Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 139. Можаев Алексей Васильевич (Alexey Mozhaev) (1918-1994).

Герой очередного выпуска Альманаха — Алексей Васильевич Можаев — известный советский художник, живописец, педагог, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Алексей Можаев родился в деревне Вторая Сосновка Саратовской губернии Российской империи. В 1933—1936 годах учился в Пензенском художественно-педагогическом училище у Н. Ф. Петрова, И. С. Горюшкина-Сорокопудова. В 1946 году окончил ЛИЖСА имени И. Е. Репина (мастерская Бориса Иогансона). Дипломная картина — «В родной семье».

С конца 1940-х годов Можаев являлся постоянным экспонентом выставок ленинградских художников. Писал портреты, пейзажи, жанровые и тематические композиции. Работал в технике масляной живописи, рисунка и автолитографии. Талантливый рисовальщик. Свыше 30 лет посвятил педагогической работе в Средней художественной школе (ныне — Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона Российской академии художеств) при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина и Ленинградском художественном училище имени В. А. Серова (ныне — Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха).

Произведения Алексея Можаева находятся в музеях и в частных собраниях в России, Франции, США, Великобритании, Японии, Италии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Алексей Можаев жадно впивался во все окружающее и постоянно делал зарисовки: в метро, поезде, перед телевизором, в дороге. Поражала работоспособность и абсолютная отдача этого мастера. Вся мастерская (как, собственно, и квартира художника) была заставлена огромным количеством этюдов. Он относился к тем редким живописцам, которые не себя любили в искусстве, а искусство в себе. Исключение составляли заказные портреты членов Политбюро, которые нужно было писать к красным датам календаря» (В. Обухов, доктор философских наук).
«Старая Ладога», 1963 год, картон, масло, 50 х 70 см., Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник.

Алексей Васильевич Можаев родился 5 октября 1918 года в деревне Вторая Сосновка Саратовской губернии Российской империи в семье школьных учителей. Рисовать начал рано, посвящая этому увлечению всё свободное время. Родители сыну не препятствовали, справедливо полагая, что любые проявления творчества необходимо поощрять, а когда знакомый художник, познакомившись с рисунками юного мастера, сообщил им, что у их сына определённо существуют природные способности к рисованию, постарались сделать всё возможное для их всестороннего развития. Как бы там ни было, но любимым предметом в школе у Алексея было рисование, и осознанное решение стать профессиональным художником родилось у него именно в школе. Родители решение сына поддержали.
«Цветы», 1960-е годы, картон, масло, 64,5 х 46 см., Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

В 1933 году после окончания школы-семилетки Алексей Можаев отправился в Пензу, где поступил в Пензенское художественно-педагогическом училище им. К. А. Савицкого. Обучаясь у замечательных местных педагогов Николая Филипповича Петрова (1872— 1941) и Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова (1873-1954), молодой художник в полной мере познакомился с основами художественного мастерства и правилами создания художественных композиций, а опытные наставники, оценив природное дарование своего ученика, посоветовали ему по окончании Училища продолжить своё обучение в Ленинграде на более высоком профессиональном уровне. При этом они сообщили о своём ученике другу Исааку Израилевичу Бродскому (1883— 1939), возглавлявшему в те годы в Ленинграде Всероссийскую Академию художеств и ЛИЖСА.
«Торжественный прием моряков в Ленинграде», 1954 год, холст, масло, 38 х 67,5 см., Вологодская областная картинная галерея.

В 1936 году после окончания Училища Алексей Можаев, воспользовавшись личным приглашением Исаака Бродского, отправился в город не Неве, где после успешной сдачи вступительных экзаменов был зачислен на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, переступив порог знаменитого здания трёх основных искусств на Университетской набережной, 17. Занимался молодой художник в разные годы у Михаила Давидовича Бернштейна (1875— 1960), Александра Михайловича Любимова (1879— 1955), Исаака Израилевича Бродского (1883— 1939) и Генриха Васильевича Павловского (1907— 1973). 22 июня 1941 года застало молодого художника в Саратове, где в дальнейшем в 1941—1942 годах он работал художником в местных «Окнах ТАСС».
«Деревенский пейзаж», 1960-е годы, картон, масло, 33 х 48 см.,Новокузнецкий художественный музей.

В 1943 году в Самарканде Можаев присоединился к эвакуированному сюда из блокадного Ленинграда художественному институту и продолжил своё обучение. Занимался в мастерских Александра Александровича Осмёркина (1892— 1953) и Бориса Владимировича Иогансона (1893— 1973). Вместе с коллективом института позже переехал в Загорск, а в 1944 году, уже после снятия блокады, вернулся в Ленинград. В 1946 году Алексей Можаев окончил Репинку по мастерской Бориса Иогансона, представив художественному совету свою дипломную работу – картину «В родной семье». Картина удостоилась высшего балла у членов художественного совета, принеся автору диплом об окончании института и квалификацию художника живописи.
«Александровский парк», 1979 год, картон, масло, 50 х 64 см., Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

После окончания института Алексей Васильевич остался жить и работать в Ленинграде, а в начале 1950-х годов он перебрался в город Пушкин, где ему довелось жить в доме замечательного художника Павла Петровича Чистякова (1832— 1919). Мастерская служила ему с семьей также и жилой комнатой. Там в 1955 году произошла встреча художника с Ольгой Дмитриевной Форш (1873— 1961), к тому времени известной писательницей, жившей по соседству в поселке Тярлево.
«Портрет Ольги Форш», 1957 год, холст, масло, Луганский областной художественный музей.

Ольга Дмитриевна посетила дачу Чистякова, взяла на руки темноволосую дочь художника Наташу и порекомендовала родителям строго следить за ребенком, чтобы его не украли цыгане. С этих пор началась их дружба. Ольга Дмитриевна трудилась над историческими романами. Алексей Васильевич любил ездить на велосипеде из Пушкина в Тярлево, где много работал — делал по заказу Ольги Дмитриевны эскизы, а затем и ее портреты.
«Портрет Ольги Форш», 1957 год, холст, масло, Историко-литературный музей, Пушкин.

Алексей Васильевич пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал портреты, пейзажи, жанровые и тематические композиции. Постепенно отдал предпочтение технике масляной живописи, рисунка и автолитографии. Являлся талантливым рисовальщиком. К середине 1950-х годов ведущим жанром в творчестве Алексея Можаева стал живописный портрет. Развитие шло от академической манеры, основанной на строгом объективизме и типизации, к усилению выразительности в передаче индивидуальных характеристик и утончению колорита.
«Портрет А.Островского», 1957 год, холст, масло, 100 х 70 см., Ярославский художественный музей.

В 1946 году Алексей Можаев был принят в члены Ленинградского Союза советских художников и в товарищество художников Ленизо. Впервые участвовал в выставке в 1936 году. С конца 1940-х он являлся уже постоянным экспонентом выставок ленинградских художников. Персональные выставки произведений художника состоялись в Ленинграде (1985, 1989) и Санкт-Петербурге (2008, 2010). В 1989—1992 годах работы Алексея Можаева с успехом представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad и других во Франции.
«Портрет П.И.Чайковского», 1957 год, холст, масло, 100 х 75 см., Тверская областная картинная галерея.

Свыше тридцати лет посвятил Алексей Васильевич Можаев педагогической деятельности, преподавая в Средней художественной школе (ныне Художественный лицей имени Б. В. Иогансона) при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина и в Ленинградском художественном училище имени В. Серова. Он очень любил своих студентов, считая процесс формирования творческой личности одним из наиболее важных в педагогике. Студенты платили ему полной взаимностью, тем более что для многих из них он стал первым и главным учителем в жизни.
«Девушка с косами», 1961 год, холст, масло, 67 х 49 см., частное собрание.

Алексей Васильевич Можаев скончался 23 января 1994 года в Санкт-Петербурге на семьдесят шестом году жизни. Был похоронен на Казанском кладбище в Пушкине. Сегодня произведения Алексея Васильевича Можаева находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, США, Великобритании, Японии, Италии и других странах. 7 октября 2018 года в Историко-литературном музее города Пушкина состоялось открытие выставки «Писатель Ольга Форш и художник Алексей Можаев».

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т.2.
2. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб, Галерея АРКА, 2019.
3. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007.
4. Алексей Васильевич Можаев. Выставка произведений. Каталог. Л.: ЛОСХ, 1989.
5. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1954 года. Каталог. — Л.: Изогиз, 1954
6. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. — Л.: Ленинградский художник, 1958.
7. 1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л.: Ленинградский художник, 1958.
«Старая береза», 1987 год, картон, масло, 68 х 48 см., Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.