Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 64. Монахова(Васильева) Валентина Васильевна(Valentina Monakhova) (1932-2017).

Герой очередного выпуска Альманаха — Валентина Васильевна Монахова(Васильева), известный советский художник, живописец, график, педагог, член Санкт-Петербургского Союза художников.

Она родилась в довоенном Ленинграде, встретив начало войны и первые бомбёжки в любимом городе.
После войны окончила Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина по мастерской Бориса Иогансона.
Её дипломная работа, как и последующая значительная часть творчества посвящены Средней Азии.
В своём творчестве она с одинаковым успехом работала в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта и жанровой композиции, используя технику акварели, масляной и темперной живописи.

Её яркие, солнечные жанровые композиции, посвящённые жизни в Среднеазиатских республиках приоткрывают перед нами завесу тайны, которой всегда была окружена повседневная действительность этих удивительных мест и их не менее удивительных жителей.

В свои преклонные годы Валентина Васильевна продолжала писать, и познакомившись с её творчеством, мы решили, что замечательные полотна этого прекрасного мастера будут интересны и Вам.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем….

«История ленинградской школы живописи охватывает значительный период в истории развития отечественного искусства: с начала 1930-х и по начало 1990-х годов. После возникновения в начале 1930-х годов острой дискуссии по вопросам будущих направлений развития художественного образования и искусства в целом в стране победившего пролетариата, именно ленинградская школа стала тем соединительным мостом, благодаря которому впоследствии удалось сохранить славные традиции отечественной художественной школы. И Валентине Васильевне Монаховой своим творчеством удалось внести заметный вклад в развитие ленинградской школы». (Юрий Крымов, искусствовед)
«Ургут. Полдень», 1957 год, холст, масло, частное собрание

Валентина Васильевна Монахова родилась 23 августа 1932 года в Ленинграде в рабочей семье. Родители Валентины Монаховой не были связаны с искусством, поэтому появление у неё в раннем детстве живого интереса к рисованию не могло не вызвать их удивления. Этот интерес не пропал и когда девочка пошла в школу. Как рассказывала впоследствии сама Валентина Васильевна, ей очень правилось перерисовывать картинки из учебников, в то время когда её подругам нравилось играть в импровизированные куклы. Как говорится — все мы разные…
«Восточный дворик», 1956 год, холст, масло, частное собрание.

Начало войны и первые бомбёжки Ленинграда Валентина Монахова встретила в любимом городе и запомнила на всю оставшуюся жизнь. Возможно, именно поэтому, пережитый ужас тех страшных дней начала войны, оставивший глубокий след в её детской памяти, никогда не позволял ей впоследствии обращаться в своём творчестве к теме прошедшей войны. Далее была эвакуация и жизнь вдалеке от окружённого блокадным кольцом города. Но даже там, находясь за тысячи километров от Ленинграда, маленькая девочка не забывала своего города, рисуя по памяти его довоенные улицы и площади.
» Женский портрет «, 1950-е годы, холст, масло, 50 х 39 см, частное собрание

После окончания войны семья Монаховых вернулась в родной Ленинград, активно восстанавливавший свой довоенный облик, где Валентина продолжила своё обучение в школе, а после её окончания в 1952 году поступила на первый курс факультета живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. В это тяжёлое время она сумела исполнить свою заветную детскую мечту, которая, возможно, и позволила ей пережить эти испытания, выпавшие на её долю — она поступила учиться живописи.
«Самарканд. Базар», 1956 год, холст, масло, частное собрание.

Её педагогами в институте были Леонид Васильевич Худяков(1915-1995) — известный советский живописец и педагог, профессор ЛИЖСА имени Репина, Василий Васильевич Соколов (1915—2013) — советский живописец, сам в недавнем прошлом выпускник ЛИЖСА, будущий профессор, руководитель персональной мастерской, Валерий Васильевич Пименов(1920 — 2008) — известный советский живописец и педагог, будущий , Народный художник Российской Федерации.
«Самарканд. Отдых», 1957 год, холст, масло, частное собрание.

Училась Валентина Монахова с большим удовольствием, легко осваивая учебный материал. Стоит отметить, что особая творческая атмосфера, царившая в те послевоенные годы в «Репинке», отвечала устремлениям ее питомцев. Старательно прививая вкус и любовь к подлинному искусству, педагогический коллектив Института нацеливал учащихся на получение творческих импульсов от самой жизни. В этом-то как раз и проявлялась реалистическая направленность молодой ленинградской школы, и в то же время осуществлялась неразрывная связь между русским искусством конца XIX- начала XX века и поколениями ленинградских художников середины и второй половины XX века.
«В чайхане», 1961 год, холст, масло, частное собрание.

Педагоги в один голос выделяли молодую студентку среди её сокурсников, нередко ставя её в пример за умение решать самые сложные художественные задачи, упорство и необыкновенную усидчивость. Выделял её и Борис Иогансон(1893-1973), по мастерской мастерской которого молодой художник оканчивала художественный институт в 1958 году. Её дипломной работой стало жанровое полотно «Узбекская семья», написанное Монаховой по материалам её поездок по республикам Средней Азии. Полотно получило оценку «отлично» и Монахова окончила институт с присвоением ей звания «художника живописи».
«Самарканд. Улица», 1961 год, холст, масло, частное собрание.

После окончания Института Валентина Васильевна на время покидает любимый Ленинград и уезжает в столицу Таджикистана, город Душанбе, где в течение двух лет успешно совмещает свою творческую деятельность с преподавательской работой в республиканском художественном училище. Здесь родились её лучшие произведения, посвящённые этому удивительному самобытному краю и его гостеприимным и трудолюбивым жителям.
«Самарканд. Полдень». 1956 год, холст, масло, частное собрание.

В конце 1960 года Валентина Монахова возвращается в Ленинград и начинает преподавать, начиная с 1961 года, в Ленинградском художественно- промышленном техникуме, а позднее, в 1978 году — в Средней художественной школе (ныне Художественный лицей при Академии художеств имени Бориса Иогансона).
Практически полностью посвятив себя преподавательской работе, Валентина Васильевна не прекращает и свою творческую деятельность. В эти годы она создаёт одну из лучших своих работ в жанре портрета — «Портрет заслуженного мастера спорта СССР Галины Поповой», получившую большое признание у зрителей и специалистов.
«Портрет заслуженного мастера спорта СССР Галины Поповой», 1960-е годы, Холст, масло. 124 х 130
Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Она также с успехом работает в жанре пейзажа, натюрморта, жанровой композиции, не забывая писать и портреты. Главными героями её полотен становятся её родственники и многочисленные знакомые. Творчество Монаховой очень многогранно. Она с одинаковым успехом работает в технике акварели, масляной и темперной живописи. Она активно экспонирует свои работы, начиная с 1959 года, получив всесоюзное признание в первую очередь за свою «Среднеазиатскую серию» жанровых произведений.. В 1960-е годы художник создала несколько картин-портретов, посвящённых конькобежцам, гимнастам и легкоатлетам.
«Самарканд. Старый город», 1956 год, холст, масло, частное собрание

В 1985 году в Ленинграде с большим успехом прошла её персональная выставка. Обычными для Валентины Васильевны были творческие поездки по стране во время ежегодных летних каникул с необычайно широкой географией, из которых она, как правило привозила не только богатейший натурный материал и свежие наблюдения, но и ощущением размаха перемен, красоты и величия природы, необъятности Родины. Эти впечатления неизменно несли в себе заряд оптимизма, служили источником и одновременно стимулом для дальнейшего творчества.
«Самарканд. Чайхана», 1956 год, холст, масло, частное собрание.

Неоднократно обращалась в своём творчестве Валентина Монахова и к образу любимого и неповторимого Ленинграда. Её полотна, посвящённые городу на Неве, неизменно наполнены особой любовью и проникновенностью к образу Ленинграда. По её собственным словам, в любимом городе она неизменно находила все, что может взволновать и послужить источником вдохновения для влюблённого творческого человека: красоту величественных дворцов и соборов, простор площадей и невских набережных, поэзию каналов, парков, набережных и садов.
«Набережная лейтенанта Шмидта «, 1960-е годы, картон, масло, 50 х 70 см, частное собрание

В 2007 году Валентина Васильевна Монахова завершила свою педагогическую деятельность, но её ученики до сих пор с большой теплотой вспоминают своего чуткого, внимательного, а когда было необходимо, и требовательного наставника. Всю свою творческую жизнь развивая традиции Ленинградской школы живописи, Валентина Монахова в своей педагогической деятельности старалась передавать традиций мастерства непосредственно от учителя к своим ученикам на протяжении нескольких поколений, в одних стенах и на одном материале.
«Узбекский праздник», 1957 год, холст, масло, частное собрание.

А разве не в этом состоит, пожалуй, определяющий признак, отличающий и выделяющий наиболее значительные художественные школы? А раз так — слова искренней благодарности, почёт и уважение памяти этой удивительной женщине и замечательному художнику и педагогу за её самоотверженный труд и тот неоценимый вклад, который она внесла в развитие нашего отечественного искусства и Ленинградской художественной школы.
«Девочка-узбечка с кувшином». 1956 год, холст, масло, частное собрание.

Валентина Васильевна Монахова ушла из жизни осенью 2017 года в Санкт Петербурге, где и была похоронена. Её работы в наши дни украшают экспозиции художественных и краеведческих музеев нашей страны и ближнего зарубежья, а также частные собрания в России, США, Великобритании, Таджикистане, Германии, Франции и других странах.
» Близ деревни. К вечеру «, 1950-е годы, картон, масло, 21,5 х 19 см, частное собрание.

По материалам:
— Всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ». Каталог. — М: Министерство культуры СССР, 1958.
Шестая Всесоюзная выставка дипломных работ студентов художественных вузов СССР выпуска 1957 и 1958 годов. Каталог. — М: Министерство культуры СССР, 1958.
— В. Монахова (В. Васильева) работает над картиной, посвящённой советским конькобежцам // Вечерний Ленинград, 1964, 3 марта.
— Наш современник. Третья выставка произведений ленинградских художников 1973 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1974. — С. 9.
— Справочник членов Союза художников СССР. Том 2. — М: Советский художник, 1979. — С. 80. — 656 с.
— Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Том 5. 1954—1958 годы. — М: Советский художник, 1981. — С. 528, 531. — 964 с.
— Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1987. — С. 87. — 160 с.
— https://all-paintings.livejournal.com/141141.html
— http://virtualrm.spb.ru/fi/node/15591
— http://www.leningradartist.com/bio/m_rus.htm

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.