Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 137. Ляпкало Виктор Александрович (Viktor Lyapkalo) (родился в 1956 г.)

Герой очередного выпуска Альманаха — Виктор Александрович Ляпкало — известный российский художник, живописец, член Санкт-Петербургского союза художников.

Виктор Ляпкало родился в Ухте, Республика Коми. В 1978 году окончил Саратовское художественное училище. В 1979–1987 годы учился на живописном факультете ЛИЖСА имени И. Е. Репина у В. Горба, В. Рейхета. Окончил институт с присвоением квалификации художника живописи и педагога (мастерская Бориса Угарова). Дипломная работа — картина «Белая ночь».

Участник многочисленных отечественных и зарубежных выставок с 1987 года. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Виктор Ляпкало работает в различных художественных жанрах: есть у него и пейзажи, и натюрморты, и портреты, но основная тема его творчества — портреты женщин в жанре ню. Ляпкало изображает не идеализированных красавиц, а обычных женщин, наших современниц и соотечественниц. Виктор Ляпкало — член Санкт-Петербургского союза художников с1990 года. Персональные выставки в Санкт-Петербурге (1996, 1997, 1998, 1999, 2002, 2004, 2006, 2009), Мюнхене (1994), Гиссене (1995), Марбурге (1992, 1993).

Произведения Виктора Ляпкало находятся в частных собраниях России, Германии, Голландии, Бельгии, Италии, США и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Обращаясь к теме обнажённой женской натуры, Виктор Ляпкало не уподобляется большинству художников, склонных к салонному восприятию красоты обнажённого женского тела. Он, напротив, поднимается до уровня архаичного мировоззрения, до высоты художника, создавшего палеолитическую Венеру. В самом глубоком, сакральном смысле этого слова» (Хамид Савкуев, художник).
«Наташа», 1999 год, холст, масло, 80 x 60 cм., частное собрание.

Живёт в Санкт-Петербурге очень интересный и удивительно талантливый художник, создающий полотна, глядя на которые невольно задаёшься вопросом: «Как ему это удаётся?» И дело тут вовсе не в портретном сходстве изображаемых персонажей с живыми моделями, не в мастерстве передачи интерьеров или окружающих пейзажей, а в особенном, сугубо индивидуальном видении женской натуры, когда герои написаны в лучших традициях классического реализма, позволяющих увидеть малейшие психологические движения натуры.
Река Мойка 1987 год, оргалит масло, 57 x 77 cм., частное собрание.

Виктор Александрович Ляпкало родился 18 сентября 1956 года в Ухте, Республика Коми. Рисовать начал рано, родители сына всячески поддерживали. Увлечение рисованием привело Виктора в Саратовское художественное училище, в котором он учился в период 1974–1978 годов.
«Справный мужик»,1998 год, холст, масло, частное собрание.

Желая продолжить образование на более высоком профессиональном уровне, в 1979 году талантливый художник приехал в город на Неве, где поступил на первый курс живописного факультета ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Известное здание храма трёх основных искусств на Университетской набережной, 17 гостеприимно распахнуло двери своему новому студенту. Обучался Виктор у известных педагогов Репинки:профессора Владимира Александровича Горба (1903–1988) – советского живописца, графика, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, члена Ленинградской организации Союза художников РСФСР и Виктора Иосифовича Рейхета (1922–2000) – замечательного советского живописца и педагога, Народного художника России, члена Санкт-Петербургского Союза художников.
«Василий и Василиса», 1999 год, холст, масло, частное собрание.

На третьем году обучения, когда настало время выбора творческой мастерской наставника на последующие годы учёбы в институте, Виктор Ляпкало не колеблясь, выбрал мастерскую замечательного советского художника-живописца, Народного художника СССР, лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени Репина Бориса Сергеевича Угарова (1922-1991). Виктор Ляпкало окончил институт в 1987 году, предоставив художественному совету дипломную работу – картину «Белая ночь», принесшую автору диплом об окончании института с присвоением квалификации художника живописи и педагога.
«Фонтанка», 1997 год, холст, масло, 65 x 80 cм., частное собрание.

После окончания института Виктор Ляпкало остался жить и работать в Ленинграде, ставшим для него второй родиной. Пробовал себя в различных художественных стилях и техниках. С 1987 года участвовал в выставках в СССР, в России и за рубежом. Писал натюрморты, портреты, ню, жанровые композиции, пейзажи. В 1989 году был принят в члены Ленинградского Союза художников.
«Натюрморт», 1999 год, холст, масло, 90 x 70 cм., частное собрание.

Среди ленинградских и петербургских художников Виктор Ляпкало, по мнению председателя Санкт-Петербургского Союза художников А. С. Чаркина, «выделяется не только своей яркой живописной манерой, но и некой эпатажностью…». Постепенно в своём творчестве он всё больше и больше стал обращаться к теме обнажённой женской натуры.
«Чашка чая на ночь», 1908 год, холст, масло, 85 х 95 см., частное собрание.

В интервью 1997 года, на вопрос о том, как он нашёл свою тему в живописи, Виктор Ляпкало отвечал так: «Я женскую грудь рисую, а это для меня как два яблока, как натюрморт. Живопись и только. Я даже не смотрю, красивая женщина или нет. А подошел я к этому жанру постепенно. После Академии, помню, пришел я на какую-то громкую выставку, а там сплошь передовики труда висят, колхозницы. Посмотрел я на все это и понял, что пропал: просто не смогу писать такие вещи, как художник не выживу. К счастью, потом выяснилось, что это была выставка заказных работ Министерства культуры. Это меня успокоило, но проблема поиска своего творческого лица осталась. Постепенно я вышел на тему, которая у меня просто лучше всего получалась. И пишу обнаженную натуру уже больше десяти лет».
«Таня», 1995 год, холст, масло, частное собрание.

Широкое распространение получила и эротическая тематика в творчестве Ляпкало. Эротический жанр влечет художника возможностью соприкоснуться с богатым миром человеческих переживаний. Откровенный в представлении любовных мотивов, художник пишет, в основном, обнаженные женские тела. Художник подает их смело, если не сказать фривольно. Благодаря яркому сочному колориту, любви художника к крупным формам, размашистой манере письма его работы наполнены ощущением радости жизни и полнокровности бытия.
«Соня», 1999 год, холст, масло, 100 x 80 cм., частное собрание.

Эти портреты, кроме того, что они достаточно откровенны, отличаются от живописи других художников в том же жанре тем, что Ляпкало изображает не идеализированных красавиц, а обычных женщин, наших современниц и соотечественниц, окружающих нас в повседневной жизни. В его работах достаточно редко встречаются худосочные модели. Ему больше по душе пышные кустодиевские барышни: ароматные, живые, веселые. Эти женщины, хоть и изображенные с мягким, добрым юмором, однако, тем не менее, всегда обольстительны, любимы и очень сексуальны.
«Алена», 2008 год, холст, масло, 80 х 60 см., частное собрание.

Одной из особенностей творчества художника является то, что профессиональных натурщиц Ляпкало приглашает крайне редко, а в основном пишет совершенно обычных женщин: бухгалтеров и учительниц, домохозяек и инженеров. Дамы на его картинах обладают вызывающе пышными формами и зачастую изображены совсем не в целомудренных позах.
«Вернулся», 1998 год , холст, масло, частное собрание.

Именно поэтому Союз Художников России до начала девяностых картины Виктора Ляпкало на выставки практически не брал, опасаясь «неприятностей». В 90-х годах основная выставочная деятельность живописца проходила в Германии (Магденбург, Гиссен, Эрфурт), где Виктор вполне заслуженно получал восторженные отклики искушенной немецкой публики, в то время как Союз Художников опасался принимать работы Ляпкало для своих ежегодных выставок, считая его творчество излишне откровенным.
«Автопортрет», 2009 год, холст, масло, частное собрание.

Ещё одной особенностью является то, что мужчин в своих картинах художник изображает редко, если только как необходимое по сюжету дополнение к основным героиням своих картин. Часто изображает себя. Если мужчина и присутствует на картине, то сразу видно, как он зависим от своей «половинки», как любит ее и верно служит ей всю жизнь, как может.
«Петрович», 1995 год, холст, масло, 60 x 50 cм., частное собрание.

Среди многочисленных произведений созданных Виктором Ляпкало за годы своей творческой деятельности обращают на себя внимание картины и портреты «Оля» (1987), «Меланхолия» (1989), «Валя» (1991), «Марбург» (1992), «После бани», «Петрович», «Гоша и Ерофеич» (все 1993), «Таня» (1995), «Стакан воды» (1998), «Наташа» (1999), «У самовара», «Семейный портрет» (обе 2000), «Весна» (2002), «Сашенька», «Выбор» (обе 2004), «Маркиз вернулся», «Осень жизни» (обе 2005), «Летнее настроение» (2007), «Женский образ», «Концерт окончен» (обе 2008), «Мечты о лете» (2011), «Песнь любви» (2020), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве художника.
«Песнь любви», 2020 год, холст, масло 72 х 86 см., частное собрание.

Сегодня Виктор Ляпкало — ежегодный и желанный участник городских художественных выставок, в том числе организованных Союзом Художников, несмотря на то, что ему и потребовалось немало времени для отстаивания своих эстетических воззрений и предпочтений. Персональные выставки произведений Виктора Александровича Ляпкало прошли в Санкт-Петербурге (1996, 1997, 1998, 1999, 2002, 2004, 2006, 2009, 2010), в Мюнхене (1994), Гиссоне (1995), Марбурге (1992, 1993). Произведения Виктора Александровича Ляпкало находятся в музеях и частных собраниях в России, Германии, Голландии, Бельгии, США и других странах.
«Самовар», 2000 год, холст, масло, 80 x 90 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб: НП-Принт, 2007.
2. Петербургский сецессион. Автор вступ. статьи М. Важевич. СПб.: Выставочный центр Санкт-Петербургского Союза художников, 2012.
3. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
4. Виктор Ляпкало. Альбом. СПб.: НП-Принт, 2016.
5. Крылова О. Портрет обнажённой в интерьере и без. Смена, 12 апреля 1997.
6. Виктор Ляпкало. Альбом. СПб.: НП-Принт, 2016.
7. Связь времён. 1932-1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1997.
«Купание коня», 2000-е годы, холст, масло, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.