Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 156. Сидоров Валентин Михайлович (Peter Ossovsky) (1928-2021).

Герой очередного выпуска Альманаха — Валентин Михайлович Сидоров — известный советский, российский художник-живописец, мастер пейзажа, педагог.

Валентин Сидоров родился в деревне Сорокопенье Кимрского уезда Тверской губернии. В 1940—1942 годах учился в кружке изобразительных искусств при Московском доме пионеров, которым руководил А. М. Михайлов. В 1943—1948 годах учился в Московской средней художественной школе, где его преподавателем был М. В. Добросердов. В 1948 году поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, где учился у П. П. Белоусова, Р. Р. Френца и И. П. Степашкина. В 1952 году перевелся в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова, который окончил в 1954 году. Учился у Ф. П. Решетникова, В. Г. Цыплакова и П. И. Котова.

С 1994 года начал преподавать в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова, являлся руководителем мастерской станковой живописи (с 1998). Профессор (с 1996). В 1980-е годы занимал пост руководителя Союза художников РСФСР, в 1990-е и начале 2000-х годов — руководителя Союза художников России.

Произведения Валентина Сидорова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в крупных региональных музеях, в частных и государственных коллекциях России, Германии, Болгарии, Польши, Чехии, Англии, Финляндии, Японии, США, Египта, Израиля.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Валентин Сидоров — художник ярко выраженного национального характера. Его творчество обращено к Родине, России и всеми своими глубинными нитями связано с ней, оно перерастает рамки только деревенской темы, поднимаясь до большого общечеловеческого звучания. Сидоров — русский художник по своему мировоззрению, мировосприятию»(Ю. Высочанская, искусствовед).
«С грибами», 1975 год, холст, масло, частное собрание.

Валентин Михайлович Сидоров родился 5 мая 1928 года в деревне Сорокопенье Кимрского уезда Тверской губернии в простой крестьянской семье Михаила Яковлевича и Натальи Григорьевны Сидоровых. Предки будущего художника по отцовской линии жили в деревне Сорокопении, по материнской линии — в деревне Коровино, располагавшейся на другом берегу Волги. Прадед и прабабушка Валентина были крепостными крестьянами вице-президента Императорской Академии художеств князя Г. Г. Гагарина. Прабабушка была кормилицей детей князя, а прадед участвовал в русско-турецкой войне, многие годы работал перевозчиком на Волге, а зимой — ямщиком. Природа наградила его замечательным слухом и голосом, и слыл во всей округе лучшим песенником. Дед художника был тоже талантливым человеком — прекрасным резчиком по дереву.
«Рябиновые бусы», 2008 год, холст, масло, частное собрание.

До 8 лет Валентин жил с родителями в родной деревне, а в 1936 году семья Сидоровых в поисках лучшей доли переехала жить в столицу, где глава семьи смог найти постоянную работу, позволявшую содержать семью. В Москве Валентин пошел в школу, и с тех пор приезжал в деревню к бабушке лишь на летние каникулы. При этом необходимо отметить, что, несмотря на городскую жизнь, деревня всегда была ему роднее города. Неброская задушевная русская природа, устойчивый крестьянский быт стали той средой, что взрастила художника, во многом определила его личность и до самой трагической кончины питала его творчество.
«Ясный вечер», 1999 год, холст, масло, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Рисовать Валентин начал рано, в возрасте 10 лет. Так случилось, что ему пришлось долгое время находиться в больнице по болезни, и он очень скучал по родной деревне. Воспоминания и детские переживания привели к тому, что он стал зарисовывать свои воспоминания. Рисование позволяло легче переносить больничное одиночество и связанные с ним переживания и заглушало тоску по родному дому и деревенской жизни. Как вспоминал впоследствии сам художник: «В результате родилось чудесное ощущение, что ты можешь нарисовать любимые места, и они всегда будут с тобой».
«Гроза прошла», 1959 год, холст, масло, Томский областной художественный музей.

В 1940—1942 годах Валентин посещал занятия в кружке изобразительных искусств в Московском доме пионеров, руководил которым А. М. Михайлов (1911—2001). Опытный педагог сразу обратил внимание на старательного и способного ученика, выделяя его среди остальных и занимаясь с ним дополнительно. Кроме того, в свободное время мальчик с карандашом и бумагой часто выходил прямо во двор. Занятия в кружке нарушила Великая Отечественная война, которую тринадцатилетний юноша встретил с матерью
в Тверской губернии, в деревне Коровино. В Москву теперь было возвращаться нельзя, и свое школьное обучение Валентин продолжил в селе Юрьево-Девичье, параллельно с этим работая в местном колхозе. По завершении Битвы под Москвой, когда гитлеровские войска были отброшены от столицы, мальчик с матерью пешком вернулись домой в Москву.
«Доски привезли», 1960 год, холст, масло, частное собрание.

В 1943 году Валентин Сидоров поступил в филиал Московской средней художественной школы (сама школа была во время войны эвакуирована в Башкирию). Поступил не без помощи своего преподавателя Михайлова, который показал его работы преподавателям школы. Обучение в художественной школе приносило юноше особое удовольствие. Его учителем стал скромный и немногословный, но при этом серьезный и глубокий художник Михаил Владимирович Добросердов (1906—1986).
«Радуга над Подолом», 1913 год, холст, масло, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.М. Машкова.

В 1948 году после окончания МСХШ Валентин Сидоров уехал в Ленинград, где поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Знаменитая «репинка» на последующие четыре года стала родным домом для талантливого молодого художника. Его педагогами в разные годы обучения в знаменитом знании на Университетской набережной, 17 стали П. П. Белоусов (1912—1989), Р. Р. Френц (1888—1956) и И. П. Степашкин (1882—1960).
«На лужке», 1968 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1952 году Сидоров по семейным обстоятельствам перевелся в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова, который окончил в 1954 году. Учился у Ф. П. Решетникова (1906—1988), В. Г. Цыплакова (1915—1986) и П. И. Котова (1889—1953). Преподаватели отмечали природное дарование старательного молодого студента, отдавая дань его удивительному трудолюбию и поразительному упорству в решении любых художественных задач. Валентин много работал в студенческие годы и летом 1952 года в Коровино он написал свой пейзаж «В полдень. Коровино», который впоследствии был показан на первой выставке молодых художников Москвы. Кроме своей родной деревни, в студенческие годы он совершал много творческих поездок, на Ветлугу, на озеро Светлояр, чьи редкие по красоте места вызывали желание работать, а люди, работающие на земле, вызвали особое к ним уважение и укрепляли в молодом художнике интерес к русскому народному характеру.
«Автопортрет», 1947 год, холст, масло, частное собрание.

В 1954 году Валентин Михайлович Сидоров успешно окончил МГХИ им. Сурикова, представив художественному Совету свою дипломную работу «Будущий тракторист» и на полтора года уехал в Коровино. Здесь он пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работал над поиском собственной темы и собственного стиля, написал множество этюдов и эскизов, думая о будущих картинах и об участии в большой выставке, готовившейся к 40-летию Октября. Коровинский период сыграл большую роль в творчестве Сидорова, он увидел «свой мир в простых сюжетах, свою природу, прикоснулся к ее душе, в нем родилось поэтическое восприятие мира».
«Cвятая гора», 2002 год, холст, масло, Институт русского реалистического искусства, Москва.

В 1956 году художник вернулся в Москву, представив выставочному комитету свои эскизы к будущим работам «Майский дождик», «Гроза прошла», «Под августовские росы». Комитет остановил свой выбор на «Майском дождике» и для продолжения работы над картиной предложил ему поехать в дом творчества «Академическая дача», которым с 1960 года и на протяжении 6 лет художник будет руководить сам. Руководство «Академической дачей» — особый период в творчестве Валентина Сидорова. Именно там Валентин Михайлович сумел обрести себя, найти свой круг тем и образов. И именно с начала 60-х годов у художника начинается новый творческий период, когда бурный восторг сменяется более спокойным, углубленным, философским отношением к жизни. Зимние пейзажи Сидорова — «Снег идет» (1964), «Ноябрь» или «Белым снегом» (1964), «Версты» (1964), «Зимка» (1964), «Тает» (1964), «Ольха» (1964), «Ранний снег» (1965), «Зима» (1969), «Начало весны» (1999) — в полной мере свидетельствовали о виртуозном владении мастером тональной живописью, они пронизаны тонкой музыкальностью, лиризмом, пониманием поэзии русской зимы. При всем многообразии мотивов, при всем различии эмоциональной и живописной палитры они связаны с раздумьем о жизни.
«Начало весны», 1999 год, холст, масло, Городская художественная галерея города Саров.

В 1966 году Сидоров переехал в деревню Подол, расположенную в нескольких километрах от «Академической дачи» и давно притягивавшую его внимание. Сюда же он ходил писать свои этюды. Потом в течение многих лет он приезжал в Подол, жил и работал в пустовавшей летом старой школе (теперь у художника здесь была своя мастерская, хотя весь Подол можно назвать его своеобразной мастерской). Подол определил все последующее творчество Сидорова. Переезд в Подол в 1966 году способствовал творческому взлету художника. Сидоров создавал в эти годы произведения с особенной радостью. Он достиг мастерства, при котором возможности становятся значительно шире. За удачей следовала удача — «Качели» (1967), «Праздник» (1967), «Пора безоблачного неба» (1969), «Гаснет день» (1968—1969), «Утихли грозы» (1968). В Подоле перед художником раскрылись возможности выражения новых граней жизни — отсюда рождение пейзажных циклов, принципиально нового жанра в его творчестве.
«Качели», 1967 год, холст, масло, Кемеровский областной музей изобразительных искусств,

Выставочная деятельность Валентина Михайловича Сидорова берет свое начало в 1951 году. В начале это были городские и региональные выставки, потом всесоюзные. Кроме того он принимал участие во многих выставках изобразительного искусства России за рубежом. В 2000 году он участвовал в выставке «Имени Твоему», организованной к 2000-летию Рождества Христова в Центральном доме художника в Москве, в 2003 — в выставке российских художников «Россия-10», которая проводится каждые пять лет, в 2005 — в выставке, посвященной защитникам отечества «Победа — 60 лет», в 2006 — в большой выставке российских художников «Образ Родины», проходившей в Вологде, Орле и Вятке. В 2005 и 2006 годах прошли художественные выставки работ Сидорова совместно с его китайскими и корейскими учениками в городах Пекине, Тяньзине, Шанхае (Китай), Сеуле (Южная Корея), а в 2007 году — академическая выставка в Манеже, Москва.
«Родительский камень», 2001 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

С 1994 года Валентин Михайлович Сидоров преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, являясь руководителем мастерской станковой живописи с 1998 года и профессором с 1996 года.
Являлся Президентом Международной конфедерации союзов художников (МКСХ) (с 1994), членом Союза художников СССР (1958), секретарем правления СХ РСФСР (1972—1985), I-м секретарем правления СХ РСФСР (1985—1987), председателем правления Союза художников РФ в 1987—2009 годах. С 2009 года был почетным председателем данной организации.
«Меж овсов», 1975 год, холст, масло, частное собрание.

Валентин Михайлович Сидоров скончался 9 января 2021 года в Москве на 93-м году жизни от новой коронавирусной инфекции. Некролог был опубликован на официальной странице МГАХИ им. Сурикова в Facebook:
«Случилось непоправимое горе, сегодня утром, после тяжелой болезни ушел из жизни замечательный русский живописец, академик, прекрасный писатель, выпускник и профессор нашего института Валентин Михайлович Сидоров. Царствие небесное и вечная память!» Художник был похоронен на Троекуровском кладбище столицы.
Могила Валентина Михвйловича Сидорова на Троекуровском кладбище столицы.

Сегодня произведения Валентина Сидорова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в крупных региональных музеях, в частных и государственных коллекциях России, Германии, Болгарии, Польши, Чехии, Англии, Финляндии, Японии, США, Египта, Израиля.
«Разлив», 2002 год, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Сидоров В. М. Шестикрылый Серафим // Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб, Галерея АРКА, 2019.

2. Оксана Головко. Теплая земля в живописи Валентина Сидорова. Журнал «Фома», № 3/8, 3 марта 2010.

3. Смирнов С. К. В. Сидоров. М., 2016.

4. Бестужева С. К. П. Оссовский. М., 1987.

5. Манин В. С. Русская живопись XX века. 1, 2, 3 том. — СПб.: Аврора, 2007.
«Апрель. Песня скворца», 1964 год, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.