Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 140. Наумов Александр Александрович (Alexander Naumov) (1935-2010).

Герой очередного выпуска Альманаха — Александр Александрович Наумов — известный советский и российский художник, живописец. Член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Александр Наумов родился в Подольске. В 1951—1952 годах занимался в изостудии Дома Культуры имени А. Цюрупы в Ленинграде. В 1958 году поступил на факультет дизайна ленинградского Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Занимался живописью у Сергея Осипова и Ярослава Крестовского. В 1961 году оставил учёбу в ЛВХПУ и поступил на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у Леонида Бабасюка, Пен Варлена, Давида Альховского, Василия Соколова, Леонида Худякова, Александра Зайцева. В 1967 году окончил ЛИЖСА им. И.Е. Репина по мастерской А.Д. Зайцева.

С 1967 года Наумов участвовал в выставках, писал жанровые композиции, ландшафтные и архитектурные пейзажи, натюрморты, этюды с натуры. Заметное место в творчестве художника занимала тема Востока. Материалом для неё служили натурные этюды и личные впечатления от многочисленных поездок по Средней Азии. Еще одной важной темой картин Наумова были древние русские города, их архитектурные ансамбли и особый быт.

Произведения Александра Наумова находятся в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Германии, Узбекистане, Финляндии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Александр Александрович Наумов родился 28 декабря 1935 года в городе Подольск под Москвой в семье адвокатов. С детства увлёкся рисованием. Родители увлечению сына не препятствовали, а наоборот, старались всячески способствовать развитию его художественных способностей. В послевоенные годы занимался в изостудии местного Дворца пионеров, участвовал в городских выставках детского рисунка. В школьные годы детское увлечение рисованием не пропало, укрепилось, сделав рисование любимым школьным предметом.
«Самарханд. Регистан», 1967 год, холст, масло, 52 х 76 см., Самаркандский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Весной 1951 года родители Александра переехали на постоянное местожительства в Ленинград. Город белых ночей очаровал впечатлительного юношу. Прекрасная архитектура дореволюционных зданий, торжественная красота дворцов, строгость разведённых мостов и величавое спокойствие несущей свои воды Невы произвели на него сильное впечатление, а город влюбил в себя с первой встречи и на всю оставшуюся жизнь. Здесь Александр окончил среднюю школу, здесь увлечённо посещал занятия в изостудии Дома Культуры имени А.Цюрупы в 1951—1952 годах. В Ленинград, ставший для него второй родиной, Александр вернулся и после службы в армии.
«Лестница в Самарканде», 1967 год, картон, масло, 72 х 52 см., частное собрание.

В 1958 году Александр Наумов поступил на отделение металла факультета дизайна Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Педагогами в разные годы обучения были Сергей Иванович Осипов (1915—1985), Арсений Никифорович Семёнов (1911—1992) и Ярослав Игоревич Крестовский (1925—2004), оказавшие существенное влияние на последующее творчество Наумова и на его профессиональный выбор. Особенно теплые отношения сложились у молодого студента с Сергеем Ивановичем Осиповым, о котором в будущем Наумов неизменно отзывался с большой теплотой и уважением. Осипов часто брал своего талантливого студента с собой в поездки на пленэры в Изборск и Старую Ладогу, где они снимали комнату у местных художников Павла Дмитриевича и Николая Дмитриевича, которые неизменно оказывали своим гостям из Ленинграда радушный приём.
«Шах-Изинда», 1967 год, картон, масло, 47,5 х 57,5 см., Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.

Как вспоминал впоследствии сам Александр Александрович:«Все, что окружало Изборск, —поля, церкви, цветы и даже сам воздух, — пробуждали желание заниматься живописью. Вставали рано, пили только чай, обсуждали, куда пойдем и чем займемся. От частых поездок с Сергеем Ивановичем я как бы находился под гипнозом этого очень своеобразного художника и начинал смотреть на мир его глазами. Мне всегда хотелось сразу «нагрузить» холст, чувственно передать состояние пейзажа. Осипов улыбался, ничего не говорил… Глядя, как он работает, многое понимаешь лучше, чем целые лекции об искусстве. Акварельный прием, ритмическая организация холста, колорит, необыкновенная музыкальность — все это делает картины Сергея Осипова удивительно притягательными, «осиповскими».
«Самарканд, Старый город», 1967 год, картон, масло, 48,5 х 77 см., частное собрание.

Возможно, что именно под влиянием своего педагога Сергея Ивановича Осипова, в 1961 году неожиданно для многих Александр Наумов оставил учёбу в ЛВХПУ имени В. И. Мухиной и поступил на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, переступив заветный порог знаменитого знания на Университетской набережной, 17 – храма трёх основных искусств. Занимался Наумов у замечательных педагогов Репинки тех лет: Николая Лукича Бабасюка (1914—1983), Пен Варлена (1916—1990), Давида Борисовича Альховского (1912—1978), Василия Васильевича Соколова (1915—2013), Леонида Васильевича Худякова (1915—1995) и Александра Дмитриевича Зайцева (1903—1982). По мастерской последнего в 1967 году Александр Наумов успешно окончил ЛИЖСА имени И. Е. Репина, представив на суд художественного совета свою дипломную работу – историческое полотно на тему Гражданской войны в России «Вернись в родную деревню». Картина получила высший балл у членов художественного совета и принесла автору диплом об окончании института и квалификацию художника живописи.
«Алупка», 1961 год. холст, масло, 45,5 х 26,5 см., Симферопольский художественный музей.

После окончания Репинки Александр Наумов остался жить и работать в Ленинграде. Пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал жанровые и исторические картины, городские пейзажи, натюрморты, зарисовки с натуры, часто ездил в творческие командировки. Работал по договорам с Комбинатом живописно-оформительского искусства Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР. Значительная часть работ художника посвящена Востоку. Материалом для его картин послужили многочисленные исследования из жизни и личного опыта поездок в Среднюю Азию (Бухара, Самарканд, Ташкент). Еще одной важной темой картин Наумова становятся древние русские города, их архитектурные ансамбли и особый быт. Художник посетил и написал Суздаль, Старую Ладогу, Старицу, Изборск, Соловецкие острова, Владимир.
«Маленькая улочка в Самарканде», 1967 год. оргалит, масло, 47,5 х 38 см., частное собрание.

Постепенно в творчестве художника произошла трансформация натурного письма 1960-х годов, отличавшегося искусным владением техникой пленэрной живописи, тонкой передачей восточного колорита и артистизмом исполнения в сторону заметного усиления декоративности цвета, условности рисунка и композиции с общим отказом от принципов пленэризма.
Творческое наследие Александра Наумова обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его картины «Алупка» (1961), «Самарканд. Базар», «Самарканд. Рыночная площадь» ( обе 1964), «Самарканд. Регистан», «Улочка в Самарканде», «Самарканд. Старый город», «Шах-и-Зинда» (все 1967), «Бухара» (1969), «Бухара. Дождливый день»(1978), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
«Самарканд. Рыночная площадь», 1964 год, картон, масло, 35 х 24 см., частное собрание.

С 1967 года Александр Наумов участвовал в различных художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с картинами известных художников Ленинграда. В 1977 году художник был принят в члены Ленинградского Союза художников по секции живописи. Александр Александрович Наумов скончался 31 декабря 2010 года в Никольском под Санкт-Петербургом на семьдесят шестом году жизни. Сегодня произведения художника украшают экспозиции многочисленных музеев и частных собраний в России, Великобритании, Германии, Узбекистане, Финляндии и других странах.
«Бухара», 1967 год, картон, масло, 48,5 x 78 cм., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л: Художник РСФСР, 1987.
2. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб, Галерея АРКА, 2019.
3. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб: НП-Принт, 2007.
4. Ленинградские художники. Живопись 1950—1980 годов. Каталог. СПб., Выставочный центр ПСХ, 1994
5. Наумов А. А. Самарканд. Регистан // 80 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников. Юбилейная выставка. СПб., «Цветпринт», 2012.
6. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.