Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 162. Антонов Фёдор Васильевич (Fyodor Antonov) (1904-1994).

Герой очередного выпуска Альманаха — Фёдор Васильевич Антонов — известный русский и советский живописец, график, художник по тканям. Педагог, профессор (с 1957). Заслуженный художник РСФСР (1966), Народный художник РСФСР (1975).

Фёдор Антонов родился в Тамбове. В 1916—1921 годах учился в Тамбовском художественном техникуме — Государственных свободных художественных мастерских у Н. М. Шевченко, в 1922—1929 годах во ВХУТЕМАСе — позднее во ВХУТЕИНе в Москве на живописном и текстильном факультетах у А. Е. Архипова, Д. А. Щербиновского, С. В. Герасимова.

В конце 1920-х — начале 1930-х неоднократно путешествовал по стране, побывал в творческих командировках в совхозе «Чаква», на предприятии «Грознефь», в Крыму. С 1928 года — участник многочисленных выставок в стране и за ее пределами. Экспонировал свои работы на выставках советского искусства в Японии, Швеции, Дании, Болгарии, Германии и других. Провел персональные выставки в Москве (1934, 1954, 1964).
Преподавал в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1948—1952), Московском текстильном институте (с 1953).

Произведения Фёдора Антонова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Пермской художественной галерее, в собраниях многих областных и городских художественных и краеведческих музеев России и ближнего зарубежья, а также в многочисленных частных собраниях.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Фёдор Васильевич Антонов прошел с советским искусством весь путьот периода его становления в 1920—1930-е годы. На его творчестве отразились как достижения, так и противоречия, свойственные развитию советского искусства. Типичный представитель своего поколения, он многогранен в своем стремлении к тесному соприкосновению с жизнью. Его ранние произведения производят особое впечатление какой-то искренней нравственной цельностью. Это здоровое ощущение жизни входит как неотъемлемая часть во все дальнейшее творчество художника» (М.Н. Яблонская, историк искусства).
«В старом городе», 1960-е годы, холст, масло, частное собрание.

Фёдор Васильевич Антонов родился 17 апреля 1904 года в Тамбове в многодетной семье столяра. Семья жила небогато и дети в ней рано приобщались к труду, стараясь не быть обузой для родителей. Фёдор рано начал рисовать, копируя лубочные картинки, висевшие в доме родителей отца, занимавшихся торговлей и живших неподалеку. Внуки часто гостили в доме деда, где их любили и часто баловали, Фёдору, например, купили альбом и карандаши, посодействовав, таким образом, развитию юного таланта. Отец Фёдора, видя успехи сына в рисовании, хотел, чтобы он пошел по его стопам, став высококлассным мастером краснодеревщиком, но мысли самого Фёдора были далеко от родного Тамбова.
«На речке», 1960-е годы, холст, масло, Луганский областной художественный музей.

Рядом с Антоновыми жил художник, писавший для местных жителей портреты и различные заказные работы. Ему на глаза как-то попались графические работы юного соседа. Художник, по всей вероятности обладавший определенным педагогическим талантом, оценил природное дарование мальчика и взялся его учить живописи, и что интересно — совершенно бесплатно. Фёдор стал помогать своему учителю в работе, попутно постигая основы художественного ремесла и слушая его рассказы о великих русских художниках, шедеврах мирового искусства и таком таинственном и загадочном для юного впечатлительного художника виде искусства, как живопись. Поэтому-то и мыслями своими и мечтаниями юный художник был не в родном Тамбове, а на берегах далекой Невы, в столичном Петербурге, где располагалась, ставшая для него заветной мечтой, Императорская Академия художеств.
«Жаркий летний день. На речке», 1964 год, холст, масло, Пермская государственная художественная галерея.

Революционные события в Петрограде сделали мечту юного художника реальностью. Окончив Тамбовский художественный техникум, Антонов стал посещать занятия в Тамбовских свободных художественных мастерских, обучаясь художественным навыкам у Николая Михайловича Шевченко (1857—1933), Сергея Павловича Акимова (1862—1924) и Алексея Николаевича Арженникова(1891—1952). В 1922 году в качестве поощрения за достигнутые успехи и как одаренный студент Антонов был направлен по комсомольской путевке в Москву, где был принят на учебу в Высшие Государственные художественно-технических мастерские. Семь лет продолжалось его обучение в ВХУТЕМАСе, а позднее во ВХУТЕИНе сначала на живописном, а затем на текстильном факультетах у С. В. Герасимова (1885—1964) и Д. А. Щербиновского (1867—1926) и А. Е. Архипова (1862—1930). Вот что вспоминал об этом времени сам художник: «Посещал с удовольствием выступления Маяковского, встречался с Есениным, бывал у Гиляровского, знал Нестерова, Куприна, Петрова-Водкина, Кончаловского, работал с Мейерхольдом, дружил с Дейнекой».
«Мартовский снег», 1962 год, холст, темпера, 66 х 85 см., Томский областной художественный музей.

В 1926 году Антонов занялся перспективными проектами по созданию рисунков и эскизов для галстучной ткани, в которых сумел объединить различные фольклорно-декоративные элементы. Они сильно выделялись как выбором мотива изображения, так и их декоративно-орнаментальном воплощением. Проекты получили международное признание, и за них в 1927 году художник был удостоен Гран-при на международном конкурсе текстильных изделий в Италии. Для молодого художника это был большой успех. В том же году Антонов увлекся созданием рисунков для тканей и обоев, а в середине года был приглашен заведовать художественной частью московского отделения Иваново-Вознесенского текстильного треста. И еще, в этом знаменательном для молодого художника году, его пригласили стать членом ОСТа (Общества художников-станковистов).
«Раздолье», 1962 год, холст, масло, 60 х 80 см., Государственный художественный музей Алтайского края, Бпрнаул.

Антонов много ездил по стране. В 1928—1930 годах побывал в Грузии, на Урале, в Ростовской области, привезя из поездок яркие впечатления и многочисленные этюды и эскизы, ставшие впоследствии основой для его известных полотен. В 1929 году Фёдор Антонов успешно окончил свое обучение во ВХУТЕИНе. Защитив диплом и получив звание художника-технолога, остался жить и работать в столице. Пробовал свои силы в различных художественных жанрах, писал портреты, пейзажи, тематические композиции. За рисунки для обоев был награжден высшей премией на конкурсе Мосполиграфа. По распределению в качестве технолога-колориста был направлен на работу на первую обойную фабрику Мосполиграфа. Принимал участие в организации первой выставки «Бытовой советский текстиль» и участвовал в ней своими работами.
«Грозовое небо», 1960-е годы, холст, масло, частное собрание.

Постепенно темы жизни и быта советской молодежи, индустриального подъема развивающегося советского государства стали преобладать в творчестве художника. Наиболее значимыми работами Фёдора Антонова в предвоенный период творчества явились: «Чаква» (1929) (находится в ГТГ), «Дети. Грознефть» (1931), «Выходной день» (1931), «Колхозные ясли» (1934), «Отдых колхозной молодежи» (1935), «Теннисистка» (1935), «Свадьба в рабочей семье» (1937), «Признание», (1945), «Лыжники» (1947), «Погрузка на самолет» (1950).
«Погрузка на самолет», 1950 год, холст, темпера, 60 x 69,5 см., частное собрание.

Выставочная деятельность Антонова началась в 1928 году с участия художника в 1-й выставке ОМАХХР в Москве. Он участвовал в выставках: ОМАХР (1928), «Бытовой советский текстиль» (1928, Москва), АХР (1929), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932 Ленинград; 1933—1934 Москва), «Женщинам дети» (1933, Токио), «Советская гравюра и рисунок» (1934, Копенгаген), «Искусство Советской России» (1934, Филадельфия), «Индустрия социализма» (1939, Москва), МССХ (1940), лучших произведений советских художников (1941, Москва), Всесоюзные художественные (1942, 1946, 1947, 1955, 1957, Москва), советских художников (1958, Пекин). Также участвовал в выставках советского искусства в Японии, Швеции, Дании, Болгарии, Германии и других. В 1934, 1954, 1964 годах состоялись его персональные выставки в Москве.
«Стройка на Волге», 1955 год, холст, масло, Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

Начало Великой Отечественной войны художник встретил в столице. Беда, пришедшая на советскую землю, в один миг на 180 градусов перевернула жизнь во всех сферах существования. Свернув холсты в мастерской, уже на третий день войны Фёдор Антонов, как многие другие, записался добровольцем в ополчение. Однако, решением Союза художников ему было предписано перейти на работу в редакции военно-оборонного плаката «Окна ТАСС»… Продолжая традиции «Окон сатиры РОСТА», «Окна ТАСС» имели и свою специфику в художественной сложнофактурной технике выполнения, что могли обеспечить только художники-исполнители высокой квалификации. Все годы войны художник работал в издательстве «Плакат» и в бригаде «Окна ТАСС», в качестве художника неоднократно выезжал на фронт, перенося на холст увиденные сюжеты войны и образы героев-защитников, а позже и героев-освободителей.
«Зимний пейзаж», 1960-е годы, холст, масло, частное собрание.

В сложных фронтовых условиях Антоновым была исполнена большая серия фронтовых зарисовок, этюдов, работ гуашью, в которых художнику удалось запечатлеть обстановку военного времени, великое напряжение сил советского народа, боровшегося с сильным и коварным врагом. В 1942 году им был написан замечательный станковый групповой портрет трех летчиков — Героев Советского Союза, получивший название «Три Ивана». В то же время Антонов проявил себя как незаурядный мастер плаката — основного средства агитации и пропаганды в годы войны. Его плакаты отличались искренностью, простотой и непосредственностью изобразительных средств. Они были близки станковым картинам, с той лишь разницей, что внизу изображения присутствовал яркий лозунг-призыв («Сын мой! Ты видишь долю мою… Громи фашистов в святом бою!» 1942, «Я хочу жить!» 1943, «Слава советским матерям!» 1944, «Спасибо Красной Армии — освободительнице!» 1945).
«Три Ивана», 1942 год, холст, масло, Чернский районный историко — краеведческий музей им. Н. А. Вознесенского.

В послевоенные годы Антонов продолжил творческую работу в живописи и графике, оставаясь верным в своем творчестве молодому, поэтичному, возвышенному и чистому отношению к жизни. В конце 1940-х годов начался длительный период педагогической деятельности художника. В 1948—1952 годах Фёдор Васильевич преподавал в Московском институте прикладного и декоративного искусства, с 1953 года — в Московском текстильном институте. Но Антонов находил время и для творчества.
«Грознефть», 1931 год, бумага, акварель, частное собрание.

В начале 1960-х годов пейзаж занимал главное место в его творчестве, а в середине произошло возрождение интереса к портретному жанру. Работы этого периода словно возвращали художника к началу его творческой деятельности. В это время были написаны такие картины как «Литвиново», «Февраль», «К весне», «Март», «К вечеру», «Раздолье» (все 1962), «Натюрморт с маской», «Гладиолусы» (обе 1963), «Флоксы» (1964), «Портрет Тани Антоновой» (1965), «Вечер» (1966), «Пейзаж со стадом» (1966), «Портрет художника В. Климентьева», «За власть Советов» (обе 1967). При этом стоит отметить, что среди натюрмортов 1960-х годов выделяется картина Антонова «Сирень» (1965).
«Пейзаж со стадом», 1966 год, холст, темпера, 50 х 70 см., Вологодская областная картинная галерея.

Фёдор Васильевич Антонов скончался 16 августа 1994 года в Москве в возрасте 90 лет. Был похоронен на Ваганьковском кладбище столицы. Сегодня произведения художника украшают музейные экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Пермской государственной художественной галереи, Луганского областного художественного музея, Государственного музея обороны Москвы, а также многочисленные частные собрания в России и за ее пределами. Тиражные плакаты художника хранятся в Государственном музее политической истории России, Тверском государственном объединенном музее (ТГОМ), Пермской государственной художественной галерее, Вологодском государственном музее-заповеднике, Государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, а также в частных коллекциях.
«Сирень», 1965 год, холст, масло, 56 х 73 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. https://tramvaiiskusstv.ru/plakat/spisok-khudozhnikov/item/302-antonov-fedor-vasilevich-1904-1994.html

2. https://sovjiv.ru/articles/61

3. https://redday.ru/people/Antonov_Fyodor_Vasilevich

4. https://artdogma.ru/antonov-fedor-vasilevich/
«Старая деревня. Пахарь», 1931 год, холст, масло, 78 х 145 см, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2022.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.