно живописных, но зачастую шокирующих зрителя своей неправдоподобностью. Ему выпала счастливая судьба человека еще в детстве осознавшего свое призвание…» (Наталья Мосевич, искусствовед).
«Песочная набережная», 1994 год, холст, масло, 55 х 88 см., частное собрание.

Юрий Дмитриевич Хухров родился 14 мая 1932 года в Ленинграде в семье военнослужащего. С детства увлекся живописью, что родители всячески поощряли. Мама Юрия была культурной и образованной женщиной, всячески старалась привить сыну любовь к прекрасному. Водила маленького Юру на экскурсии в Государственный Русский музей, выступая в качестве экскурсовода и знакомя сына с шедеврами отечественного искусства.
«Троицкий мост», 1980-е годы, оргалит, масло, 35 х 71 см., частное собрание.

Возможно, именно это и сыграло решающую роль в осознании юношей своего призвания. Начавшаяся война внесла свои коррективы. Осенью 1941 года Юрий был эвакуирован в Киргизию, где провел с мамой три тяжелых военных года. В родной Ленинград вернулся уже в 1944 году после снятия блокады, когда город начал активно восстанавливаться.
«В Павловске», 1958 год, картон, масло 24,8 х 35,2 см., частное собрание.

Юрий продолжил обучение в школе, а в 1945 году начал заниматься в известной в те годы изостудии Ленинградского Дворца пионеров у прекрасного живописца, графика, педагога, будущего автора статей по вопросам воспитания Соломона Давидовича Левина (1907–1990) и замечательного живописца, графика и педагога Марии Алексеевны Гороховой (1903–1991). Педагоги в изостудии сразу оценили природное дарование своего ученика и после завершения занятий в студии в 1946 году посоветовали ему продолжить обучение.
«Ночь. Иоанинские Ворота», 1981 год, холст, масло, 60 х 92 см., частное собрание.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что солнечным летним утром 1947 года, взяв альбом со своими рисунками, решительный четырнадцатилетний подросток отправился в приемную комиссию художественного института имени Репина. Члены приемной комиссии с улыбкой и большим вниманием ознакомились с содержимым альбома и посоветовали столь смелому юноше повторить свою попытку через пять лет, а пока, чтобы не терять времени зря, подняться на последний этаж, где находилась Средняя художественная школа имени Б. В. Иогансона.
«Сергей», 1981 год, холст, масло, 95 х 80 см., частное собрание.

В то время СХШ, как любовно называли учащиеся свою школу, была настоящим храмом искусства для молодого подрастающего поколения города на Неве, да и талантливой приезжей молодежи тоже. Очень приятно было чувствовать свою сопричастность искусству, пусть даже и будучи плохо одетым и далеко не всегда сытно накормленным. Все казалось мелким по сравнению с ней. Это было время смелых и решительных ребят, впоследствии ставших большими художниками.
«Весенний мотив. Парголово», 1950-е годы, картон, масло, частное собрание.

Пять лет — с 1947 и по 1952 год — Юрий Хухров отучился в СХШ, и ни разу за все время своего обучения не пожалел о том, что тем летним утром последовал совету членов приемной комиссии в Репинке. Преподавателями Хухрова в художественной школе были Галина Васильевна Рысина (1910–1967), Александр Иванович Кузнецов (1894–1975) и Леонид Михайлович Калинкин (1901–1969). Преподаватели выделяли Хухрова среди сокурсников за его трудолюбие и особое упорство в достижении поставленных целей, нередко ставя в пример.
«Начало лета», 1987 год, холст,масло, 35 x 49 см., частное собрание.

Годы обучения в художественной школе пролетели незаметно, и вот, наконец, долгожданная Репинка, мечты о поступлении в которую были, пожалуй, самыми заветными у юного художника. Экзамены были выдержаны успешно, и Юрий Хухров становится студентом первого курса живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
«Маки», 1973 год, холст, масло, 80 х 95 см, частное собрание.

Ему повезло с педагогами. На разных этапах своего обучения он занимался у известного живописца, лауреата Сталинской премии первой степени 1951 года Василия Васильевича Соколова (1915–2013), известного ленинградского живописца и педагога Валерия Васильевича Пименова (1920–2008), известного живописца и педагога, профессора Леонида Васильевича Худякова (1915–1995) и замечательного живописца и педагога, профессора Александра Дмитриевича Зайцева (1903–1982).
«Никита», 1978 год, холст, масло, 50 х 40 см., частное собрание.

С большой теплотой и уважением вспоминал всегда Юрий Хухров и своего, как он считал, главного учителя и наставника, замечательного художника и педагога, одного из ведущих представителей социалистического реализма в живописи, профессора Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973), по мастерской которого в 1958 году он успешно окончил институт. Дипломная работа Хухрова — картина «Конармейцы» была оценена комиссией на отлично и принесла автору звание «художник живописи».
«В Петропавловской крепости», 1980 год, холст, масло, 37 x 36,5 см., частное собрание.

После окончания института по распределению Хухров отправляется на два года жить и работать в Брянск. Именно здесь состоялась его первая персональная выставка, ставшая знаменательным событием в культурной жизни города.
«Трактор», 1961 год, холст, масло, Белгородский государственный художественный музей.

В 1960 году Юрий Дмитриевич возвращается в родной Ленинград. Он полон сил, энергии и творческих замыслов.
«Доярка Полина Минькова», 1973 год, холст, масло, 70 х 55 см, частное собрание.

В 1960–1980 годы художник совершает многочисленные творческие поездки для сбора натурного материала для картин в Западную Сибирь, Кузбасс, Узбекистан, Запорожье. Город угольщиков, огромные карьеры и маленькие не сразу различимые люди, делающие свое великое дело, становятся частыми темами и героями его полотен.
«Кузбасс», 1980-е годы, холст, масло, 43 х 58 см, частное собрание.

В 1990-е годы Хухров работает на Чудском озере, в Павловске и на Карельском перешейке под Петербургом, и увиденное здесь находит отражение в лучших полотнах художника. Зарисовки с натуры. Потрясающие пейзажи. Совершенно живописные, но шокирующие зрителя своей неправдоподобной красотой…
«Павловск», 1992 год, холст, масло, 157 х 210 см, частное собрание.

В 1960 году его приглашают на должность главного художника Центрального военно-морского музея, и Юрий Хухров с радостью соглашается. Позднее он работает преподавателем изостудии Дома пионеров и школьников Московского района.
«У Самсоньевского моста», 1972 год, холст, масло, 30 х 40 см., частное собрание.

Преподавательская работа нравится Юрию Хухрову. Он с радостью делится со студентами своими знаниями, своим видением, своим пониманием происходящих процессов, одновременно знакомясь с мировоззрением молодых художников, их системой ценностей и идеалов. А еще ему очень нравится открывать новые таланты, вдохновлять их и давать путевку в жизнь. В 1962–1969 годах он преподает на кафедре общей живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной.
«Музей артиллерии», 1976 год, картон, масло, частное собрание.

Занимаясь преподавательской деятельностью, Хухров не оставляет и творчество. Он много работает в области станковой живописи, пишет портреты, пейзажи, натюрморты, сюжетно-тематические картины в техниках масляной живописи и рисунка. С 1970 по 1992 работает по договорам с Ленинградским отделением Художественного фонда РСФСР.
«Малая Невка», 1989 год, холст, масло, 35 х 70 см., частное собрание.

Устойчивый интерес Юрия Хухрова к творчеству Сезанна и раннему кубизму повлиял и на его собственную манеру письма: плотные тяжелые формы, сочетание теплых и холодных оттенков в цветовой гамме, темный колорит большинства работ. Кроме жанровых картин и индустриальных пейзажей Сибири, Хухров часто писал виды Ленинграда и портреты разных людей — детей и студентов, строителей и колхозников.
«Фонтанка» 1980-е годы, холст, масло, 68 х 103 см., частное собрание.

На картине «Покоренный Самотлор» художник изобразил нефтяников во время отдыха. Трое мужчин, раздетых по пояс, сидят спиной к зрителю и о чем-то беседуют. Еще один расположился в стороне. Рядом с ним на земле лежит каска для подземных работ. На заднем плане видно озеро, которое окружают нефтяные вышки. В небе художник написал полную луну, свет на картине сумеречный, при этом передний план освещен сильнее.
«Покорённый Самотлор», 1980 год, холст, масло, 185 х 195 см, Коллекция Белгородский государственный художественный музей

В 1965 году Юрия Дмитриевича Хухрова принимают в члены Ленинградского союза художников. Начиная с 1958 года он участвует в многочисленных художественных выставках городского, областного и всесоюзного уровней, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Персональные выставки художника состоялись в Брянске в 1958 году, в Ленинграде в 1970 году и в Санкт-Петербурге в 1995, 1997 и 2004 годах.
«Кронверский канал», 1990 год, холст, масло, 40 х 55 см., частное собрание.

Несмотря на все многообразие творческого наследия Юрия Хухрова, специалисты сходятся во мнении, что в большей степени художник известен как автор портретов, ленинградских пейзажей и жанровых картин, посвященных освоению природных богатств Сибири. Особое место в его творчестве занимают этюды непарадного Петербурга, с большой любовью выполненные в разные периоды жизни художника.
«Дача в Павловске», 1975 год, картон, масло, 49 х 69 см., частное собрание.

Среди произведений, созданных Хухровым в разные периоды творчества, в первую очередь обращают на себя внимание картины «Мальчик в голубом свитере» (1962), «Семен Буденный» (1964), «Портрет З. П. Жаворонковой» (1965), «Портрет колхозницы Наташи Споровой» (1966), «Петербургские дворы. Рассвет» (1970), «Семейный портрет», «Проходчик Л. Божбов» (обе 1971), «Белая ночь» (1972), «Аленка» (1973), «Метростроевцы перед взрывом перемычки» (1975), «Музей Артиллерии» (1976), «Мансарды», «На берегу Саматлора» (обе 1977), «Никита», «Студент», «Станислав» (все 1978), «Покоренный Саматлор» (1980), «Сергей» (1981), «Кузбасс. Период дождей» (1981), «Малая Невка» (1989), «Портрет Наташи» (1997).
«Кузбасс. Период дождей», 1981 год, холст, масло, 110 х 150 см., частное собрание.

Последние годы художник создал целую галерею портретов хирургов. Каждая биография глубоко трогает, заставляет волноваться. Но сердце этого могучего, одаренного многими талантами человека начинает ослабевать. Несколько летних месяцев художник проводит в деревне, но это не приносит облегчения, коварная болезнь продолжает наступать.
«Мальва», 1996 год, холст, масло, 65 х 74 см., частное собрание.

Юрий Дмитриевич Хухров скончался 22 ноября 2003 года в Санкт-Петербурге на семьдесят втором году жизни.
«На подоконнике», 1978 год, холст, масло, 87 х 80 см., частное собрание

Сегодня его произведения украшают собрания музеев и частных коллекций России, Финляндии, Норвегии, Израиля, Ирландии, Украины, Узбекистана, Германии, Италии и других странах. Есть его полотна и в США. Произведения художника являются частыми гостями и на многочисленных западных аукционах.
«Малая Невка», 1992 год, картон, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Союза художников СССР. Т. 2. М.: Советский художник, 1979. С. 524.
2. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С. 359.
3. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С. 81.
4. Юрий Хухров. Живопись. Графика. СПб.: Петрополь, 2004. С. 24.
5. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С. 359.
6. Юрий Хухров. Живопись. Графика. СПб.: Петрополь, 2004. С. 23.
7. Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965. С. 60.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.