Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 154. Попов Игорь Александрович (Igor Popov) (1929-1999).

Герой очередного выпуска Альманаха — Игорь Александрович Попов — известный советский и российский художник, живописец.

Игорь Попов родился в Харькове. В 1945—1951 годах учился в МГХИ им. В.И. Сурикова под руководством В.В. Почиталова, С.В. Герасимова, вместе с В.Е. Попковым, В.Ф. Стожаровым, В.И. Ивановым, А.А. Тутуновым, И. В. Шевандроновой, Н.И. Андроновым.

Выдающийся мастер городского пейзажа создал множество тонких, лирических видов Москвы. Путешествовал по Северу, под впечатлением путешествия создал множество пейзажей северной природы. Творчество Попова (преимущественно автопортреты, жанровые композиции, портреты) проникнуто поэтичным восприятием русской природы, современной жизни небольших русских городов и их жителей; для его картин характерна свободная живописная лепка. В середине 1970-х годов он возглавлял Московский Cоюз художников. Персональная выставка художника прошла в 1989 году в Москве.

Произведения Игоря Попова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в Киевском национальном музее русского искусства, в крупных региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«В творчестве Игоря Александровича Попова, равно как и других художников его круга, образы картин неизменно обрастают специфическими особенностями местного колорита, бытового фона, примет времени, которые, обрисовывая среду жизни персонажей, создают «комплексную» характеристику эпохи. Среда, влияя на человека, определяет его характер. Попов, примечая специфичность этой атмосферы, выявляет как бы степень зависимости от нее человеческой личности. Поэтому его искусство узнаваемо, но присущему только ему местному типажу, отличному от образов искусства современников» (В. Манин, искусствовед).
«Весна 1918 года», 1957 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Среди московских живописцев, активно работавших в 1960—1970-х годах, особое место занимает Игорь Александрович Попов с его лирическо-психологической направленностью творчества. Художник всегда стремился выразить в камерных мотивах и внешне бесхитростных сюжетах глубокие мысли и свое философское отношение к окружающему миру, к современной действительности. В его произведениях старые русские города с их устойчивым, патриархальным бытом, где тесно переплелись вековая традиция и современность, представлены особым культурно-социологическим пластом национального своеобразия России.
«Летний дождь», 1972 год, холст, масло, частное собрание.

Игорь Александрович Попов родился 16 октября 1927 года в Харькове в простой рабочей семье, далекой и от искусства вообще, и от живописи в частности. Достоверной информации о детских годах будущего живописца, к сожалению, не сохранилось. Известно лишь, что рисовать юный Игорь Попов начал рано, используя для этого любой подручный материал, и что родители увлечению сына не мешали, считая его несерьезным, а раз так, то и не заслуживающим их внимания.
«Фрунзенская набережная, д. 14», 1968-72 годы, холст, масло, 96 × 104 см., частное собрание.

В школе увлечение юного художника не угасло, а в старших классах он уже твердо решил связать свою жизнь с искусством, поэтому после окончания школы в 1945 году приехал в столицу поступать в художественный институт имени В.И. Сурикова. Несмотря на большое количество льготников, а участники прошедшей войны зачислялись в институт без вступительных экзаменов и вне конкурса, Игорь Попов сумел успешно сдать вступительные экзамены и попасть в первый послевоенный набор студентов в «суриковку».
«Сентябрь. Тишина», 1972 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея.

Попову повезло с преподавателями художественного ВУЗа, ибо его педагогами в разные периоды обучения в институте выступили Василий Васильевич Почиталов (1902—1973) и Сергей Васильевич Герасимов (1885—1964), по мастерской которого в 1951 году Попов и окончил институт. После окончания института Игорь Попов остался жить и работать в столице. В поисках собственного стиля он пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые произведения.
«Наш двор», 1964. Из собрания Музея Русского искусства в Миннеаполисе, США.

При этом как зрелый мастер Игорь Попов сформировался в поездках по северным русским землям. Так уж сложилось, что в начале 1960-х годов образовалась целая творческая группа художников, для которых русский Север стал источником вдохновения. Совместно с Владимиром Стожаровым (1926—1973), Геннадием Дарьиным (1922—2012), Юрием Семенюком (1922—2006) и Ефремом Зверьковым (1921—2012) Игорь Попов неоднократно принимал участие в дальних творческих командировках, где писал быт и деревенский уклад северных земель, заново открывая забытые малые русские города.
«Лошадки у мельницы», 1957 год, картон, масло, 37 х 62 см., Киевский национальный музей русского искусства.

Изображая провинциальные улочки с их сложным многоголосым ритмом, Попов представлял их как своеобразную визитную карточку традиционного образа жизни. И в этой трактовке у Попова прослеживается много общего с мастерами предшествующего поколения и связь с кругом объединения «Союз русских художников» очевидна. Та же красочность и «нарядность» письма, схожесть композиционного построения картины. При этом Попов все-таки являлся художником совсем другого времени, и его нравственные и жизненные позиции диктовали несколько иную установку на творчество. В отличие от своих знаменитых предшественников, живописцев объединения «Союз русских художников»А. Васнецова (1856—1933) или К. Юона (1875—1958), у которых активность изображения окружающей действительности совпадала с реальной красочной жизнью провинции начала XX века, Попов в творчестве решал задачу сохранения и показа русской провинции, которая еще не пострадала под натиском «машинной» цивилизации.
«Предпраздничный вечер. Большая Пысса», 1967 год, холст, масло, Киевский национальный музей русского искусства.

Значительное место в творческой биографии Игоря Александровича занимала его работа в доме творчества им. Д.Кардовского в Переславле-Залесском. Руководителем дома творчества тогда был А.Тутунов (1925—1998), и именно во многом благодаря ему здесь сложился творческий коллектив единомышленников, которых объединяли схожие взгляды на темы и методы живописной работы. В 1960-е годы здесь работали: Э.Браговский (1923—2010), В.Стожаров, И.Сорокин (1922—2004) и другие художники, которые в последующем заняли ведущие позиции в отечественной живописи.
«Июль», 1976 год, холст, масло, частное собрание.

По воспоминаниям А.Тутунова, Игорь Попов работал в Переславле-Залесском увлеченно, с большой энергией и желанием. Результатом этой деятельности, помимо многочисленных натурных пейзажей, стало его знаменитое жанровое полотно «Колхозный рынок», где действующие лица и городской пейзаж представляли собой неразрывную живописно-пластическую среду. В этот период творчество И. Попова сблизилось с живописью А.Тутунова, их объединяла не только дружба, но и совместная творческая деятельность, поездки в Плес и на Каму. Творчество художников примечательно обостренным лиризмом и наполнено показом будней русской провинции.
«Колхозный рынок», 1960-е годы, холст, масло, частное собрание.

В 1970 году Игорь Попов получил свое первое звание — Заслуженный Художник РСФСР — за серию портретов «Рыбаки Галича». Впервые в Галич — старый русский городок Попов заехал осенью 1961 года. Следующая поездка состоялась в 1965 году. В Галич его тянули не только исторические достопримечательности древнего города, художника интересовал национальный колорит легендарного северного края. В это время художник задумал большое полотно — групповой портрет рыбаков. Работа над ним началась в 1965 году, а окончательный вариант картины обрисовался только в 1969 году. Приезжая в Галич, художник постоянно работал над этюдами. При этом он часто прибегал к некоторому для себя новшеству. В начале 60-х годов этюды накапливались как документальный материал, фиксирующий элементы быта или своеобразие местности, и позже некоторые этюды рассматривались художником уже в качестве самостоятельных сюжетов.
«Галич. Грачи», 1965 год, холст, масло, частное собрание.

Еще в первое посещение Галича сделан был эскиз группового портрета — прообраз «Рыбаков из Галича». Портрет задумывался на фоне деревянной архитектуры, характерной для старинных городков, придающей им национальный колорит. Уже вторично приехав в Галич, Попов сделал групповой портрет главного героя А.П. Храмцова с сыновьями, определивший композицию и эмоциональный строй будущей картины. Была ранняя весна, семья позировала на улице. Художник намеренно выбрал вертикальный холст, чтобы придать композиции монументальность. Попову показалось привлекательным сопоставить молодость и старость. Поэтому с такой тщательностью прописано морщинистое, пергаментное лицо старшего Храмцова. В контрасте с ним даны несколько обобщенным цветом загорелые лица сыновей. Большая тщательность в проработке лица А.П. Храмцова засушила образ, сохранив, правда, портретное сходство. Живопись «Рыбаков из Галича» еще тяготела к пластике «сурового стиля».
«Рыбаки из Галича», 1969 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Знаменитая групповая выставка московских художников 1967 года, в которой участвовал Попов, заставила его решительно переосмыслить собственную живопись. Она неожиданно представилась ему черной на фоне всеобщего «посветления» и декоративной яркости. «Суровый стиль» словно исчерпал себя, а манера Попова внутри него — тем более. В это время Попов начинает переосмысливать тематическую направленность своего творчества, решаясь подвести итог «суровому» этапу. И действительно, картина «Рыбаки из Галича» оказалась последним произведением художника на провинциальную тему. Он прекратил свои поездки на периферию, ограничиваясь впечатлениями ближайшего окружения. Своего рода символом завершения целого этапа в искусстве художника явилось в 1970 году присуждение ему за серию портретов рыбаков из Галича медали Академии художеств СССР.
«Закат. Большая Пысса», 1964 год, картон, масло, 18 х 39 см., частное собрание.

Рубеж конца 1960-х годов, начала 1970-х годов ознаменовал новый этап в живописи Игоря Попова. Тематика провинции сменилась городским пейзажем, главным образом московским. Этот поворот в творчестве живописца в целом укладывался в общую художественную ситуацию 1960-1970-х годов, когда стало очевидно, что бытовой жанр существенно меняется, а тема провинциальных будней, предоставившая такие широкие возможности художникам «традиционалистам» в 1960-е годы, к следующему десятилетию была исчерпана. Жизнь выдвинула перед искусством новую проблематику, и она была принята многими живописцами, в том числе и «традиционалистами».
«Ваше здоровье, Александр Мартынович», 1967 год, холст, масло, частное собрание.

С конца 1960-х годов тема Москвы стала главной в творческих поисках Игоря Попова. Художник понимал, что тема большого города требовала несколько иного подхода к строю и образности картины, чем это было в его прежних «провинциальных» циклах. В новых работах Попова многослойная фактура, выразительное живописное письмо, сменилось живописью более широкой, менее пастозной, где цвет насыщен оттенками и многочисленными рефлексами. В своем творчестве живописец намеренно уходил от суеты, людских толп, напряженного ритма жизни, от звуков, пронизывающих город. Его привлекали малолюдные пейзажи, тихие уголки Москвы, располагающие к спокойной созерцательности размышлений. Художник всячески старался выразить свое личное мироощущение, перенести восприятие жизни в план духовных волнений.
«У Киевского вокзала», 1970-1973 год, холст, масло, частное собрание.

Творческое наследие Игоря Попова обширно и многообразно, при этом особого внимания заслуживают его картины «Весна» (1957), «Базарный день» (1958-60), «С работы» (1961), «Тополь цветет» (1963), «Рыбаки из Галича» (1965), «Каргополь. Последние дни зимы» (1965), «Ваше здоровье, Александр Мартынович!» (1967), «Натюрморт с газетами» (1967), «Сентябрь. Тишина» (1972), «Первый снег, Утро» (1984) наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
Игорь Александрович много экспонировал свои произведения. Персональная выставка художника прошла в 1989 году в Москве.
«Первый снег. Утро» 1984 год, холст, масло, частное собрание.

Игорь Александрович Попов скончался 24 октября 1999 года в Москве. Был похоронен на Ваганьковском кладбище столицы. Сегодня работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском национальном музее русского искусства, крупных региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Могила художника Попова Игоря Александровича (1927 – 1999) на Ваганьковском кладбище столицы, участок № 16

Игорь Александрович Попов всегда выделялся своим философским и одновременно поэтичным характером мировосприятия, что позволило ему создать ряд глубоко психологических, эмоционально насыщенных работ.
Все это, наряду с безупречной материально-вещественной стороной воплощения замысла, а также свободным владением живописным материалом, являлось определяющей стороной художественного дарования художника, одного из значительных мастеров отечественной реалистической школы живописи второй половины XX века.
«Натюрморт с забенькой», 1966 год, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Попов Игорь Александрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

2. IgorAleksandrovichPopov // Artsy — 2009.

3. В.Манин – «Игорь Попов» Издательство «Художник РСФСР», Ленинград, 1979 г.

4. Серия альбомов «Русские художники»: Игорь Попов/ Шаньдунское художественное издательство, 1999.

5. Манин В. С. Русская живопись XX века. 1, 2, 3 том. — СПб.: Аврора, 2007.
«Предпраздничный вечер. Большая Пысса», 1967 год, холст, масло,191 х 216 см., Симферопольский художественный музей.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.