Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 74. Клычев Иззат Назарович (Izzat Klychev) (1923-2006).

Герой очередного выпуска Альманаха — Иззат Назарович Клычев — известный туркменский советский живописец, академик Академии художеств СССР.

Иззат Клычев родился в далеком Туркестанском ауле Якым в бедной туркменской семье. В десятилетнем возрасте остался сиротой и воспитывался старшим братом.
Учился в Ашхабадском художественном училище, где благодаря своей учительнице— художнику Юлии Данешвар, сумел сформировать свой художественный авторский стиль.
Фронтовик, дошел до Берлина, где и встретил День Победы.
Закончил знаменитую Репинку по мастерской Бориса Иогансона, а позднее — аспирантуру по мастерской академика Герасимова. Автор первой монументальной картины исторического жанра в истории туркменского изобразительного искусства.

Начиная с 1953 года принимал активное участие в художественных выставках всесоюзного и международного уровня, а в 1960-е годы творчество Иззата Клычева начали причислять к суровому стилю.
Народный художник СССР с 1973 года, Иззат Клычев — один из наиболее интересных художников советского и постсоветского периодов.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Я являюсь воспитанником русской культуры, получал там образование и в зрелые годы дышал духовной атмосферой России, но люблю Туркмению, люблю свои Каракумы. То и другое для меня неразрывно» (Иззат Клычев).
«Музыкант», 1965 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.

«Творческие усилия туркменских мастеров внесли заметную лепту в процесс формирования такого сложного и в то же время цельного в своей основе художественного явления, как советская живопись 60-х годов. Вершиной достижения стало творчество народного художника Туркмении Иззата Клычева, оказавшего влияние на все изобразительное искусство республики и особенно на поколение живописцев, начинавших в это время свой путь» (Маргарита Халаминская,искусствовед).
«Мать (радость семьи)», 1987 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.

Иззат Назарович Клычев родился 10 октября 1923 года в ауле Ялкым (ныне — Байрамалийский район Марыйского велаята Туркмении) в семье местного муллы.
«Я и моя мама», 1967 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.

В 1933 году отец Иззата Аннаклыч Сувханназар, образованный и уважаемый в ауле человек, просветитель и учитель, еще до революции показывавший детям действующую модель Солнечной системы с вращением вокруг светила Земли и Луны, был репрессирован. Его вместе с женой и маленькими детьми выслали в пронизанный ледяными ветрами засушливый Северный Казахстан, где в лагере отец и мать умерли на глазах у Иззата.
«Восточные женщины», 1976 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.

Оставшегося круглым сиротой десятилетнего Иззата вернули в Туркмению в семью старшего брата Решида, в которой он впоследствии и воспитывался. Будучи столь щедрой на трудности и лишения, судьба одарила будущего художника в то же время грандиозным талантом и уникальным внутренним зрением. Он с детства увлекался рисованием и в 1938 году был отдан учиться в школу-интернат при Ашхабадском художественном училище, а с 1940 по 1942 год учился уже в самом художественном училище.
«Туркменистан — яркий сад», 1956 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.

Первым преподавателем живописи и рисунка у Иззата Клычева в училище была известный художник Юлия Данешвар, ученица Александра Дейнеки (1899–1969). Работы Юлии Данешвар конца 1930-х —1940-х годов — яркие страницы туркменской живописи. Юлия Данешвар сразу увидела большое природное дарование и огромный творческий потенциал своего юного ученика. Позднее Иззат Клычев писал: «И тут судьба подарила мне дружбу с нашим преподавателем живописи Юлией Прокофьевной Данешвар. Точнее говоря, вначале это было наставничество, материнская забота, и лишь позже, когда я повзрослел, Юлия Прокофьевна стала моим старшим другом». Историки искусства сходятся во мнении, что именно она помогла Иззату Клычеву сформировать свой неповторимый авторский художественный стиль.
«Книжный базар», 1955 год, холст, масло, частное собрание

Юлия Данешвар помогла раскрытию способностей Иззата, уча, воспитывая и поддерживая его не только в работе над первыми самостоятельными произведениями, но и потом, когда в 1942 году молодой парень добровольцем уйдет фронт. «Ты несешь в себе гордое чувство, которое мы называем любовью к искусству. И ничто не может его уничтожить: ни разрушения, ни зверства, ни смерть», — писала в одном из своих писем на фронт Юлия Данешвар.
«Ковроткач», 1974 год, холст, масло, 60.5 x 55 см (23 7/8 x 21 5/8 дюйма.), частное собрание.

Всю войну Иззат Клычев прошел с боями вместе со своими однополчанами по отдельной роте связи, сражался с врагом под Воронежем, дважды участвовал в освобождении Харькова, форсировал Вислу и Одер и долгожданный День Победы встретил в поверженном Берлине, расписавшись на стенах захваченного рейхстага.
Война оставила художнику не только многочисленные награды, но и тяжелые воспоминания, отразившиеся на всем его последующем творчестве. Впоследствии он напишет удивительную по своей реалистичности серию портретов ветеранов, изувеченных на фронте.
«Цветы к 9 маю», 1983 год, холст, масло, 89 х 116 см, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.

После демобилизации Иззат решает продолжить свое художественное образование. Он приезжает в Ленинград и в 1947 году, как фронтовик, без вступительных экзаменов, поступает в Ленинградский институт живописи скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где в это время была создана национальная студия для одаренной творческой молодежи из Средней Азии. Приходилось очень нелегко, но природное упорство и заветное желание стать художником помогали преодолевать все трудности.
«У дерева», 1972 год, холст, масло, 57 х 76 см, частное собрание.

Много работал с талантливым учеником замечательный советского живописец, график, педагог, профессор Юрий Михайлович Непринцев (1909–1996), которому был по душе это упорный и талантливый самородок из солнечной Туркмении. Учился Клычев и в мастерской известного советского живописца и педагога Иосифа Александровича Серебряного (1907–1979), а позже у Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973), по мастерской которого писал свою дипломную работу «В пустыне Каракум», блестяще защищенную в 1953 году.
«Неторопливый разговор», 1964 год, холст, масло, частное собрание.

Решив, что именно Каракумы станут темой его выпускной дипломной работы, Клычев ради ее выполнения устроился простым рабочим в геодезическую экспедицию по Каракумам. Работая все лето в тяжелейших условиях на пятидесятиградусной жаре на прокладке трассы будущего Каракумского канала, художник, тем не менее, находил еще время и силы делать наброски, эскизы. Через год после написания дипломная работа «В пустыне Каракум» была с успехом представлена на Всесоюзной художественной выставке.
«В пустыне Каракум», 1953 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.

После окончания Репинки Клычев возвращается в родной Ашхабад, где в период 1953–1954 годов преподает в Туркменском художественном училище имени Шота Руставелли. Впоследствии Иззат Назарович всегда с большой теплотой будет вспоминать этот период своей творческой биографии. Ему очень нравилось преподавать, работать с талантливой молодежью, которая с большим уважением относилась к своему именитому наставнику, ученику самого Бориса Иогансона.
«На полевом стане», 1956 год, картон, масло, частное собрание.

В 1954 году Иззат Клычев отправляется в Москву, где поступает и на протяжении четырех последующих лет учится в аспирантуре в творческой мастерской выдающегося советского живописца, теоретика искусства, профессора Александра Михайловича Герасимова (1880–1963). Здесь он создает грандиозное историческое полотно о Гражданской войне «За лучшую долю(На интервентов)» — первое монументальное полотно исторического жанра в истории туркменского изобразительного искусства.
«За лучшую долю», 1958 год, холст, масло, частное собрание.

В 1956 году в память о годах своей учебы в Репинке Клычев создает еще одно свое знаменитое полотно «Ледоход на Неве». При взгляде на эту картину становится очевидно, что художник из Туркменистана принял и полюбил облачный Ленинград, пропустил через себя его серую, сырую весну. «Я являюсь воспитанником русской культуры, получал там образование и в зрелые годы дышал духовной атмосферой России, — говорил Иззат Клычев. — Но люблю Туркмению, люблю свои Каракумы. То и другое для меня неразрывно».
«Ледоход на Неве», 1956 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.

В 1953 году Иззата Клычева принимают в Союз художников СССР. В 1960-е годы он становится одним из ведущих советских живописцев, творчеству которого суждено было сформировать пути развития туркменской живописи. В периоды 1962–1965, 1970–1976 и 1982–1992 годов Клычев занимает должность председателя правления Союза художников Туркменской ССР.
«Осенняя песня», 1982 год, картон, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.

В 1967 году он знакомит зрителей со своим триптихом «День радости», первым в истории национальной живописи. Произведение стало настоящим событием в советском искусстве. Клычев постепенно обретает новый пластический язык открытого цвета, соединив традиции народного творчества с приемами так называемого сурового стиля, определяя этим дальнейшее развитие туркменской живописи.
«Радость» центральная часть триптиха «День радости», 1967 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.

Родной Туркменистан всегда был главной темой в творчестве художника. Быт туркменских сел, богатая природа родного края —на полотнах Иззата Клычева, в первую очередь, фон. Художник смотрит на людей —простых ремесленников и выдающихся современников, всматривается в их открытые, задумчивые лица, читая в их глазах мудрость, достоинство и гармонию. Экспрессию на этих композиционно уравновешенных картинах создает своеобразная палитра мастера, ее яркие, карнавальные цвета, щедрые мазки кисти, четко обозначающей контуры, но не оставляющей слепящих бликов и глухих теней.
«Портрет сельчанина», 1971 год, холст, масло,Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.

Еще одной темой, которой посвящено большое количество полотен мастера, является тема войны и мира. Взглянув на холст «Женщины Афганистана» (1988), написанный почти через полвека после Великой Отечественной войны, сразу обращаешь внимание на то, что картина, на которой встречаются сразу три поколения, могла бы показаться идиллической, если бы не те ружья, которые держат в руках женщины, та пулеметная лента, которой играет младенец, те изуродованные снарядами стены домов. Иззат Клычев указывает на этот явный диссонанс —война и материнство, ребенок и оружие в руках молодой женщины. Но сквозь это явно выраженное несоответствие мастер показывает и ноты надежды, заключенные в твердом выражении лиц, в силе характера изображенных женщин, которые своей любовью и красотой способны спасти и сохранить мир.
«Женщины Афганистана», 1988 год, холст, масло, Музей украинской живописи, Днепр.

Необходимо признать, что лучшим произведениям Иззата Клычева (серия «Моя Туркмения», 1963–1965 годы; триптих «День радости», 1967 год, Туркменский музей изобразительных искусств, Ашхабад; «Завтра праздник», 1972 год; «Заботы о мире», 1981 год, «Источник жизни», 1981 год) всегда присущи монументализация образов, обобщенность и лаконизм выразительных средств, графическая четкость и интенсивность яркого цветового пятна, острый линейный ритм.
«Источник жизни», 1981 год, холст, масло, Музей украинской живописи, Днепр.

С большим успехом работал мастер в жанре портрета. В галерее созданных им образов обилие портретов —как простых людей, безымянных сельчан и рабочих, так и выдающихся современников мастера.
«Портрет Язмурада Оразсахатова», 1961 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.

Наиболее насыщенный на большинстве картин —красный цвет, он не только живописует ковровые узоры, национальные одежды, раскаленные пески и весенние цветы…
Красной дымкой овеяны и лица людей, и горы, и небо, как, например, на холстах «Ветеран колхоза» (1971) и «Дальняя застава» (1977). Но красный здесь отнюдь не цвет войны, а, скорее, цвет яркого солнца, просвечивающего сквозь веки, горячего воздуха и горячих сердец. Красный цвет, преобладающий на полотнах «Радость семьи» (1987) и «Мальчики» (1976), утверждает любовь и согласие, символом которого становятся белые бумажные самолетики — самодельные «голуби мира» в детских руках.
«Мальчики», 1976 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.

Начиная с 1953 года Иззат Клычев являлся постоянным участником крупных союзных, региональных и международных выставок. Его картины неоднократно экспонировались в крупнейших галереях мира— от США до Японии. Персональные выставки мастера проходили в Англии, Италии, Германии, России, Польше, Эстонии, Азербайджане, неизменно собирая толпы благодарных поклонников его творчества.
«Легенда», 1982 год, холст, масло, частное собрание.

В годы независимости Туркменистана Иззату Клычеву приходилось нелегко. Художник отказался создавать портретную галерею президента Республики того времени Сапармурата Ниязова, в ответ на что его имя практически перестало упоминаться в местных средствах массовой информации. И это при том, что в мире творчество Клычева продолжало высоко цениться и он по-прежнему воспринимался как крупнейший туркменский художник, а в 2000 году в Лондоне с оглушительным успехом прошла его персональная выставка, о которой республиканские СМИ попросту умолчали.
«Волшебные узоры», 1965год, картон, масло, 70 x 50 см, частное собрание.

Иззат Назарович Клычев скончался 12 января 2006 года в Ашхабаде, где и был похоронен. Полотна художника занимают сегодня ведущее место в музее Изобразительных искусств Туркменистана.
Дурды Байрамович Байрамов «Портрет Иззата Клычева», 1997 год, холст, масло, 76.8 × 94.4 см, частное собрание.

Народный художник Туркменистана Иззат Назарович Клычев является первым художником, который сумел вывести туркменское изобразительное искусство на мировой уровень. Объехав полмира, Иззат Клычев языком живописного искусства рассказал своему народу о людях, красоте и величии Нового света, Европы, Азии, Африки. Миру же он открыл свой родной и такой близкий его сердцу Туркменистан.
«Городская площадь», 1965 год, картон масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.

Творческое наследие Иззата Клычева огромно и его трудно переоценить. Оно бесценно, поскольку является важнейшим вкладом в сокровища мирового и туркменского искусства. Произведения мастера всегда будут служить приобщению людей к миру прекрасного и воспитывать в них чувство любви к Родине, стремление к познанию окружающего мира и преумножению добрых традиций и обычаев народа.
«Ковровщицы», 1972 год, картон, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Бабиков С. ИззатНазаровичКлычев. Люди Туркмении. М.: Сов. худ., 1974.
2. ДолгополовИ.Мастера и шедевры. Т. 3. М.,1988.
3. ЕрлашоваС. Живопись Советской Туркмении. Л.: Аврора, 1975.
4. ИззатКлычев. Каталог выставки. М.: Советский художник, 1985.
5. КистовичИ.Роман с красным цветом // ИззатКлычев. Каталог выставки. Лондон, 2000.
6. https://yavarda.ru/klychev.html
7. https://artchive.ru/artists/21622~Izzat_Nazarovich_Klychev

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.