Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 70. Бызова Злата Николаевна(Zlata Byzova) (1927-2013).

Герой очередного выпуска Альманаха — Злата Николаевна Бызова — известный советский и российский художник, живописец, яркий представитель «ленинградской школы» живописи.

Она родилась Ленинграде в простой рабочей семье. Поступив на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, занималась у Петра Белоусова, Леонида Худякова, Василия Соколова и Александра Зайцева. Неоднократно отмечалась педагогами во время учёбы.

Заканчивала Репинку и писала дипломную работу по мастерской самого Бориса Иогансона. Её дипломная работа демонстрировалась в Русском музее на выставке ленинградских художников и в Третьяковской галерее на Юбилейной Всесоюзной художественной выставке.

С одинаковым успехом работала в разных жанрах. В 1989—1992 годах работы Бызовой были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции, добавив многочисленных поклонников её таланта на Западе..

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем….

«Злата Николаевна Бызова — удивительный художник, способный своими полотнами вызвать в душе у зрителя волну теплоты, сердечности, нежности. Она пытается передать именно ощущения, вызвать ассоциации, и не обязательно связанные с прикрасами окружающей нас природы…» (Мария Астахова, искусствовед).
«Банька», 1950 год, картон, масло, 37 х 49 см, частное собрание.

Злата Николаевна Бызова родилась 27 марта 1927 года в Ленинграде в простой рабочей семье. Увлечение рисованием пришло в школе благодаря учителю рисования, преподававшему свой предмет так, что не захотеть рисовать было нельзя, и еще благодаря одному знаменательному событию. Администрация школы, в которой училась Бызова, организовала экскурсию для школьников, отличавшихся хорошей успеваемостью по школьным предметам в Государственный Русский музей. В число счастливчиков, которые посетили залы бывшего музея Александра III, попала и наша героиня.
«Зима на реке Волхов»,1961 год, картон, масло, 33,5 х 48 см, частное собрание.

В начале 1930-х годов экспозиционные площади музея были расширены за счет передачи ему освобожденных от посторонних арендаторов корпуса Бенуа и флигеля Росси Михайловского дворца. В залы этих зданий и была организована экскурсия, которая произвела на чувствительную Злату неизгладимое впечатление…
Войну и первые бомбежки Злата встретила в родном Ленинграде. Затем были голод и первая, самая тяжелая из блокадных зим, эвакуация по весеннему льду Ладожского озера на Большую землю и долгая разлука с любимым городом. В Ленинград вернулась уже после окончания войны, вместе со всеми восстанавливала город, работала и, когда выдавалась свободная минутка, писала, писала, писала…
«Туманное утро», 1964 год, холст, масло, 37 х 57 см, частное собрание.

В 1950 году после успешной сдачи вступительных экзаменов с первого раза Злата Бызова поступает на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В Репинке, как ее ласково называли между собой студенты тех лет, да и последующих тоже, в те годы собрался удивительный по своему профессиональному составу профессорско-преподавательский коллектив.
«Цветы на стуле», 1973 год, холст, масло, частное собрание.

Преподавателями Златы Николаевны в институте на всех этапах обучения были замечательный живописец, график и педагог, профессор Петр Петрович Белоусов (1912–1989), известный живописец и педагог, профессор Леонид Васильевич Худяков (1915–1995), знаменитый живописец, будущий народный художник России, лауреат Сталинской премии первой степени 1951 года Василий Васильевич Соколов (1915–2013).
«На гумне», 1959 год, картон, масло 21,5 х 24,3 см.

Надо сказать, что учение в институте давалось Злате Бызовой непросто — сказывалось отсутствие начального художественного образования, однако упорный труд и неуемное желание стать профессиональным художником помогли девушке успешно освоить и сложный учебный курс и практические пленэрные задания. Институт Бызова заканчивала уже по мастерской самого Бориса Владимировича Иогансона(1892–1973) — выдающегося русского и советского художника и педагога, сыгравшего значительную роль в формировании технического потенциала и художественном становлении своей ученицы.
«Возвращение», 1960год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

В 1957 году Злата Бызова пишет свою дипломную работу — картину «Первые дни организации колхоза» (в настоящее время находится в Научно-исследовательском музее Академии художеств в Санкт-Петербурге), за которую получает от выпускной комиссии оценку «отлично». Ей присваивается квалификация «художник живописи». В этом же году картина Бызовой демонстрируется в Русском музее на выставке ленинградских художников и в Третьяковской галерее на юбилейной Всесоюзной художественной выставке.
«Ранняя весна», 1950-е годы, картон, масло, 69 х 50.5 см, частное собрание.

Это большой успех для молодого художника. Он окрыляет и одновременно устанавливает высокую планку того уровня художественного мастерства будущих работ, ниже которой опускаться уже нельзя. И эта планка будет ориентиром для Златы Николаевны на всю ее долгую творческую жизнь. После окончания института Бызова остается жить и работать в родном Ленинграде.
«Этюд с рябиной», 1968 год, картон, масло, 80 х 49.5 см, частное собрание.

Начиная с 1957 года Бызова активно участвует в различных художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Она с успехом работает в различных жанрах и техниках. Пишет жанровые композиции, портреты, пейзажи, натюрморты, этюды с натуры. В 1960 году Злату Николаевну принимают в члены Ленинградского отделения Союза художников РСФСР по секции живописи.
«Весенние заботы» (грачи), 1975 год, картон, масло 50 х 70 см, частное собрание.

По мнению историков искусства, наиболее ярко живописное дарование Златы Николаевны Бызовой раскрылось в серии провинциальных портретов и в многочисленных староладожских этюдах 1960–1970-х годов. В этот период Бызова часто работала на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге. Среди наиболее известных произведений Златы Бызовой стоит выделить работы «Первые дни организации колхоза» (1957), «Серебристый день», «Ладога», «Сумерки» (все 1958), «Большая вода», «Старая Кинешма» (обе 1959), «Возвращение» (1959), «Весна» (1960), «Зима на Волхове», «Апрель», «Берёзки», «Строители ГЭС», «Зима в Старой Ладоге» (все 1961), «На Волховстрой» (1964).
«Зима в Старой Ладоге», 1961 год, картон, масло, 33 х 47,5 год, частное собрание.

Произведениям Бызовой более позднего периода творчества свойственно усиление декоративности и графичности изображения, локальность цвета и условность композиции. К работам этого периода творчества художника относятся «Соревнование пахарей» (1975), «Весенние заботы», «После работы» (обе 1978), «Весенний день у полустанка» (1980), «Ивушка» (1981), «Верба»(1981) и другие.
«Верба», 1981 год, холст, масло, 70 х 41 см, частное собрание.

В 1989–1992 годах работы Бызовой с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции. Позднее не раз «всплывали» на западных аукционах.
В последние годы жизни Злата Николаевна жила и работала в городе Малая Вишера Новгородской области. Здесь же прошли две ее персональные выставки, собравшие большое число почитателей ее таланта.
«Кинешма», 1951 год, холст, масло, частное собрание.

Злата Николаевна Бызова скончалась 8 августа 2013 года в возрасте 86 лет в городе Малой Вишере, где и была похоронена. Сегодня работы Златы Бызовой украшают коллекции художественных и краеведческих музеев северо-запада России, а также многочисленные частные собрания России, США, Китая, Франции, Великобритании, Финляндии.
«Ивушка», 1952 год, картон, масло, 47 х 66 см, частное собрание.

По материалам:
— http://arka-gallery-spb.com/node/124
— http://spbartgallery.ru/2018/04/26/byzova-z-n/
— https://www.liveinternet.ru/users/4231626/post384635188/
— https://sov-art.net.ru/antikvariat/zhivopis-i-grafika/vesennie-khlopoty

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.