Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 136. Копнина Татьяна Владимировна (Tatiana Kopnina) (1921-2009).

Герой очередного выпуска Альманаха — Татьяна Владимировна Копнина — известный советский художник, живописец, педагог, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Татьяна Копнина родилась в Красноярске. В 1941 году поступила на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Занималась у Александра Зайцева, Генриха Павловского, Семена Абугова. В1950 году с отличием окончила институт (мастерская профессора Михаила Авилова) с присвоением квалификации художника живописи, дипломная работа — жанровая картина «На текстильной фабрике».

С 1949 года Татьяна Копнина участвовала в выставках ленинградских художников. Писала портреты, жанровые композиции, пейзажи, натюрморты, этюды с натуры. В своих работах неизменно стремилась передать характер и настроение своих героев, которые угадываются не только по выражению лиц, глаз и детской мимике, но и в позе, характерном взгляде, наклоне головы, деталях костюма. В 1950 году была принята в члены Ленинградского союза советских художников по секции живописи. Свыше тридцати лет (1960–1991) преподавала в Средней художественной школе (ныне Художественный лицей имени Б. В. Иогансона) при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

Произведения Татьяны Копниной находятся в собрании Государственного Русского музея, в экспозициях и фондах многих художественных музеев России и в частных собраниях России, Германии, Франции, Японии, КНР, США и других стран.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Татьяна Владимировна Копнина родилась 11 ноября 1921 года в Красноярске в простой рабочей семье. Рисовать начала рано, отдавая предпочтение этому увлечению перед всеми остальными. Родители девочки творчество дочери всячески поощряли, особенно после победы одного из её рисунков на городском конкурсе школьного творчества в 1932 году в Красноярске.
«Мостик на Оредеже», 1972 год, картон, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

В 1934 году увлечение рисованием привело Татьяну в местную детскую художественную школу № 1 имени В. И. Сурикова, которая в довоенные годы была единственным учебным заведением Красноярска, в котором можно было получить начальное художественное образование. Школа была открыта ещё в 1910 году по инициативе Василия Сурикова и первоначально называлась рисовальной школой. Школа размещалась на втором этаже нового здания купеческого общества (сейчас — проспект Мира, 71), построенного по проекту Леонида Чернышева, который стал ее первым директором. Четыре года продолжалось обучение Копниной в художественной школе, по окончании которой она твёрдо решила связать свою жизнь с искусством.
«Весна в Рождествено (Наташа собирается кататься)». 1969 год, холст, масло, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

По совету преподавателей в 1941 году Татьяна приехала в Ленинград и поступила на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Занятия прервала начавшаяся Великая Отечественная война. Многие однокурсники Татьяны ушли на фронт, ЛИЖСА готовился к эвакуации. Татьяна прервала своё обучение и вернулась домой в Красноярск, где и провела большую часть военных лет. Лишь в конце 1944 года, когда Репинка вернулась из эвакуации в Самарканд, а позже в Загорск, Копнина вернулась в восстанавливавшийся после недавней блокады Ленинград и продолжила своё обучение в знаменитом здании на Университетской набережной, 17.
«Натюрморт», 1967 год, холст, масло, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.М. Машкова.

Ей довелось учиться у замечательных педагогов послевоенной Репинки: Александра Дмитриевича Зайцева (1903–1982), Генриха Васильевича Павловского (1907–1973), Семена Львовича Абугова (1877–1953). Татьяне Копниной нравилось учиться в храме трёх основных искусств, аудитории которого помнили великих педагогов недавнего прошлого, и всё напоминало о славной истории отечественного искусства. На третьем году обучения, когда подошло время выбирать персональную мастерскую наставника на оставшийся период обучения в институте, Копнина выбрала творческую мастерскую выдающегося советского живописца и педагога, будущего Народного художника РСФСР Михаила Ивановича Авилова (1882–1954).
«На катке», 1964 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Быстро пролетели годы обучения, и в 1950 году, оканчивая институт по мастерской Михаила Авилова, Копнина представила художественному совету института свою дипломную выпускную работу — жанровое полотно «На текстильной фабрике». Высший балл, полученный у членов совета, принес автору диплом об окончании ЛИЖСА имени И.Е. Репина с отличием и квалификацию художника живописи.
«Девочки», 1968 год, холст, масло, Ярославский художественный музей.

В одном выпуске с Копниной в 1950 году институт окончили Евгения Антипова (1917–2009), Валентин Бернадский (1917–2011), Анатолий Васильев (1917–1994), Нина Веселова (1922–1960), Мария Добрина (1920–1995), Екатерина Ефимова (1910–1997), Вячеслав Загонек (1919–1994), Александра Левушина (1918–1994), Никита Медовиков (1918–1982), Николай Мухо (1913–1986), Леонид Петров (1919–1978), Александр Пушнин (1921–1991), Ефим Рубин (1919–1982), Александр Соколов (1918–1973), Юрий Тулин (1921–1983), Борис Харченко (1927–1985) и другие известные в будущем художники, тесное творческое общение и дружба с которыми сохранилась у Татьяны Владимировны на многие последующие годы.
«Мальчик в шапке», 1959 год, холст, масло, 50 x 40 cм., частное собрание.

С 1949 года Татьяна Копнина участвовала в художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих художников Ленинграда. После окончания института пробовала свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писала портреты, жанровые композиции, пейзажи, натюрморты, этюды с натуры. Успех на городской выставке 1951 года, где были отмечены её работы «Портрет учительницы А. Карновской» и «Портрет школьницы» (обе 1951), помог ей определиться с выбором ведущего жанра в своём творчестве, которым стал живописный портрет, а главными темами — детские и юношеские образы, мир молодого современника. В своих работах Татьяна Владимировна неизменно старалась передать характер и настроение своих героев, обращая внимание не только на выражение лиц, глаз и детской мимики, но и на позы, характерный взгляд, наклон головы, отдельные детали костюма. Так сложился художественный стиль Копниной, проявился ее особенный интерес к современной молодежи в контексте эпохи.
«Девочка в красной шапке», 1962 год, масло, оргалит, 47 x 35 cм., частное собрание.

При этом и в жанре натюрморта Копнина сумела добиться всесоюзного признания. Её натюрморты неизменно пользовались успехом у коллекционеров. Оригинальная композиция, отличное чувство цвета, яркие контрасты света и тени отличали её работы. Живописной манере Татьяны Копниной было свойственно широкое свободное письмо и мастерское владение рисунком. Колорит её произведений, как правило, сдержанный, строится преимущественно на отношениях теплых и холодных тонов и звучных светотеневых контрастах.
«Цветы на окне», 1991 год, холст, масло, 80 x 60 cм., Мурманский областной художественный музей.

Творческое наследие Татьяны Копниной обширно и многообразно, при этом особого внимания заслуживают её работы: «Портрет студентки института им. Лесгафта Цянь Ли-хуа» и «Портрет аспирантки» (обе 1956), «Портрет студентки Н. Ямковой» (1957), «Девочки» (1960), «На катке» (1964), «Рыба» (1967), «Портрет Володи Синегубова» (1971), «Наташа» (1973), «Девочка» (1973). В созданных художником образах незримо, но явственно присутствует время, эпоха, к которой принадлежат герои. Не менее интересны и её натюрморты «Натюрморт» (1957), «Рыбы» (1967), «Подсолнухи» (1972), «Розы» (1986), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве художника.
«Рыба», 1967 год, холст, масло, 54 x 68,5 cм., Вятский художественный музей имени В. М. и А. М Васнецовых.

В 1950 году Татьяна Копнина была принята в члены Ленинградского Союза советских художников. Свыше тридцати лет, начиная с 1960, отдала она преподавательской деятельности в Средней художественной школе (ныне Художественный Лицей имени Б. В. Иогансона) при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Воспитала большое количество учеников, открыв для многих из них дверь в удивительный мир творчества и созидания.
«Юлия», 1959 год, холст, масло, 50 x 40 cм., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

Татьяна Владимировна Копнина скончалась в Петербурге 6 марта 2009 года на 88-м году жизни. Сегодня произведения художника украшают экспозиции Государственного Русского музея, других художественных и краеведческих музеев России, а также находятся в частных собраниях в России, Японии, КНР, США и других странах.
«Портрет студентки из Китая», 1957 год, холст, масло, 70 x 60 cм., Брянский областной художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. — Л: Лениздат, 1951.
2. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. — Л: Ленинградский художник, 1958
3. 1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л: Ленинградский художник, 1958
4. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1959.
5. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1961.
6. Ленинград. Зональная выставка. — Л: Художник РСФСР, 1965.
7. Наш современник. Каталог выставки произведений ленинградских художников 1971 года. — Л: Художник РСФСР, 1972.
«Окраина Моршанска», 1958 год, масло, оргалит, частное собрание..

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.