Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 48. Галахов Николай Николаевич (Nikolai Galakhov) (1928-….).

Герой очередного выпуска Альманаха — Николай Николаевич Галахов, советский, российский живописец, яркий представитель ленинградской школы живописи.

Он родился в Казани, а окончил факультет живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина по мастерской Рудольфа Френца.

С 1954 года Николай Галахов неизменно участвует в крупнейших художественных выставках, работая в жанре пейзажа и создавая жанровые и тематические композиции, . Годом позже за серию волжских пейзажей Галахова принимают в члены Ленинградского Союза советских художников.
Галахова называют живописным певцом Карелии, ибо начиная с конца 1950-х годов он открывает для себя и своих многочисленных зрителей этот удивительный по красоте край, знакомя с заповедными уголками суровой северной природы, не тронутыми цивилизацией.

Его работы очень интересны и заслуживают того, чтобы познакомиться поближе с творчеством этого замечательного живописца.

Итак, мы начинаем….

Если вы спросите у Николая Николаевича Галахова, кого же он считает своими учителями, Заслуженный художник Российской Федерации назовёт трёх прославленных мастеров отечественного искусства — Исаака Ильича Левитана (1860–1900), Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942) и Аркадия Александровича Рылова (1870–1939). По глубокому убеждению Галахова, а с ним трудно не согласиться, каждый из из этих выдающихся живописцев видел в отечественной природе строгую наставницу, а в живописи на пленэре — неисчерпаемый кладезь вдохновения для настоящего художника, и создал свой неповторимый самобытный образ русского пейзажа.
«Полдень», 1980 год, холст, масло, частное собрание

Николай Николаевич Галахов родился 29 мая 1928 года в Казани в семье простых служащих: отец мальчика трудился бухгалтером, а мама учительницей в местной школе. В 1934 году семья переезжает в поселок Парахино Ленинградской области, где тремя годами позже и пошёл в среднюю школу юный Николай. Увлечение рисованием пришло в Николаю в детстве, чему родители мальчика были рады.
«Карельские берёзы», 1985 год, холст, масло, частное собрание.

С началом войны и приближением немецких войск, в августе 1941 года Николай вместе с матерью были эвакуированы в город Сарапул в далёкой Удмуртии, а в 1942 году он поступил в Казанское художественное училище, которое в 1947 году успешно окончил.
«На Волге», 1993 год, холст, масло, частное собрание

После окончания училища Николай принимает решение продолжить обучение, и в том же 1947 году приезжает в Ленинград, где поступает на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Его педагогами в институте являлись замечательный советский живописец, педагог и профессор, Юрий Михайлович Непринцев (1909—1996), советский живописец, график и педагог, профессор Павел Петрович Белоусов((1912—1989) и известный русский и советский живописец, график и педагог Рудольф Рудольфович Френц(1888-1956).
«Сосны у пруда», 2003 год, холст, масло 98 х 74 см, частное собрание

Педагоги в один голос отмечали большие способности своего ученика и его природное дарование, а ещё удивительное трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении поставленных целей. Ведущее место в его творчестве в 1950-е годы занимает волжский пейзаж, и это — неудивительно, ведь на Волге прошли его детские годы.
«Субботний день. Кемь», 1992 год, холст, масло, частное собрание.

Летом 1948 года после первого курса института Галахов совершает своё первое плавание по Волге на пароходе «Георгий Седов». Позже были ещё два похода на лодке из Казани вверх до Чебоксар и вниз по Волге. Материалы из этих путешествий нашли своё отражение во многих работах художника этого периода его творчества. В 1953 году Николай Галахов успешно окончил институт по мастерской Рудольфа Френца с дипломной работой «Н.А. Некрасов на Волге». Последующие три года в творческой биографии Галахова были посвящены занятиям в аспирантуре института.
«Полдень на Волге», 1975 год, холст, масло, частное собрание

Ещё занимаясь в институте, Николай Галахов начинает участвовать в художественных выставках. Его первое участие датируется 1949 годом, когда молодой художник показал свою работу в Казани на юбилейной выставке художников Татарской АССР, посвящённой 30-й годовщине образования республики.
«Первый снег в старой Кеми», 1974 год, холст, масло, 39 х 75 см, частное собрание

Спустя два года, в 1951 году Галахов впервые участвует в городской выставке ленинградских художников в Русском музее, представив работу «Здесь будет Куйбышевская ГЭС». Работа художника получает хорошие отклики специалистов и соседствует рядом с работами маститых представителей ленинградской школы живописи.
«Северная осень», 1980 год, картон, масло, 51 х 60 см, частное собрание

1950-е годы в творчестве художника отмечены его многочисленными творческими поездками по стране. В середине 1950-х Галахов совершил две продолжительные поездки на Ветлугу и Вятку. В одну из них судьба забросила его в село Истобенское, на родину его любимого художника Аркадия Рылова. Вообще, стоит заметить, что приёмы образного воплощения замысла полотен Галахова роднят его творчество с творчеством Рылова, которого художник считает свои главным в жизни учителем.
«Лето на Ветлуге», 1972 год, холст, масло, частное собрание

Об особенностях живописи Галахова этого периода, на которую большое влияние оказало творчество Рылова, и выдержанной в строгих, почти классических традициях пейзажного жанра, говорят работы художника «Пристань на Волге», «Вечер. Камское устье» (обе 1954), «Июль» (1955), «Волжский порт. Вечереет», «Заливные луга на Волге» (обе 1956), «Гроза над Волгой», «На Волге» (обе 1957),»Северная весна»
«Северная весна», 1958 год, Холст, масло, 75 х 95 см, частное собрание.

Конец 1950-х годов символизирует собой ещё и начало нового, переломного этапа в творчестве живописца — знакомство и долгосрочное углублённое увлечение Карелией. Суровый русский Север, его скупая по южным меркам природа, Беломорье, поморские села на всю жизнь становятся неиссякаемым источником вдохновения художника. Именно в пейзажах карельского и беломорского циклов сложился стиль Галахова — пейзажиста. Именно тогда были заложены основы последовательного отстаивания художником принципов картины-пейзажа.
«Весна в Карелии», 1975 год, холст, масло, частное собрание

В начале 1960-х годов художник с большим интересом знакомится с природой сибирского края и озера Байкал. Он совершает две поездки в Сибирь и на Байкал. Их результатом становятся бесценные новые впечатления, воплотившиеся в многочисленных натурных этюдах и картинах «Деревня в Сибири» (1959), «На берегу Байкала» (1960), «У переправы» (1960), «Сибирская деревня» (1960), «Скоро сплав» (1961), «Стройка в Сибири» (1962) и других. Он встречается с местными жителями, наблюдает за их бытом, настойчиво пытается понять характер обитателей этих мест.
«На Волге», 1975 год, Холст, масло, 21,5 х 25 см, частное собрание.

Эти поездки самым благотворным образом влияют на творческий потенциал художника, помогая разнообразить его палитру, и явственно ощутить пластические и пространственные особенности природы тех или иных мест. Развитие его живописной манеры постоянно идёт за счёт постепенного накопления опыта и углублённого освоения традиций, обретения большей степени утончённости, зрительного достижения целостности образа.
«Облака над Волгой»,1999 год, Холст, масло, 75 х 95 см, частное собрание

По собственному признанию художника, для него очень важно всегда найти «нужный мотив». Найдя завораживающий его ландшафтный пейзаж, Галахов начинает тщательно разрабатывать его, пишет его раз за разом в различных состояниях, добиваясь точности в передаче цвета и формы, уточняя и прорабатывая детали. Запечатлённое в пленэрном этюде мгновенное состояние природы в пейзаже, в полотне Галахова обретает законченность обобщённого образа.
«Белое море», 2007 год, Холст, масло, 75 х 95 см. частное собрание

Есть в творчестве Галахова — пейзажиста и работы, посвящённые любимому Ленинграду и живописным уголкам Карельского перешейка. Среди них «Нева замерзает» (1963), «Набережная Красного Флота» (1964), «Праздник на Неве» (1966), «На Мойке» (1972), «Ленинградское воскресенье» (1975), «Речка Вьюн» (1979), «Под Ленинградом» (1980), «На окраине Ленинграда» (1984), «Сосны у реки» (1995) и другие.
«Нева зимой», 1960-е годы, холст, масло, частное собрание

Наряду с пейзажем и тематической картиной в 1960-1970 -е годы, Галахов много времени посвящал монументальной живописи, исполнив ряд панно для общественных зданий и организаций. Среди них были монументальная роспись «Парад Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года» для Военно-морского музея в Ленинграде (1970, в соавторстве с Н. Ломакиным), серия панно для Зоологического музея в Ленинграде (1980), выполненных на основе этюдов, написанных в 1961 году на Байкале и на берегах таёжной реки Мамакан.
«Лодки в деревне Сумпасад», 2001 год, Холст, масло, 95 х 75 см, частное собрание.

Полотна мастера 1970-1980-х годов выдвинули Николая Галахова в число признанных мастеров пейзажной живописи. В 1982 году за серию карельских пейзажей он был выдвинут на соискание золотой медали Академии художеств, а в 1984 году художнику было присвоено почетное звание Заслуженного художника РСФСР.
«Лето в деревне Кемь», 2002 год, Холст, масло, 80 х 100 см, частное собрание. 2002

В 1988 году в лениградском Союзе художников состоялась персональная выставка произведений Николая Галахова, к которой издательством «Художник РСФСР» был выпущен большой иллюстрированный каталог, который в наши дни уже стал библиографической редкостью.
«Церковь в Кеми», 1980 год, Холст, масло, 82 х 57 см, частное собрание.

Произведения Николая Галахова в наши дни украшают экспозиции многочисленных отечественных художественных музеев, находясь в Музее изобразительных искусств Республики Карелия, в Иркутском областном художественном музее, Новгородском государственном музее-заповеднике, в Мемориальном музее Н. А. Некрасова в Санкт-Петербурге, Якутском республиканском музее изобразительных искусств, Волгоградском музее изобразительного искусства, Брянском музее изобразительного искусства, Красноярском художественном музее имени В. И. Сурикова, , в других музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Японии, Германии, Франции, США, Китае и других странах.
«Весна в Карелии», 1995 год, холст, масло, частное собрание.

Сегодня Николаю Николаевичу Галахову заслуженному художнику Российской Федерации, уже перевалил девятый десяток, и в мастерской, где он продолжает неутомимо работает уже более полвека, накопилось настоящее, ни с чем не сравнимое богатство — сотни натурных этюдов. При этом все его работы объединяет то, что неизменным для Галахова всегда было и есть — последовательное отстаивание принципов картины-пейзажа.
«Июль на Волге» 1983 год, холст, масло, частное собрание

Этапы своего жизненного пути живописец мерит географией нашей страны. Каждый год ранней весной, не обращая внимание на возраст, когда еще даже не сходит снег, и осенью, да и конечно летом, художник неизменно собирается в путь.
«Карелия. Солнечный день», 1985 год, холст, масло, частное собрание

Не счесть всех дорог, полей, берегов, скал и болот, которые были пройдены неутомимыми ногами Николая Николаевича пешком и на лыжах с рюкзаком, этюдником и запасом грунтованного картона, сколько рек и озер пройдено на лодках и пароходах в поисках мотивов, .
«Село Умба. Карелия», 1983 год, холст, масло, частное собрание

Каждый художник сам выбирает свой путь сам. Николай Галахов выбрал пленэрную живопись и пейзаж-картину. И этому выбору он преданно следует всю свою долгую творческую жизнь. Природа стала для него главной мастерской и его вдохновением. пожелаем же успехов, здоровья и творческого вдохновения нашему замечательному соотечественнику. Успехов Вам, дорогой Николай Галахов! Будем с нетерпением ждать Ваших новых художественных откровений.
«Залив у Кандалакши», 1966 год, 71 х 79 см, Холст, масло, частное собрание.

«Лето», 1989 год, 46 x 55 см, Холст, масло, Якутский республиканский музей изобразительных искусств.

При подготовке публикации использованы фотоматериалы: https://yandex.ru/collections/user/dewa-pegas/khudozhnik-nikolai-galakhov/

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.