Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 138. Маевский Дмитрий Иванович (Dmitry Mayevsky) (1917-1992).

Герой очередного выпуска Альманаха — Дмитрий Иванович Маевский — известный советский художник, живописец, пейзажист, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Дмитрий Маевский родился в Петрограде. Увлечение рисованием привело его в студию художника Шведова, где Маевский получил первые навыки рисунка и живописи. В 1937—1939 годах посещал занятия в изостудии Дворца Культуры имени С. М. Кирова, которой руководили Исаак Бродский и Михаил Копейкин. Участвовал в финской кампании и в Великой Отечественной войне.

После окончания войны и демобилизации вернулся в Ленинград. Работал по договорам с Художественным фондом. В 1946—1949 годах занимался в студии художника П. Д. Бучкина, в 1952—1953 годах — в студии художника А. И. Харшака. С середины 1950-х годов Дмитрий Маевский постоянный участник выставок, экспонировавший свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Наибольшую известность получил как мастер лирического пейзажа. В 1955 году Маевский был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. В 1970—1980 годах произведения Дмитрия Маевского были представлены на выставках современного советского искусства в Японии в галерее Гикоссо.

Произведения Дмитрия Маевского находятся в частных собраниях России, Германии, США, Финляндии, Франции, Японии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Дмитрий Иванович Маевский родился 17 мая 1917 года в Петрограде в семье служащего Ивана Антоновича Маевского и его жены Лидии Антоновны в девичестве Ковалевской. Сразу после Октябрьского переворота родители Дмитрия переехали на постоянное местожительство в старинный русский город Ржев, где прошли детство и юность будущего художника.
«Осенняя пора», 1974 год, холст, масло, 50 × 70 см., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Рисовать Дмитрий начал рано, и родители не препятствовали его увлечению. Мама будущего художника, Лидия Антоновна, наоборот старалась всячески способствовать развитию художественных способностей сына. С годами увлечение Дмитрия не угасло, и в 1930 году, после окончания им школы-семилетки, привело в известную в те годы в городе художественную студию художника Александра Шведова (1898—1949), выпускника Одесского художественного училища, опытного педагога и большого энтузиаста своего дела.
«Пушкинские места», 1960 год, холст, масло, 30 х 60 см., Тверская областная картинная галерея.

Шведов оценил природное дарование своего ученика, много с ним занимался и способствовал получению Маевским первых навыков рисунка и живописи и формированию у него художественного вкуса.
«Осенний мотив», 1972 год, холст, масло, 50 × 60 см., Ярославский художественный музей.

Следуя советам своего первого педагога, в 1933 году Дмитрий Маевский отправился в Ленинград, где поступил в индустриальный техникум. Два года продолжалось его обучение в техникуме, а параллельно шла подготовка к поступлению в Академию Художеств. Заветная мечта, появившаяся у Дмитрия ещё в далёком Ржеве – стать профессиональным художником, определяла в эти годы все его поступки и желания.
«Рожь», 1970 год, холст, масло, 50 × 60 см., Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина.

В 1935 году Дмитрий Маевский успешно сдал вступительные экзамены на живописное отделение ЛИЖСА, но не был зачислен на первый курс из-за отсутствия вакантных мест по причине реорганизации института. В тот год решением государственной комиссии, занимавшейся проверкой знаний студентов художественного ВУЗа, 62 человека были переведены со старших курсов на младшие и 173 оставлены на второй год.
«Ветреный день», 1954 год, холст, масло, 45 × 60 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Велико было разочарование, но Маевский не отчаялся, из Ленинграда не уехал, потому как не привык отступать. Он устроился художником на кинофабрику, а позже начал работать в портретной мастерской Ленизо. Одновременно посещал занятия в студии ДК им. С. М. Кирова, занимаясь рисунком и живописью у известных ленинградских педагогов тех лет: Исаака Израилевича Бродского (1883—1939), Владимира Александровича Серова (1910—1968) и Михаила Семёновича Копейкина (1905—1983).
«Весенние воды», 1963 год, холст, масло, 53,5 x 66,5 cм., Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

В 1939 году Дмитрий Маевский был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии, участвовал в войне с белофиннами. С самого начала Великой Отечественной войны сражался на передовой. В июле-августе 1941 года участвовал в боях в районе Острова и Луги.
«Маленький украинский дворик» 1954 год, холст, масло, 37 х 64 см., Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.М. Машкова.

В конце сентября 1941 года при попытке выйти из окружения попал в плен у станции Любань. Прошёл немецкие лагеря для военнопленных в Порхове, Тарту, Ковно. Освободился в марте 1945 года в результате восстания военнопленных в лагере в Цвикау. Продолжил воевать с врагом. Был награждён медалью «За победу над Германией».
«Светло-Голубые Оттенки», 1962 год, картон, масло, 49 х 69,5 см., Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

«Зима», 1957 год, холст, масло, 45 х 60 см., Башкирский государственныйхудожественный музей имени М.В. Hестерова, Уфа.

После Победы и демобилизации в 1946 году вернулся в Ленинград. С 1949 года работал по договорам с Художественным фондом. Много времени посвящал восстановлению утраченных за годы войны творческих навыков. В 1946—1949 годах посещал занятия в художественной студии известного ленинградского живописца Петра Дмитриевича Бучкина (1886—1965), а в 1952—1953 годах — в студии художника Александра Исааковича Харшака (1908—1989).
«Корабль на реке», 1962 год, холст, масло, 45 x 60 cм., Музейный комплекс имени И.Я. Словцова (МК им. И.Я. Словцова), Тюмень.

В эти годы Дмитрий Иванович Маевский пробовал свои силы во многих художественных жанрах, работая в разных техниках. Много писал в жанре пейзажа, портрета, тематической композиции. С 1953 года Маевский много работал с художником Н. Е. Тимковым (1912—1993), учеником И. И. Бродского по Академии художеств, выезжая с ним на сбор этюдного материала на Дон, Украину, а также в Рождествено и Выру под Ленинградом.
«Маша Чёрная», 1968 год, холст, масло, 60 × 45 см., частное собрание.

С 1955 года Дмитрий Маевский постоянно участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих художников Ленинграда. Постепенно в творчестве Маевского начал преобладать жанр пейзажа, принесший художнику всесоюзную известность как мастеру лирического пейзажа. Его манеру отличали приверженность традициям тональной живописи и натурному письму, сдержанный колорит с преобладанием зеленых, голубых и охристых тонов, несколько обобщенный рисунок.
«Апрель», 1968 год, холст, масло, 45 × 60 см., частное собрание.

В 1963 году Маевский непродолжительное время работал на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге на Волхове. Одним из немногих известных пейзажей, написанных Маевским в Старой Ладоге в это время, является пейзаж “Распогодилось”. Дом творчества в деревне Чернавино после ремонта открылся в начале 1960-х годов, а уже через несколько лет художник обосновался в деревне Подол в Тверской области близ Академической дачи и с тех пор в Старую Ладогу не ездил. В 2007 году картина Маевского «Распогодилось» впервые была опубликована в книге «Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа», вышедшей в Санкт-Петербурге на русском и английском языках.
«Распогодилось», 1963 год, холст, масло, 48 × 88 см., Саратовский государственный художественный музей имени А.H. Радищева.

С середины 1960-х годов любимым местом работы Дмитрия Маевского стала деревня Подол Тверской области, в окрестностях Академической дачи, где художник купил дом и с середины 1960-х годов ежегодно подолгу жил и работал. В отличие от большинства соседей-художников, поселившихся в этих местах в 1950-1960-е годы и проводивших здесь в основном дачный сезон, Маевский особенно любил работать в Подоле зимой и ранней весной. Мотивами для своих зимних работ художник избирал деревенские окраины с утопающими в снегу домиками и лошадей с санями как основной транспорт и способ общения с внешним миром. К числу таких работ принадлежит и его известный пейзаж «Январское солнце».
«Январское солнце», 1966 год, холст, масло, 25 × 50 см., Вологодская областная картинная галерея.

В окрестностях Академической дачи было создано большинство произведений художника этого периода. Эти облюбованные многими художниками места и конкретные мотивы Маевский писал круглый год на протяжении четверти века, работая до поздней осени, приезжая сюда и зимой, и ранней весной. В качестве мотива для своих работ художник часто избирал солнечные мартовские пейзажи с утопающими в снегу домиками на берегу Мсты и первыми приметами пробуждающейся от зимней спячки природы. К числу таких работ принадлежит и его картина «Мартовское солнце».
«Мартовское солнце», 1977 год, холст, масло, 50 × 60 см., Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

Более позднее творчество художника тоже было связано с тверской землей. Произведения этого периода отличаются более сдержанной гаммой, а композиция приобретает большую обобщенность, при лаконичной манере рисунка. Маевский всё больше отдавал предпочтение в своём творчестве лирическим пейзажам средней полосы России с высоким небом и необъятными просторами полей, уходящими за горизонт лесными далями, деревенской околицей, мартовским солнцем и красками осени. Природа в его картинах неизменно наполнялась сдержанной красотой и достоинством, а лаконичный живописный язык отличался точностью и деликатностью.
«Лошади», 1961 год, холст, масло, 32,5 x 58 cм., частное собрание.

Нельзя не отметить тот факт, что всё что делалось Дмитрием Ивановичем Маевским в пейзажной живописи, было исключительно искренним, глубоко прочувствованным, чуждым малейшего намека на внешние эффекты, игру, подражание. Неяркая, неброская красота русской природы была понятна и передана им с необычайной деликатностью. Особенно волновала художника пора весеннего пробуждения: первое весеннее солнце, первое тепло, первая зелень, последний снег.
«Летний день в Подоле», 1970 год, картон, масло, 50 × 70 см., Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

Творческое наследие Дмитрия Ивановича Маевского обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его произведения «Украинский дворик» (1954), «Сараи» (1956), «Нижний Тагил» (1958), «Ижорский завод» (1959), «Пушкинские места» (1960), «Зимний этюд с санями» (1960), «Голубые тени» (1962), «Зоя — комсомолка совхоза им. Дзержинского»(1964), «Дорога на Горячий Ключ» (1965), «Летний день в Подоле» (1970), «Портрет И. М. Носова, полевода совхоза «Пролетарий» (1972), «Портрет П. А. Гринева, рабочего сельскохозяйственной артели «Пролетарий» (1973), «Осенняя пора» (1974), «Ветреный день» (1975), «Холодный май» (1976), «Деревня Подол» (1980), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве художника.
«Зимний этюд с санями», 1960 год, картон, масло, 25,3 х 36 см., частное собрание.

«Вечер на реке Сорот», 1960. холст, масло, 30 x 60 cм., Псковский государственный объединенный историко-архитектурныйи художественный музей-заповедник.

В 1970—1980 годах произведения Дмитрия Маевского были представлены на выставках современного советского искусства в Японии в галерее Гикоссо, в 1990-е годы на выставках и аукционах русской живописи во Франции, США, Италии, Англии, где его творчество с восторгом было встречено местной взыскательной публикой.
«Дорога на Горячий Ключ», 1965 год, картон, масло, 50 × 70 см., Орловский музей изобразительных искусств.

Дмитрий Иванович Маевский скончался 23 июля 1992 года в Санкт-Петербурге на семьдесят шестом году жизни. Сегодня его произведения находятся в художественных музеях России, в многочисленных частных собраниях в России, США, Финляндии, Франции и других странах.
«Летний этюд с лошадьми», 1961 год, картон, масло, 50 х 70 см., Новосибирский государственный художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987.
2. Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019.
3. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
4. Иванов С. В. Маевский Дмитрий Иванович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. Кн.2. СПб.: Петрополис, 2014.
5. Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8. Д.346.
6. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1955 года. Каталог. Л., ЛССХ, 1956.
7. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. Каталог. Л., ЛССХ, 1956.
«Март», 1964 год, холст, масло, 57 × 32 см., частное собрание,

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.