Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 78. Ротницкий Семён Аронович (Semion Rotnitsky) (1915-2004).

Герой очередного выпуска Альманаха — Семён Аронович Ротницкий — известный российский живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Западные искусствоведы называют Ротницкого классиком русского академического импрессионизма. Они открыли его для себя в начале 1990-х, когда соцреализм у нас был подвергнут обструкции, а музеи увлеклись авангардизмом.

Семён Ротницкий родился в Минске в простой рабочей семье. Учился на подготовительных курсах при Академии художеств, а с 1937 года являлся студентом живописного факультета Академии художеств. Участвовал в Великой Отечественной войне, сражался на Ленинградском и Прибалтийском фронтах. Орденоносец. После Победы вернулся в Ленинград, где окончил знаменитую Репинку по мастерской Бориса Иогансона. Более двадцати лет преподавал в знаменитой «Мухе» — Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. М. Мухиной.

Наибольшую известность Семёну Ротницкому принесли его работы в жанре портрета. Являлся участником областных, республиканских, всесоюзных и международных выставок.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Западные искусствоведы в один голос называют Ротницкого «классиком русского академического импрессионизма». Они открыли его для себя в начале 1990-х годов, когда соцреализм у нас был подвергнут незаслуженной обструкции, а музеи увлеклись модным тогда авангардизмом. За что же этот «выразитель совковости» (так именовали тогда мастеров наши нигилисты) удостоился столь лестной оценки зарубежных ценителей? Попробуем разобраться…
«Праздник в Холуе», 1962 год, холст, масло, Владимиро-Суздальский исторический, художественный и архитектурный музей-заповедник.

Живописец Семён Ротницкий, вне всякого сомнения, является выдающимся представителем реалистического направления в современном искусстве. Его творчество можно охарактеризовать как русский академический импрессионизм. Этот термин характеризует направление в искусстве, в котором в единое целое объединены классическая школа реалистической живописи и открытия французских импрессионистов.
«На лыжных соревнованиях. Холуй», 1962 год, холст на картоне, масло, 50 х 70 см, Чувашский государственный художественный музей.

Семён Аронович Ротницкий родился 28 декабря 1915 года в Минске в простой рабочей семье. С детства увлекся рисованием. Не последнюю роль в этом сыграло знакомство с местным художником, жившим неподалеку. Большие яркие холсты, постоянный запах краски и творческий беспорядок, или «бардачок», как называл это владелец художественной студии, не могли не привлекать внимание любознательного юноши. Семён помогал своему взрослому другу в работе, а тот, в свою очередь, учил смышленого паренька азам творческой профессии.
«Бабка Степанида», 1984 год, холст, масло, 110 х 110 см, частное собрание.

Родители Семёна, видя несомненные успехи своего сына в этом странном, по их мнению, увлечении, тем не менее не препятствовали ему, а наоборот, привели юношу заниматься рисованием в художественную студию местного Дворца культуры имени К. Маркса, где в то время и работал с детьми старый знакомый Семёна. В 1927 году родители мальчика переехали жить в Тулу, и до 1934 года Семён Ротницкий посещал художественную студию местного дворца культуры. Здесь же в славном своими оружейными традициями городе Туле на Тульском оружейном заводе начинал Ротницкий и свой трудовой путь слесарем-лекальщиком.
«Сварщики на Кировском заводе», 1969 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

В середине 1934 года по совету своих преподавателей по художественной студии и движимый призванием, Ротницкий переезжает в Ленинград для поступления во Всероссийскую академию художеств, которую незадолго до этого возглавил известный живописец Исаак Израилевич Бродский (1883–1939), ученик Ильи Ефимовича Репина (1844–1930), воспитанник Императорской Академии художеств. Будущего студента принимают на подготовительные курсы, а в 1937 году — на первый курс живописного факультета Академии.
«Портрет художника Баженова В.А.», 1984 год, холст, масло, 110 х 100 см, Чувашский государственный художественный музей.

Его педагогами на первых курсах Академии были известный живописец и педагог, член Ленинградского союза художников Сергей Васильевич Приселков (1892–1959), живописец, график и педагог, профессор Михаил Давидович Бернштейн (1875–1960), художник-график и педагог, профессор Леонид Фёдорович Овсянников (1880–1970), живописец, график и педагог Алексей Еремеевич Карев (1879–1942) и живописец и педагог, профессор Александр Дмитриевич Зайцев (1903–1982).
«Портрет ленинградца М.Д.Гузикова». 1977 год, холст, масло, 120 х 100 см, частное собрание.

На третьем курсе Семён Ротницкий начинает учебу в мастерской известного живописца и педагога, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Ефима Михайловича Чепцова (1874–1950), ученика замечательного русского живописца, графика, профессора и бывшего действительного члена Императорской Академии художеств Василия Евмениевича Савинского (1859–1937) и выдающегося русского художника-передвижника, живописца и графика, педагога Владимира Егоровича Маковского (1846–1920).
«Портрет Заслуженного работника культуры РСФСР В. В. Секлюцкого», 1979 год, холст, масло, 90 × 80 см, частное собрание.

Начало Великой Отечественной войны Семён Ротницкий встретил в Ленинграде. Сразу после ее начала, не раздумывая, с пятого курса добровольцем ушел в первую дивизию народного ополчения. Дивизия формировалась на базе Горного института, Академии художеств и Университета. Семён Аронович сражался на Ленинградском и Прибалтийском фронтах. Был участником обороны и снятия блокады Ленинграда, боев за освобождение городов Остров, Псков, Нарва, Вильнюс, Каунас и многих других. Был награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и еще одиннадцатью медалями.
«Серега», 1962 год, холст, масло, 110 х 120 см, частное собрание.

После Победы и демобилизации Ротницкий вернулся в Ленинград, продолжил обучение в Репинке и в 1948 году окончил институт по мастерской профессора Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973) с присвоением квалификации «художник живописи». Дипломная работа — картина «Маяковский читает стихи Репину».
«Корейский Ким из горячей клавиши город», 1960 год, холст, масло, 90 x 70 см., частное собрание.

Как впоследствии отмечала в своей монографии искусствовед, действительный член Петровской академии наук и искусств Н. Нештаева, Семён Ротницкий, закончив мастерскую выдающегося художника-реалиста Б. В. Иогансона, являлся одновременно последователем и таких великих учителей русской реалистической живописи, как С. В. Присёлкова, Л. Ф. Овсянникова, А. Е. Карёва, П. Д. Бучкина, И. П. Степашкина и Е. М. Чепцова. При этом не только они были его учителями, но и сама жизнь, а в ней неизгладимые из памяти дороги Великой Отечественной войны.
«Блокада», 1948 год, холст, масло, Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда.

Окончив институт, Семён Ротницкий по распределению отправляется жить и работать в Казань. Командировка растянулась на долгие тринадцать лет. С 1948 по 1960 год — он директор и старший преподаватель Казанского художественного училища. Преподавательская работа отнимает много времени, но Ротницкий не забывает и про творчество. Из Казани он впоследствии привезет впечатляющую коллекцию своих произведений и высокое звание заслуженного деятеля искусств Татарской АССР. Это ли не лучшая оценка проделанной работы?!
«Весна», 1952 год, холст, масло, частное собрание.

Семён Ротницкий с одинаковым успехом работал в разных художественных жанрах. Писал пейзажи, натюрморты, часто исполнял жанровые полотна, однако наибольшую известность ему принесли работы в жанре портрета.
Для всех его работ характерна особая духовность. Картины художника поражают жизнерадостностью и страстностью, красотой и сверканием красок. Они легко узнаваемы по какой-то, ему одному присущей, оригинальности. Они излучают добро, они светлы и лучезарны.
«Ветреный день», 1982 год, холст, масло, 57 x 66 см., частное собрание.

Для творчества Ротницкого периода его работы в Казани характерно сочетание реализма и поэтической одухотворенности. Главное в его работах — большой и яркий талант живописца. Ротницкий в своем творчестве всегда жил в народной гуще: в балках нефтяников, в палатках целинников, в заводских цехах. И писал портреты колхозников, шахтеров, бурильщиков, академиков, композиторов, генералов.
«Портрет ветерана Великой Отечественной войны историка Ю. Д. Ломана», 1975 год, холст, масло, 110 × 100 см., частное собрание.

В 1960 году Семён Аронович вернулся в ставший для него родным Ленинград и более двадцати лет преподавал в знаменитой «Мухе» — училище имени В. И. Мухиной на кафедре живописи. Тогда же приступил к созданию главной картины своей жизни — о войне. Огромное полотно размером два с половиной на четыре метра, посвященное партизанам, отстоявшим свой дом, он назвал «Псковичи». Картину он закончил в 1990 году, когда ему было уже 75 лет.
«Портрет солдата Михаила Матвеева», 1958 год, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Семён Ротницкий являлся участником многих областных, республиканских, всесоюзных и международных выставок.
Осенью 1991 года художник с трудом устроил выставку своих работ, которая не стала для города событием: в ту пору вернисажи «совков» не удостаивались внимания газет. Художник был почти уверен, что «Псковичей» приобретет Русский музей (там уже было несколько его работ), но сотрудники музея даже не заглянули на выставку.
«Псковичи», (1970-1990) годы, холст, масло 220 х 356 см, Музей изобразительных искусств, Спрингервилл, США.

Зато полной неожиданностью для Семёна Ароновича стал звонок из консульства США. Оказывается, в выставочный зал, где была представлена работа, зашли туристы, среди которых был сотрудник Музея изобразительных искусств из далекого американского города Спрингервилла. Увидев «Псковичей», американец ахнул и попросил продать его музею не только эту, но и практически все работы, представленные в экспозиции. Так и уехали «Псковичи» в штат Юта, и уже 29 лет полотно висит там в музее в красивой золотой раме.
«Портрет профессора ЛВХПУ им. В.И. Мухиной И.А. Вакса», 1980 год, картон, масло, 50 х 43 см., частное собрание.

Всю свою творческую жизнь Семен Аронович был последователем великих учителей русской реалистической живописи. «Шел честно избранным путем, веря в правду жизни, в любовь: к природе, истории, человеку. Искал важное в искусстве. Счастлив, что жил в согласии со своей совестью» — говорил о себе художник.
Он умел выражать мысли и даже философские идеи через продуманную форму и хорошо организованную высочайшую технику.
«Ленинградские метрополитеновки Надежда Алексеева и Фаина Тягушева», 1971-1972 годы, холст, масло, 114,5 x 105,5 см., Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Семён Аронович Ротницкий скончался осенью 2004 года в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.
«Семен Аронович с коллегами по цеху на персональной выставке в Союзе Художников».

С 6 по 22 ноября 2015 года в выставочном центре Санкт-Петербургского союза художников на Большой Морской, 38 с большим успехом прошла выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Семёна Ароновича Ротницкого. Посетители смогли еще раз соприкоснуться с творчеством этого удивительного художника.

«Давно я не испытывал такого наслаждения от встречи с искусством, где темперамент и мастерство великолепного колориста органично сочетаются с психологически острой и виртуозной техникой прекрасного рисовальщика» — поделился своим впечатлением заслуженный художник России Л. Ф. Попандопуло, один из первых посетителей выставки.

5 мая 2017 года в музее-усадьбе художника Ярошенко состоялось открытие еще одной персональной выставки Семёна Ароновича Ротницкого «Огонь войны души не сжег».
Много лет Ротницкий был членом Попечительского совета музея-усадьбы художника Ярошенко. Его связывали годы творческой дружбы с директорами В. В. Секлюцким и Н. С. Бескровной. В 2003 году Семен Аронович, передавая в дар музею более 64 своих работы, написал: «С юных лет я любил картины Н. А. Ярошенко. На его работах, таких как «Кочегар» и «Всюду жизнь», а также на работах И. Е. Репина «Бурлаки» и «Запорожцы» я воспитывался как художник и гражданин». На выставке «Огонь войны души не сжег», посвященной Дню Победы, были представлены живописные и графические работы Семёна Ротницкого из собрания музея.
Друзья и гости музея на открытии выставки С.А. Ротницкого.

Заслуженный работник культуры РФ Нина Сергеевна Бескровная и краевед Борис Матвеевич Розенфельд на открытии выставки С. А. Ротницкого.

Многочисленные посетители выставки С. А. Ротницкого.

Сегодня работы Семёна Ароновича Ротницкого украшают экспозиции Государственного Русского музея, Владимиро-Суздальского исторического, художественного и архитектурного музея-заповедника, Государственного мемориального музея А. В. Суворова в Санкт-Петербурге, Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Литературного музея имени А. М. Горького в Москве, литературных и художественных музеев Казани, Красноярска, Саранска, Новокузнецка, Перми, Пскова, Твери, Тюмени, Южно-Сахалинска, а также Музея изобразительного искусства (Миннеаполис, США), Музея изобразительного искусства (Спрингвилл, Юта, США), Музея Флейшер (Аризона, США), Музея изобразительного искусства Канзас-Сити (Миссури, США), Музея изобразительного искусства Колорадо-Спрингс (Колорадо, США).
«Портрет эфиопской студентки Бисрат Шибабаву», 1989 год, холст, масло, 100 x 70 cм., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Кривенко И. Ленинград (раздел живописи) // Художник. 1965. № 3. С. 27–36.
2. Наш современник. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1972. С. 19.
3. Мямлин И. Сердце с правдой вдвоём… // Ленинградская правда. 1975. 1 июня.
4. Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1976. С.28.
5. Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября. Л.: Художник РСФСР, 1982. С. 20.
6. Левандовский С. Живопись на Ленинградской зональной // Искусство. 1981. № 2. С. 63.
7. Семен Аронович Ротницкий. Выставка произведений. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1991.
8. http://www.art-spb.info/community/jazzmen?action=show&id=204

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.