Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 146. Федосов Никита Петрович (Nikita Fedosov) (1939-1992).

Герой очередного выпуска Альманаха — Никита Петрович Федосов — известный русский художник-пейзажист, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина.

Никита Федосов родился в Москве. В 1949—1956 годах учился в Московской художественной школе при Московском художественном институте имени В. И. Сурикова. В 1956—1962 годах учился в МГХИ им. В. И. Сурикова. Его дипломная работа «На Двине», встреченная на защите аплодисментами, получила высшую оценку комиссии. В 1963 году поступил в аспирантуру Академии художеств СССР и продолжил совершенствовать мастерство под началом Бориса Иогансона.

В 1964 году стал членом Союза художников СССР. В 1970 году Федосов обосновался в глухой деревушке в Калининской области, где 15 лет жил тишиной и искусством. Именно здесь были написаны его одухотворенные деревенские пейзажи. В 1990 году за цикл пейзажей «Времена года» был удостоен Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Трагически ушел из жизни в 1992 году.

Произведения Никиты Федосова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Тверской картинной галерее, Тульском и Серпуховском художественных музеях, в частных коллекциях в России и за рубежом.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Среди отечественных пейзажистов имя Никиты Федосова занимает особое место. Бесспорный продолжатель классических традиций русского пейзажа, идущих от Саврасова и Левитана, он отличается особой теплотой живописи. Его творчеству присущ саврасовский тихий, сокровенный разговор с природой и со зрителем, глубоко личная интонация, делающая его наблюдения и откровения неоспоримой художественной ценностью» (В.И. Лисненко, искусствовед).
«Дыхание зимы», 1989 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Проникновенные произведения Никиты Федосова знакомят нас с творчеством выдающегося современного живописца, наследника традиций великих представителей русской реалистической школы. Его пейзажи удивительно глубоки по звучанию образов, по авторскому ощущению настроений и тонких переходов в состоянии природы. Сам Федосов писал: «Для меня живопись — это когда созвучие цветов на холсте производит на душу действие, сходное с действием музыкального аккорда, и когда одновременно краска перестает быть собой, а каким-то волшебством становится золотом закатного неба и серебром осеннего тумана, словом всем, что есть прекрасного на свете, приобретая внутреннее свечение».
«Тихая осень», 1989 год, холст, масло, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина.

Многие современные специалисты сходятся во мнении, что Никита Федосов является лучшим лирическим пейзажистом второй половины ХХ века среди отечественных и зарубежных живописцев. Как писали о нем искусствоведы: «Сильный и оригинальный живописец», «ему был дан огромный дар живописца-поэта», «тонкий колорист», «гордость русской культуры». Он обладал безукоризненным вкусом и абсолютным видением окружающего мира, как музыканты обладают абсолютным слухом. Он стал легендой русской реалистической живописи второй половины ХХ века. Созданные им произведения ставят его имя в ряд великих русских пейзажистов: Исаака Левитана (1860—1900), Алексея Саврасова (1830—1897), Станислава Жуковского (1873—1944). Испытав заслуженное прижизненное признание своего таланта со стороны коллег по цеху, искусствоведов и зрителей, он сумел остаться в контексте истории мирового искусства даже после своего трагического ухода из жизни.
«Академическая дача», 1987 год, холст, масло, Союз художников России.

Никита Петрович Федосов родился 12 января 1939 года в Москве в культурной и творческой семье. Глава семьи работал инженером-технологом оборонной промышленности и был родом из смоленских крестьян. Мама Никиты Вера Григорьевна Брюсова (1917—2006) была известным в столице искусствоведом-реставратором. Дед по линии матери — советский художник Григорий Степанович Светличный (1884—1950), сестра матери — Ольга Григорьевна Светличная (1915—1997) и ее муж — Юрий Петрович Кугач (1917—2013) являлись признанными классиками советского искусства, ставшими для племянника второй семьей и его первыми будущими учителями. Через несколько лет после рождения сына семья Федосовых распалась, и маленький Никита остался с матерью.
«Ранний снег», 1982 год, холст, масло, Ярославский художественный музей.

Война застала двухлетнего Никиту с матерью в Одессе, откуда с чрезвычайными трудностями они в течение недели добирались до Москвы, но только для того, чтобы из столицы отправиться в эвакуацию в Пермь. В Москву вернулись лишь спустя восемь месяцев. Никита жил у отца на Пироговке. Последние годы войны — с бабушкой. Желание непременно зарисовать все увиденное проявилось у Никиты уже в раннем детстве, еще в детском саду, где мальчик изумлял всех воспитателей своей любовью и талантом к рисунку: в детском саду Никите даже выделили персональный альбом. Вероятно, сказалось врожденное чувство прекрасного.
«Дрова под снегом», 1982 год, холст, масло, Тверская картинная галерея.

Вот, что пишет об этом времени его мама: «Жили мы тогда на Пироговке, и нашим привычным маршрутом был путь к Новодевичьему монастырю с его сказочной архитектурой, прудиком с лебедями, а там — к Москве–реке, с видом на Воробьевы горы. Стадиона тогда еще не было, это были именно Лужники с заросшей деревьями поймой, одно из красивейших мест Москвы. Помню, как однажды малыш, переполнившись восторгом перед панорамой, открывшейся в ореоле золотистых лучей заходящего солнца, останавливается и, взмахнув рукой кругом, с воодушевлением восклицает: «Мама! Я сейчас все это нарисую!»
«Вечер», 1981 год, холст, масло, Калининградский областной музей изобразительных искусств.

Объективно оценивая художественные способности сына, Вера Григорьевна всеми силами старалась эти способности развивать. Первыми учителями юного художника стали его родственники по линии матери художники Ольга Светличная и Юрий Кугач, а в десятилетнем возрасте Никита Федосов поступил в Московскую среднюю художественную спецшколу при МГХИ имени В.И. Сурикова (1949—1956), где на него обратила пристальное внимание преподаватель живописи Марина Андреевна Иванова.
«Перед грозой», 1970-е годы, холст, масло, Тульский областной художественный музей.

Ученики школы каждое лето выезжали на практику во многие старинные русские города, однако на Никиту наибольшее впечатление произвел Русский Север, который он полюбил сразу и всем сердцем, посвятив ему в будущем целую серию прекрасных полотен. В одиннадцать лет юный художник впервые увидел Кижи, сказочные Кижи, как он сам называл их в разговорах со сверстниками. Широкая гладь озера, разноцветные сполохи закатов, какая-то особенная тишина и неземной покой, за которым он впоследствии, уже повзрослев, часто приезжал сюда, подолгу тут жил и много работал.
Кижи. Часовня в Васильевском, 1960-е годы, холст, масло, частное собрание.

Было в России еще одно место, где Никита Федосов отдыхал душой и сердцем, набирался творческих сил и энергии, уже став взрослым человеком и зрелым художником, где он подолгу жил и писал, — это Академическая дача художников имени И.Е. Репина в Тверской области с живописной рекой Мстой, вытекающей из красивейшего озера Мстино. Магия этих мест всегда производила на художника глубочайшее впечатление: «Во всем ощущается единая, гармоническая связь всего – и домов, и сараев, и луга, и леса, звезд над головой».
«Берега Мсты», 1960-е годы холст, масло, Дальневосточный художественный музей.

В 1956 году после окончания художественной школы Никита Федосов поступил на первый курс живописного факультета Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова, где его педагогом был известный советский художник Дмитрий Константинович Мочальский (1908—1988). Между студентом и педагогом сразу сложились теплые и доверительные отношения.
«Ясное утро», 1988 год, холст, масло, 65 х 100 см., частное собрание.

Федосову нравилось учиться в Суриковке, а Мочальскому нравился этот спокойный и уверенный в своих силах студент, без особых усилий осваивавший далеко не простой академический курс. А еще подкупало его необычайное трудолюбие и высочайшая требовательность к своему творчеству, в конце концов, приведшие Никиту Федосова на вершину художественного мастерства.
«На пороге осени», 1970-е годы, холст, масло, Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Hестерова, Уфа.

В студенческие годы Федосов продолжал свои поездки на Русский Север, чарующая сдержанная природа которого и неземной покой этих мест так глубоко проникли в его душу. Русский Север притягивал Федосова к себе еще и воспоминаниями о совместных поездках сюда с мамой Верой, всю свою жизнь спасавшей и защищавшей от разрушения выдающиеся памятники русской культуры. Вместе с нею Никита узнал и полюбил Север, где впоследствии часто жил и работал.
«Северная деревня», 1950-е годы, холст, масло, Серпуховской художественный музей.

В 1962 году студент Никита Федосов успешно окончил МГХИ им. В. И. Сурикова (мастерская профессора Дмитрия Мочальского), представив художественному совету свою дипломную работу – тематическое полотно «На Двине», принесшее автору высший балл, диплом об окончании художественного института и всесоюзную известность. Это полотно молодого выпускника произвело настоящую сенсацию. О Никите Федосове заговорили не только в институте, но и в профессиональной среде. Дипломная картина «На Двине» была встречена бурными аплодисментами и сразу поставила молодого художника в ряд лучших мастеров живописи. Сегодня картина Никиты Федосова «На Двине» хранится в собрании Института, как пример мастерства высочайшего уровня. Когда картину вынесли в зал для защиты, зрители встали и продолжали аплодировать стоя…
«На Двине (Строительство посёлка)», 1962 год, холст, масло, 170 х 290 см., собрание МГХИ им. В. И. Сурикова, Москва.

После окончания Суриковки Федосов остался жить и работать в столице. Несмотря на большой успех картины «На Двине», а позже и полотна «Отдел технического контроля», художник вскоре оставил жанровую картину и полностью сосредоточился в своем творчестве на жанре пейзажа, считая, что именно в пейзаже можно достичь максимальной полноты и красоты живописи.
«Вечерний покой», 1988 год, холст, масло, Государственная Третьяковская Галерея, Москва.

Музыка цвета стала главным лейтмотивом его творчества. Справедливости ради, необходимо отметить, что впоследствии, в 1960-е — 1970-е годы, Никита Федосов все же неоднократно писал большие жанровые картины, но они были, как правило, заказными, и часто приходилось их делать наспех, отнимая время у творческих командировок. Это не устраивало и сильно раздражало художника.
«За сеном. В Кижах», 1970-е годы, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея.

В эти годы совместно с тремя своими друзьями, тоже молодыми художниками, Никита Федосов создал группу из четырех человек. Туда, кстати, входил и Михаил Кугач, сын патриарха советской живописи Юрия Петровича Кугача. Эта группа полностью отошла от создания тематических картин с целью написания только деревенских пейзажей. Большинство пейзажей Никита Федосов начинал на пленэре, а потом долгое время «доводил» их в своей мастерской.
«В лугах», 1980-е годы, холст, масло, 55,3 х 92,3 см., частное собрание.

Художник много раз мог класть и счищать один и тот же мазок, пока не добивался абсолютного артистизма. Найдя пластику пастозных мазков, он наносил поверх множественные лессировки, придававшие живописи глубину и свечение. Этот редкий для того времени прием он воспринял от картин Рембрандта. Он всегда привносил в произведения свое авторское настроение и переживание, умел это сделать с высочайшим мастерством, ненавязчивостью и особой пронзительностью.
«Солнце встало», 1970-е годы, холст, масло, Тверская картинная галерея.

В 1963 году Никита Федосов поступил в аспирантуру Академии художеств и был зачислен в мастерскую знаменитого мастера советской живописи Бориса Владимировича Иогансона (1893—1973). В это время Федосов продолжал ездить на этюды на Онежское озеро, но поездки эти становились все более и более редкими. В 1964 году Никита Федосов был принят в члены Союза художников СССР.
«На Онежском озере», 1980 год, холст, масло, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

В 1970 году Никита Федосов купил дом в глухой деревушке Вели в тогда еще Калининской области, неподалеку от Академической дачи художников. Неподалеку, в деревне Городок, еще в 1950-е годы обосновалось семейство Юрия Петровича Кугача. Его супруга, известная московская художница Ольга Григорьевна Светличная, приходилась родной сестрой матери Никиты Федосова, вместе с их сыном Михаилом, Никита учился и рос. Поэтому с ранних лет он стал «завсегдатаем» Академички. Все здесь располагало к спокойному творческому труду: близость родных, возможность широкого общения с коллегами, редкой красоты северная природа.
«Старые мастерские зимой. Академическая дача», 1970-е годы холст, масло, частное собрание.

К тому же это было время, когда в различных деревнях вокруг Дачи уже давно обосновались к этому времени многочисленные ленинградские и московские художники. Среди них были такие известные мастера советской живописи как Федор Решетников (1906—1988) и его жена Лидия Бродская (1910—1991), братья Ткачевы , Владимир Токарев (1918—1988) со своей женой Александрой Токаревой (1926—2015), и многие другие. В Велях Федосов с семьей жил, наслаждаясь тишиной и искусством. Именно здесь были написаны его лучшие одухотворённые деревенские пейзажи.
«У околицы», 1981 год, холст, масло. Музейный комплекс имени И.Я. Словцова (МК им. И.Я. Словцова, Тюмень.

Эти места завораживали своей красотой, живописностью, тишиной, поэтичностью. В Велях художник упоенно работал с утра до вечера. Или пропадал где-то на этюдах, или писал у себя в мастерской, под которую была выделена отдельная изба. Излюбленные мотивы он мог повторять много раз при разных состояниях, что поучительно для художников. С Велями у Никиты Федосова связаны целых пятнадцать лет тихой, неспешной
жизни, счастливого постоянного творчества, посвященного деревенскому пейзажу.
«Снег выпал», 1979 год, холст, масло, Тверская областная картинная галерея.

Простые виды сельской природы, в которых не происходило никаких видимых действий, наполнялись в его холстах волнующими чувствами, вовлекая эмоции зрителя в переживание тех или иных состояний: весны, поздней осени, летних сумерек… Все средства живописи в его картинах многократно усиливают звучание созданного образа. Зрелое мастерство опытного художника, достигнутое трудолюбием и беззаветной любовью к искусству, большое художественное дарование сделали его блестящим мастером русского пейзажа — подлинной легендой в среде художников.
«Северная весна», 1980 год, холст, масло, 56 х 76 см., частное собрание.

Поистине удивительны созданные здесь полотна, наполненные авторскими переживаниями, такие как: «Солнце встало» (1981), «Вечерняя заря» (1981), «Тишина» (1981), «В полях вечерних» (1980), «Моросит» (1980), «Осенний ветер» (1978), «Тихая весна» (1979), «В полях вечерних» (1980), «Теплые вечера в апреле» (1986), «Вечерний покой» (1988), «Дыхание зимы» (1991), «Раннее утро»(1983) , поставившие творчество Никиты Федосова в ряд лучших достижений пейзажного жанра конца 1960-х начала 1990-х годов.
«В полях вечерних», 1980 год, холст, масло, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Его работы постоянно появлялись на всесоюзных, республиканских и зональных выставках и всегда были событием. Многие картины были куплены Министерством культуры, музеями и Союзом художников, многие продавались в художественных салонах. При жизни Никита Федосов готовил персональную выставку, но по трагическому случаю лучшие произведения были безвозвратно испорчены, и выставка не состоялась.
«Перед отлётом», 1981 год, холст, масло, частное собрание.

В 1965 году за творческие успехи в области изобразительного искусства ему была присуждена Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР. В 1986 году художник был награжден медалью «За трудовое отличие». В 1990 году, за цикл пейзажей «Времена года», был удостоен Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина.
«Осенний мотив», 1965 год, картон, масло, 25х35 см., Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

В 1985 году Никита Петрович вместе с семьей переехал в расположенную неподалеку деревню Вёшки, где продолжал активно и напряженно работать. В мае 1992 года вместе с сыном Василием художник приехал в Вёшки, чтобы подготовить дом к переезду на лето. Сын вскоре вернулся в Москву на занятия, а Никита Федосов остался… Он ушел из жизни неожиданно, трагически и странно. Его нашли в деревне, в бане, повешенным. Это случилось 17 мая 1992 года.
«Лесная опушка», 1986 год, холст, масло, 39 х 49 см., Серпуховской художественный музей.

Спустя много лет мама Никиты — Вера Григорьевна Брюсова — писала: «Кончина Никиты Федосова вызвала много вопросов. По видимости это было самоубийство. Но это самоубийством не было. Это было ясно всем, кто знал Никиту, кто общался с ним перед этой трагедией. Об этом говорит и все его искусство — светлое, ясное…
Но что же произошло? Наверное, можно было бы что-то выяснить, если бы тогда, по живым следам, было кому заняться этим. Но в районном центре Спирове решили: «Пусть этим занимается Москва». Так им было удобнее. Мы же, близкие, были так подавлены, так потрясены случившимся горем, что не было никаких душевных сил заниматься этим уже, в сущности, бесполезным делом. Человека уже не вернешь… В конце жизни раз в неделю Никита ходил в Обыденский храм, где служил отец Петр. Вставал перед иконой святых Петра и Павла и молился. Может, умолял укрепить его в вере?»
«Весенние сумерки», 1979 год, холст, масло, 50 х 70 см., Серпуховской художественный музей.

«А как он любил нашу Родину! Как он понимал ее скромную, мудрую красоту! Много и подолгу живя в деревне, он полюбил и понял деревенскую жизнь, а потому и природу он чувствовал душой, он чувствовал и себя частью этой природы», — писал в некрологе на смерть Никиты народный художник СССР Ю.П. Кугач.
«Дыхание осени», 1989 год, холст, масло, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Юбилейная выставка произведений Никиты Петровича Федосова — самая масштабная ретроспектива его творчества, приуроченная к 80-летию со дня рождения мастера, открылась 18 сентября 2019 года в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в Москве. В ее подготовке участвовали: Государственная Третьяковская галерея и 8 российских музеев, Союз художников России, государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО, Московский государственный академический художественный институт им. Сурикова, галерея «Арт Прима» и многие частные коллекционеры, коллекции которых зачастую не уступают музейным. До этой поры с такой полнотой картины Никиты Федосова собрать не удавалось. К открытию выставки было приурочено издание альбома, собравшего изображения почти всех известных в России и за рубежом произведений мастера — всего более 250.
«Деревенская свадьба», 1980-е годы, картон, масло, 69 х 117 см., Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

Предыдущие посмертные персональные выставка Никиты Федосова проходили в Москве в 2000, 2006 и 2009 годах в ЦДХ. Сегодня работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Тверской картинной галерее, Тульском и Серпуховском художественных музеях, в других художественных и краеведческих музеях России, а также в многочисленных частных коллекциях в России и за ее пределами.
«Осенняя Мста» , 1970-е годы, холст, масло, Серпуховской художественный музей

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Никита Петрович Федосов. 1939—1992: к 80-летию со дня рождения (Альбом) / автор-составитель Ю. В. Смирнов; Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. — М. 2019 г. — 192 с.: ил.
2. Никита Федосов. Жизнь и творчество — Санкт Петербург: «Первоцвет», 2007.
3. Справочник членов Союза художников СССР. Том 3. — М: Советский художник, 1979.
4. Бурмина Е. И. Никита Федосов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.
«Пейзаж с домом», 1983 год, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.