Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 135. Костров Николай Иванович (Nikolai Kostrov) (1901-1996).

Герой очередного выпуска Альманаха — Николай Иванович Костров — известный советский художник, живописец, график, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Николай Костров родился в селе Васильевское Нолинского уезда Вятской губернии Российской империи. В 1915 году окончил Вятскую духовную семинарию, в 1919–1920 годах учился в Казанском университете на филологическом факультете, в 1921 году — в вятской студии Изоискусства при доме культуры, руководимой М. Финиковым. В 1926 году окончил ленинградский ВХУТЕИН. Занимался у Александра Савинова, Алексея Карева, Михаила Матюшина.

С 1926 года Николай Костров участвовал в выставках. Писал портреты, пейзажи, натюрморты. Работал в технике масляной живописи, коллажа, карандашного рисунка, офорта и цветной литографии. До середины 1930-х годов работал преимущественно как живописец. С середины 1930-х годов Костров начал заниматься книжной иллюстрацией, работал в «Детгизе» с В. В. Лебедевым. В 1950–1970-е годы Николай Иванович совершил творческие поездки в Армению, по старинным городам Вологодской и Владимиро-Суздальской земли. Персональные выставки художника прошли в Ленинграде (1937, 1962, 1973,1979), Москве (1974,1983) и Санкт-Петербурге (1996).

Произведения Николая Кострова находятся в собраниях Государственного Русского музея, Кировского областного художественного музея, Музея изобразительных искусств Республики Карелия, в фондах многих художественных музеев, в частных собраниях России, Германии, Франции и других стран.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Каждый из матюшинцев сохранил в своей последующей работе настрой, полученный в годы учебы. Костров был, пожалуй, самым удачливым из них. Немногие из учеников Матюшина смогли посвятить искусству всю жизнь, как Костров. Эпоха соцреализма многим искривила судьбы… Для живописца Кострова спасением стала книжная графика, он успешно занимался цветной литографией, пробовал себя в офорте… Он пробовал все, во всем стремился достичь совершенства. И сумел найти свой неповторимый стиль»(Н. С. Несмелов, искусствовед).
«Натюрморт с газетой», 1929 год, холст, масло, 65 x 85 cм., Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

Николай Костров принадлежит к тому славному поколению художников, к сожалению, постепенно уходящему от нас, чье творческое становление пришлось на тяжелые и полные романтики 1920-е годы. При этом ему повезло в жизни, и он сумел найти в себе силы вырваться из провинциальной Вятки и поступить в Петроградскую Академию художеств…
«Деревенский пейзаж. Ранняя весна», 1960-е годы, холст, масло, 37 х 56 см., Вологодская областная картинная галерея.

Николай Иванович Костров родился 19 мая 1901 года в селе Васильевское Нолинского уезда Вятской губернии Российской империи в семье священника. Приходился внучатым племянником замечательному русскому художнику Виктору Михайловичу Васнецову. Достоверных сведений о детских и юношеских годах Николай Кострова не сохранилось, известно лишь, что увлечение рисованием пришло к нему в раннем детстве. При этом родители юноши были категорически против его увлечения, считая это пустой тратой времени.
«Зима в деревне», 1960-е годы, холст, масло, 34 х 43 см., Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Отец Николая желал сыну карьеры священнослужителя, поэтому в 1911 году 10-и летний Николай переехал в Вятку, где начал свое обучение в Вятской духовной семинарии, продолжавшееся вплоть до 1915 года. Годы, проведенные в семинарии, позволили Николаю определиться со своим будущим, в котором он видел себя исключительно светским человеком. В поисках своего места в жизни в 1919 году он уехал в Казань, где легко поступил на филологический факультет Казанского университета. Года обучения оказалось достаточно, чтобы понять, что и это было совсем не его… Полный разочарований, он прервал свое университетское образование и в 1921 году вернулся в Вятку.
«Пейзаж с кривым деревом», 1960-е годы, холст, масло, 45,5 х 32,2 см., Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

При этом необходимо отметить, что все эти годы Николай не прекращал своих занятий живописью. По возвращении в Вятку он начал посещать занятия в студии Изоискусства при местном Доме культуры. Руководил студией известный в городе художник М.И. Фиников(1872–1944), выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, прекрасный педагог и большой энтузиаст своего дела. Он познакомил Николая Кострова с молодым художником Евгением Чарушиным (1901–1965) – будущим известным советским графиком и скульптором. Чарушин с интересом ознакомился с работами молодого художника, они ему понравились. Он посоветовал Николаю отправиться в Петроград для серьезного обучения искусству живописи. Костров внимательно отнёсся к рекомендациям нового знакомого, равно как и к его положительной оценке своего творчества. Она позволила Николаю поверить в свои силы. Весной 1922 года он отправился в Петроград покорять Академию художеств.
«День выборов в Верховный совет СССР», 1939 год, литография. 32 х 45 см., частное собрание.

В 1922 году Костров поступил в ленинградский ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт). Его учителями в институте стали Александр Иванович Савинов (1881–1942) –русский и советский живописец, педагог, член Ленинградского Союза советских художников, Алексей Еремеевич Карев(1879–1942) – русский и советский живописец, график, педагог, член Ленинградского Союза советских художников, внесший существенный вклад в формирование ленинградской пейзажной школы, и Михаил Васильевич Матюшин (1861–1934) – выдающийся русский художник, теоретик искусства, педагог, один из лидеров русского авангарда первой половины ХХ века. Идеи последнего оказали заметное влияние на взгляды и творчество Кострова в 1920-1930-е годы.
«Пейзаж», 1960-е годы, холст, масло, частное собрание.

С Матюшиным у Николая Кострова с самого начала сложились прекрасные личные отношения. Так получилось, что жизнь тесно связала Михаила Васильевича с Вяткой. После смерти его первой супруги Елены Гуро (1877–1913) он женился на дочери вятского земского деятеля Ольге Громозовой, которая училась в Петербурге на врача. Они поселились в домике на Песочной, которому суждено было стать штабом русского авангарда 1910-30-х годов. Гостями Матюшина были Малевич, Петров-Водкин, Маяковский, Хлебников. Именно в этом доме Костров попал в новую для себя среду, познакомился с иным пониманием искусства, узнал о Елене Гуро. Здесь жило ее искусство, ее духовность. Вся обстановка дома напоминала о ней, на стенах среди работ Филонова и Матюшина висели ее работы. Михаил Васильевич регулярно устраивал вечера памяти Гуро.
«Летняя культработа комсомола в совхозе», 1940 год, бумага, цветная литография Репродукция Изогиза (оригинал не сохранился). Собрание Н.Несмелова, СПб.

Он подхватил ее идеи и, развивая их теоретическими исследованиями, передавал ученикам. Те, кто входили в его группу вместе с Костровым, неизбежно были связаны и со старшими, первыми его учениками — Марией, Ксенией, Георгием и Борисом Эндерами – студентами 1918-22 годов. В гостях бывали и вятские – Евгений Чарушин, Юрий Васнецов. Николай Костров. Движение, которое возглавил в русском искусстве Матюшин, было противоположно французскому кубизму, супрематизму Казимира Малевича (1879–1935), конструктивизму Владимира Татлина (1885–1953). В век увлечения геометризацией он обратился к природе. Принцип Матюшина – органичность отношений человека и природы, стремлением его было – «жить жизнью самой природы, стать ее соучастником». Отсюда серьезное изучение импрессионизма и применение импрессионистических приемов.
«Сбор капусты», 1933 год, бумага, акварель, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

С 1923 года Костров стал серьезно интересоваться деятельностью Матюшина в ГИНХУКе, посещать институт вместе с основной группой учеников Матюшина. В это время Матюшин писал о нем: «Костров успел вовремя понять, что такое пространство, и нашел в нем действие. А главное в нем есть вера искания и огромная энергия». Николай Костров оставался в кругу М. В. Матюшина до 1934 года, оказавшись одним из самых последовательных учеников мастера. Ученики М. В. Матюшина дважды выставлялись совместно с ним: в 1923 году на «Выставке петроградских художников всех направлений» под девизом «Зорвед» (зрение и ведание) и в 1930 году в Центральном доме работников искусств.
«Уборка урожая. Татария», 1943 год, бумага, акварель, 41 х 59 см., Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

В 1926 году Николай Костров успешно окончил ВХУТЕИН вместе с Юрием Васнецовым (1900–1973), Валентином Курдовым (1905–1989), Евгением Чарушиным (1901–1965), Гертой Неменовой (1905–1986), Софьей Закликовской (1899–1975), Василием Купцовым (1899–1935), Павлом Кондратьевым (1902–1985). После окончания института Костров остался в Ленинграде в группе у Матюшина, хотя настоящая учеба практически закончилась. Костров вынужден был много работать, чтобы выжить, а на творчество сил и времени оставалось мало, поэтому его углубленная работа с Михаилом Васильевичем шла плохо.
«Уборка капусты», 1968 год, литография, акварель, бумага, 31 х 41 см, частное собрание.

С 1926 года Николай Костров начал участвовать в выставках. Он пробовал себя в различных художественных жанрах, работая в разных техниках: в технике масляной живописи, коллажа, карандашного рисунка, офорта и цветной литографии. Писал портреты, пейзажи, натюрморты, иллюстрировал книги. В этом же году был призван на флот, и последующие три года служил на кораблях Балтийского флота, продолжая заниматься в свободное время любимым делом. На выставке 1930 года (под художественным девизом КОРН) в Ленинграде показал серию работ «Флот».
«На кухне», 1926 год, уголь, бумага, 17 x 21 cм., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко (ККХМ им. Ф.А. Коваленко).

После демобилизации Николай Костров вернулся в Ленинград и в 1930 году вместе с другой ученицей М. В. Матюшина, художницей Евгенией Магарил, совершил творческую поезду в Казахстан. Позднее, вместе с женой, художником Анной Костровой совершил творческие поездки на Белое и Баренцево море, в Крым, Новгород, на Украину, в Казахстан, в Татарию.
«Лыжники», 1950-е годы. бумага, цветная литография, частное собрание.

1932 год в творческой биографии Николая Кострова ознаменовался его приёмом в недавно учреждённый Ленинградский Союз советских художников, членом которого он в последующем являлся свыше 70 лет. До середины 1930-х годов Костров работал преимущественно как живописец, а вот уже с середины 1930-х годов Николай Иванович большую часть своего времени посвящал книжной иллюстрации, работая в «Детгизе» с В. В. Лебедевым. Работал в литографии, в офорте, сотрудничал с Экспериментальной графической мастерской в ЛОСХ.
«Аврора в октябрьские дни», литография, 31.5 х 42.5 см., лист: 59 х 45 см, 1941 год, частиное собрание.

В 1950—1970-е годы Николай Костров неоднократно совершал творческие командировки в Армению, по старинным городам Вологодской и Владимиро-Суздальской земли. С большим творческим подъемом творил художник в домах творчества художников «Челюскинская», «Горячий Ключ», «Седнев», на Сенеже. Впечатления от этих поездок послужили материалом для многочисленных графических и живописных работ.
«Пионы на красном фоне», 1969 год, авторская литография, 35 х 43 см, частное собрание.

В конце 1970-х – начале 80-х годов в пейзажных работах Кострова произошло заметное усиление звучания цвета, его манера письма стала более широкой и энергичной. Любимым местом работы художника в эти годы становится Рождествено, в районе реки Оредеж, куда он периодически выезжал с 1953 года.
«Весна в саду», 1940 год, холст, масло, 50 x 69,3 cм., Новокузнецкий художественный музей.

Здесь была исполнена художником серия работ «Оредеж», в которой Костров работал непривычно сочными яркими пятнами цвета. Его пейзажи представляют собой сказочную картину природы, художник использует иногда элементы примитива, обобщая формы, что очень сильно отличает эти пейзажи от ранних «матюшинских» произведений Кострова. С одной стороны исчезает столь характерная для его ранних работ прозрачность и легкость, но при этом остаётся неизменной его непосредственность восприятия и чистота цвета.
«На Всесоюзной хозяйственной выставке в 1939», автолитография, 32.5 х 44 см, частное собрание.

Творческое наследие Николая Ивановича Кострова велико и разнообразно, при этом особого внимания заслуживают его картины «Натюрморт с газетой» (1929), «Автопортрет» (1936), «Весна в саду» (1940), «Открытие выставки», «Встреча победителя» ( обе 1957), «Натюрморт с бутылкой» (1963), «Дорога в совхоз» (1964), «Натюрморт с зеркалом», «Аквариум», «Сумерки на реке Оредеж» ( все 1966), «Деревня осенью», «Зимний пейзаж» ( обе 1970), «Горячий ключ. Весна», «Пейзаж в горах» ( обе 1973), «На улице Бестужева» (1980), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве художника.
«Автопортрет», 1936 год, холст, масло, 30 x 25 cм., Вятский областной художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых.

Персональные выставки художника прошли в Ленинграде (1937, 1962, 1973, 1979), Москве (1974, 1983) и Санкт-Петербурге (1996). Николай Иванович Костров скончался в Санкт-Петербурге 11 апреля 1996 года на 95-м году жизни. Был похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
Женский портрет, 1950-е годы, бумага, акварель. 21 х 15 см., частное собрание.

Сегодня произведения Николая Ивановича Кострова находятся в экспозициях и фондах Государственного Русского музея, Вятского областного художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых, Музея изобразительных искусств Республики Карелия, многих других музеев России, в частных собраниях России, Германии, Франции и других стран.
«Дубы в Мартышкино», 1928 год, бумага, акварель, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Дмитренко А. Человек на своей земле. // Ленинградская правда. — 1977. — 20 ноября.
2. Из писем К. И. Рождественского Н. И. и А. А. Костровым // Русский авангард: Личность и школа. — СПб.: Palace Editions, 2003.
3. Каталог произведений художников Российской Федерации, переданных в дар организациям и учреждениям культуры (1963—1971 гг.). — М.: СХ РСФСР, 1972.
4. Николай Иванович Костров. Выставка произведений: Каталог. — Л.: Художник РСФСР, 1979.
5. Костров Н. И. М. В. Матюшин и его ученики / Публикация и комментарии А. В. Повелихиной // Панорама искусств. — М.: Советский художник, 1990. — № 13.
6. Анна Кострова, Николай Костров. Графика: Каталог выставки. — М.: Советский художник, 1983.
7. Профессор Михаил Матюшин и его ученики: Каталог выставки / Сост., вступ. статья: Н. Несмелов; Музей Академии художеств. — СПб., 2008.
«Зимний пейзаж», 1950-е годы, холст, масло, 53 х 37 см., Самарский областной художественный музей.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.