Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 149. Сорокин Иван Васильевич (Ivan Sorokin) (1922-2004).

Герой очередного выпуска Альманаха — Иван Васильевич Сорокин — известный советский и российский художник. Народный художник РСФСР (1990).

Иван Сорокин родился в селе Гавриловское, Зарайского уезда, Рязанской губернии. Учился в Московской средней художественной школе (1939—1942) у В. В. Почиталова. Фронтовик. Участвовал в боях под Витебском, позже был отозван в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. В качестве военного художника выезжал на фронты в Ленинград, в Финляндию, Норвегию, Польшу, Германию. В 1952 году окончил Московский Государственный художественный институт имени В. И. Сурикова по мастерской профессора С. В. Герасимова.

В 1953 году принят в члены Союза художников СССР. С 1953 года участвовал в художественных выставках: всесоюзных, республиканских, молодежных и московских. Живописец. Автор работ пейзажного жанра. В 1957 году за пейзаж «На Севере. Деревня поморов» и работу «Натюрморт» награжден почетным дипломом Международной выставки к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве.

Произведения Ивана Сорокина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях многих городов России, а также отечественных и зарубежных частных коллекциях.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Можно выделить этапы его пути по смене изобразительного языка, периоды увлечения художника чистым цветом или сдержанно-серебристой гаммой, но, пожалуй, цельность — определяющее качество творчества и личности Ивана Сорокина. Он считал, что писать надо только то, что понятно и дорого, близко сердцу. Следует писать с натуры, чтобы на холсте не было ничего надуманного, но лишь то, что прочувствовано и любимо. Приблизиться к таинству природы, сокровенному в простом, «поймать» сложные переходные состояния природы» (А. И. Иванова, искусствовед).
«Рыбацкая слобода» , 1964 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Иван Сорокин — подлинно русский художник по складу своего характера и взгляду на мир. Все свое творчество посвятил он постижению богатства родной природы, изучению истории культуры России. Его мажорное, яркое и радостное искусство, исполненное чувства любви и добра к родной земле и людям ее населяющим, наполнено душевной теплотой и поэтическим восприятием окружающего мира. В своих работах он правдиво повествовал о том, что хорошо знал, искренне любил и ценил в жизни, в людях, в искусстве. Поиски национального для Сорокина — это, прежде всего, постоянное возвращение к впечатлениям своего деревенского детства и, вместе с тем, раздумья над совершенным воплощением народного духа в близких ему пушкинских творениях.
«Осенний пейзаж», 1978 год, холст, масло, 90 х 120 см., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Иван Васильевич Сорокин родился 21 мая 1922 года в селе Гавриловское, Зарайского уезда, Рязанской губернии, РСФСР в простой крестьянской семье. Село располагалось недалеко от есенинского Константиново и, вполне возможно, это соседство и определило в конечном итоге удивительную «поэтичность» произведений будущего живописца.
«Отчий дом, в котором я родился. Интерьер моей избы», 1947 год, холст, масло, Башкирский государственныйхудожественный музей имени М.В. Hестерова, Уфа.

Родителям Ивана было не чуждо искусство: отец ежегодно привозил домой с ярмарки репродукции картин Репина, Серова, Левитана, Маковского, которыми были увешаны стены родительской избы. Репродукции всегда вызывали живейший интерес у детей. Возможно, именно они послужили причиной того, что юный Иван тоже начал рисовать. Отец мальчика отнесся к увлечению сына равнодушно, а мама, Анна Григорьевна (1884—1970) — обрадовалась. Она и в дальнейшем будет всегда поддерживать Ивана во всех его начинаниях, искренне надеясь, что искусство выведет сына «в люди».
«Фрунзенская набережная», 1974 год, холст, масло, 60 х 92 см., Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.

До восьми лет Иван прожил с родителями в деревне. Все эти годы деревенская жизнь была и его жизнью, на все последующие годы определившая его характер, вкусы и пристрастия. Именно она будет в последующем постоянно воздействовать на его живопись постоянно и властно, определяя весь его строй и дух. Долгое время его живопись, непрестанно обогащаясь новыми впечатлениями, в основе своей будет оставаться неизменной, сформированной детскими годами, проведенными в этих удивительно красивых местах фактически нетронутой первозданной природы, нехитрым деревенским укладом и ежедневным тяжелым крестьянским трудом.
«Чудохоры. Базар под навесом» 1959 год, холст, масло, частное собрание.

В 1930 году в поисках лучшей доли родители Ивана Сорокина переехали в Москву, где глава семейства смог устроиться работать на одно из городских предприятий и тем содержать семью. В Москве Сорокины поселились во 2-м Волконском переулке, около Самотечной площади. Здесь же недалеко, на улице Садовой Иван пошел в школу, на месте которой спустя четыре десятилетия будет построен знаменитый театр Образцова.
«Базар в Чебаркуле. Урал», 1947 год, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Любимым предметом в школе у Ивана Сорокина было рисование, и здесь его стремление к искусству заметил и поддержал школьный учитель рисования и черчения Николай Иванович Нестеров (1883—1951), выпускник Московского училища живописи ваяния и зодчества, большой поклонник нового французского искусства и особенно Сезанна. Как впоследствии не раз говорил сам Иван Васильевич, именно благодаря Нестерову, он решил стать художником.
«Оттепель. Зимой в лесу», 1964 год, холст, масло, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

В 1939 году в Москве на Каляевской улице открылась средняя художественная школа, и со второй попытки Иван Сорокин поступил в 5-й класс к преподавателю Василию Васильевичу Почиталову (1902—1973), выпускнику ВХУТЕИНа по классу станковой живописи Александра Шевченко (1883—1948). Опытный педагог быстро оценил природное дарование своего нового ученика, много времени посвятил индивидуальным занятиям с ним, отдавая дань его исключительному трудолюбию и таланту колориста. В 1940 году за композицию «Переправа Конной армии» Иван Сорокин получил первую премию.
«Киев. Лавра», 1957 год, картон, масло, Самарский областной художественный музей.

Начало войны Иван встретил в столице, а уже в сентябре 1941 года школа вместе с учениками была эвакуирована в Башкирию, в село Воскресенское. Летом 1942 года вместе с другими учениками призывного возраста Иван Сорокин был призван в ряды Красной армии. Военкоматом был направлен на учебу в военное училище в Болшево и в 1943 году после его окончания по специальности минер-подрывник в звании лейтенанта был направлен в действующую армию на фронт. Находился под Витебском в штурмовой бригаде, когда в 1944 году с передовой был отозван Главным Политуправлением в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Из студии в качестве военного художника выезжал на фронты в Ленинград, в Финляндию, Норвегию, Польшу, Германию. Созданные по рисункам и этюдам произведения художника экспонировались на выставках военных и послевоенных лет.
«Год 45-ый. домой в Россию», 1995 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств республики Карелии, Петрозаводск.

После окончания войны Иван Сорокин по направлению Студии имени Грекова уехал учиться в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, где его педагогом был замечательный советский художник-живописец, доктор искусствоведения, профессор Сергей Васильевич Герасимов (1885—1964). В 1952 году он успешно окончил Суриковский институт и в 1953 году отправился в большую творческую поездку по Енисею и Ангаре вместе с художником Владимиром Стожаровым (1926—1973), с которым позже организовал первую персональную выставку.
«Село Гавриловское. Весенняя распутица», 1957 год, холст, масло, Новосибирский государственный художественный музей.

В том же 1953 году был принят в Союз художников СССР. Позже вместе с художниками Владимиром Стожаровым и Владимиром Захаркиным (1923—1914) выезжал в творческие командировки на целинные земли Казахстана, в Архангельск, на Новую Землю, участвовал в 3-й выставке молодых художников Академии художеств СССР, в 3-й выставке произведений молодых художников Москвы и Московской области Академии художеств СССР.
«Село Казарино. Болдинские окрестности», 1978 год, холст, масло, Орловский музей изобразительных искусств.

С середины 1950-х годов начался самостоятельный путь Ивана Васильевича Сорокина в искусстве. Судьба привела молодого художника в Переславль-Залесский, в Дом творчества имени Д. Н. Кардовского. С этого времени на долгие годы Сорокин связал свою творческую судьбу с этим удивительным краем, покорившим его сердце домашним уютом своих зеленых улиц, тихими водами Трубежа, укрытого роскошными кронами старых деревьев, голубыми простором Плещеева озера, отражавшим в тихую погоду в своей зеркальной поверхности окружающие берега. Удивительный край покорил русского человека чисто русской красотой природных ландшафтов, а также неспешным течением будней и устоявшимся городским бытом. Все пейзажи художника о Переславле пронизаны своим особым настроением,мироощущением, в каждом — свое состояние души, свой живописный язык.
«Плещеево озеро», 1992 год, холст, масло, Оренбургский областной музей изобразительных искусств.

Художник поселился в одном из красивейших мест переславщины — селе Усолье, воспетом великим русским писателем М. М. Пришвиным. Поселившись в Усолье, Иван Сорокин отдал этому маленькому местечку российской земли всю свою любовь, через душу и сердце пропуская все увиденное, всю окружающую жизнь. Усолью суждено было стать второй родиной художника, его новым домом.
«Мартовская стужа. Усолье», 2001 год, картон, масло, частное собрание.

Возможно, именно поэтому мастер с таким теплом написал уютные сельские улицы («Вечереет. Село Усолье», 1983; «Усолье. Серый день», 1961; На краю села Усолье, 1987), и портреты местных жителей («Портрет Н. М. Цветковой», 1984; «Тоня Крюкова», 1970; «Нина Вокар», 1993), «портреты» их домов («Вечер. Усолье. Дом бабушки Федосьи», 1960), и внутреннее убранство этих домов («Интерьер в Усолье Сорокиной Марии Николаевны», 1962), а также усольские природные мотивы, уходящие к горизонту дальние дали. Весна, лето, осень, зима — каждому времени года была отдана художником заслуженная дань в своих работах.
«Болдино. Пруд около усадьбы», 1977 год, холст, масло, частное собрание.

Иван Васильевич пришел к мысли, что самое интересное — родная природа средней полосы. Подсмотренный провинциальный быт, деревенский пейзаж, лошади, церкви, портреты простых людей стали главной темой его произведений. Имея особенный талант колориста, в своем творческом пути Иван Сорокин шел от лепки формы, светотеневой моделировки к цветописи. Его работы отличает плотная тональность, крупный мазок, пастозность красочного слоя, виртуозное владение кистью, лаконичность. Парой движений по холсту он мог обозначить узнаваемые образы: фигуру лошади, развевающееся белье, очертания деревьев. Вместе с тем особое внимание он уделял небесам, разрабатывая их сложно, напряженно, драматично.
«В лесу зимой», 1947 год, холст, масло, частное собрание.

Напряженно работая, художник постоянно ощущал потребность перемен перед лицом новых для себя мотивов. В 1958—1959 годах Сорокин работал в Дагестане с художником В. Е. Цигалем (1916—2005). Тамошние впечатления были переданы художником в ранее принятой им системе. Дагестанские циклы его картин, где и цвет, и свет приглушены, прекрасны изысканными градациями черных и охристых тонов.
«Натюрморт на фоне гор», 1959 год, холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

Чуть позже были его поездки на Север — в Новгород, Псков и Мордовию, где он открыл для себя во всем несказанном богатстве и северные иконные письма, и белокаменную и деревянную архитектуру Севера, и Мордовию — нарядную цветность всего ее еще не до конца разоренного в ту пору народного обихода. Это и было, наверное, главным толчком, нужным, чтобы понять — ощутить, как свои собственные, художественные ценности, понемногу возвращавшиеся к нам в середине шестидесятых из декретированного небытия.
«Река Волхов. Новгород. 14-ый век», 1962 год, картон, масло, Нижегородский государственный художественный музей.

В шестидесятые-семидесятые годы Иван Сорокин в большей степени отдавал предпочтение графике. Именно через рисунок получается легче заглянуть в мир художника и представить себе его весь целиком. Потому что в рисунках, то «чистых», карандашных, то совместивших карандаш и акварель, есть особо важные для Сорокина полнота, многообразие, сложность земной жизни.
«Ожидание. Новая земля», 1957 год, картон, масло, 34 x 70 см., Музейный комплекс имени И.Я. Словцова, Тюмень.

Сорокин никогда не сочинительствовал в своем творчестве. Все его образы и вся условность холстов оттого, что именно таково было его зрение. Отвечая как-то на вопрос, откуда взялся в его картине красный конь, подумав, Сорокин ответил: «А он такой и был» … Он всегда был за правду, притом правду собственную. Он всегда оставлял за собой право видеть по-своему видимое всем.
«Пришвинские леса. На краю села Усолье», 1987 год, картон, масло, Орловский музей изобразительных искусств.

Его «Болдинская осень» — не золотая и не торжественная. Она уставила землю голыми растрепанными деревьями — художник пишет их трепет, тревогу, смятение. А золото осени почти невидимо догорает вдали. Потому, наверное, что «такая она и была», эта увиденная Сорокиным болдинская осень.
«Болдино. Нижние пруды», 1976 год, картон, масло, частное собрание.

Особенность творческого метода Ивана Сорокина состоит в том, что он, работая на натуре, практически всегда создавал образно-законченную вещь. Природа являлась его творческой мастерской. Воплощение замысла при таком методе работы неизменно требовало полной самоотдачи, максимальной раскованности эмоций и вместе с тем умения жертвовать второстепенным. Незыблемым правилом художника было долгое вживание в натуру, когда рисунки и акварельные наброски служили для постижения истинной красоты природы. В дальнейшем мастер использовал их в своих этюдах. С 1953 года Иван Васильевич Сорокин активно участвовал в различных выставках: всесоюзных, республиканских, молодежных и московских. Персональные выставки художника проходили в Москве в 1980 и 1992 годах, в Таллине, а также за рубежом.
«Утро на Мойке. 12 февраля», 1977 год, холст, масло, частное собрание.

Творческое наследие Ивана Сорокина обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его работы «Март» (1953), «Порт Игарка» и «Берег у острова Диксон» (обе 1954), «Березки» (1955), «Переславль-Залесский», «Церковь в Ростове Ярославском», «Вечер на Севере. Река Золотица», «Аул в Дагестане» и «Базар в ауле Кубачи» (все 1958), «В полдень» (1960), «На Крайнем Севере» (1961), «Ростов Великий» (1962), «Псков» (1963), «Ночной Кремль в праздники», «Самотечная площадь», «Улица Разина», «Крапивенский переулок» (все 1964), «Майский день на Садовом кольце» (1965), «Весной. Вид на Кремль» (1966). «Весенний паводок на реке Нерль» (1978), «Дворик в Кадашах» (1990), «Плещеево озеро» (1992), «Март. Таруса» (1955), «Домой в Россию» (1996), «За околицей» (1996), «Усолье» (2003), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца. В 1957 году за пейзаж «На Севере. Деревня поморов» и «Натюрморт» художник был награжден почетным дипломом Международной выставки к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве.
«Усолье», 2003 год, картон, масло, 30 x 42 см., Тверская областная картинная галерея.

Иван Васильевич Сорокин скончался 26 марта 2004 года в Москве и был похоронен на Ваганьковском кладбище столицы.
Могила художника Ивана Васильевича Сорокина на Ваганьковском кладбище столицы.

Сегодня работы художника украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, художественных и краеведческих музеев России, стран ближнего и дальнего зарубежья, а также многочисленные частные собрания в нашей стране и за ее пределами.
«Девушка в жёлтом платье», 1957 год, картон, масло, 70 x 50 см., Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Иван Сорокин. Живописное наследие. К 95-летию со дня рождения. — М., 2018.
2. Пушкиниана ИВАНА СОРОКИНА» – Живопись. Каталог выставки.— М., 2013.
3. Справочник членов Союза художников СССР. Том 3. — М: Советский художник, 1979.
4. Селивёрстова, Н. А.Мажорное искусство Ивана Сорокина / Н. А. Селивёрстова //Коммунар. — 1996.
«Красный мост», 1977 год, холст, масло, 34 х 42 см., Вологодская областная картинная галерея.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.