Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 134. Котьянц Геворк Вартанович (Gevork Kotyants) (1909-1996).

Герой очередного выпуска Альманаха — Геворк Вартанович Котьянц — известный советский художник, живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Геворк Котьянц родился в городе Шуша Елизаветпольской губернии Российской империи. В 1927–1929 годах занимался в частной студии в Пятигорске, самостоятельно изучал творчество выдающихся мастеров прошлого по книгам и репродукциям, писал с натуры. В 1929 стал членом Пятигорского отделения АХР. В 1934–1935 годах занимался на Высших курсах повышения квалификации художников в Ленинграде у Павла Наумова, Алексея Карева, Рудольфа Френца.

После окончания курсов Котьянц работал в Ленинградском горкоме художников. Участник финской кампании. С первых дней Великой Отечественной войны сражался на Ленинградском фронте. Воевал связистом в составе 23-й армии. Орденоносец. После возвращения в Ленинград в 1945–1946 годах преподавал рисунок и живопись в Таврическом художественно-педагогическом училище. К середине 1950-х годов ведущим жанром в его творчестве стал декоративный натюрморт, почти не сковывавший художника в выборе предметов. Редкое чутье тончайших нюансировок цвета позволило Котьянцу постепенно выработать собственный живописный язык. В 1990-е годы работы художника с успехом участвовали в выставках и аукционах русской живописи в Италии, Англии, Франции, Германии.

Произведения Геворка Котьянца находятся в собрании Государственного Русского музея, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, Италии, Франции, Испании, США, Канады и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Геворк Котьянц относится к редким художникам, которые обладают чутьем бытового колорита. Это редкий дар. Мы радуемся этой выставкой, потому что каждый холст построен, задуман, в нем есть свой ключ, гамма. В жизни художника, который пишет и думает, гамма — одна из труднейших проблем построения холста. Здесь есть зеленый, синий, розовый натюрморты, каждый живет своей жизнью и представляет эстетическую находку. Поэтому обогащает и радует нас. Геворк Котьянц обладает хорошим глазом. У него хорошее ощущение, он хорошо видит. Это спасает от информационной живописи, которая часто процветает…» (П. Сидоров, художник).
«Натюрморт», 1967 год, холст, масло, 47 x 55,5 cм., Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Геворк Вартанович Котьянцродился 12 ноября 1909 года в небольшом городке Шуша Елизаветпольской губернии Российской империи в многодетной семье ремесленника-ювелира. Сразу после рождения Геворка семья переехала на Северный Кавказ в город Пятигорск. Здесь, на живописных предгорьях Большого Кавказа, на берегах реки Подкумок и склонах у подошвы горы Машук и южном подножье горы Бештау прошли детство и юность будущего известного живописца.
«Портрет жены», 1962 год, холст, масло, 90 x 80 cм., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Увлечение рисованием Геворку пришло рано, и было оно настолько сильным, что на все остальное просто не хватало времени. Рисовал юный художник всем, что попадалось под руку и на всем, что для этого подходило. Друзья подтрунивали над необычным увлечением юноши, а родители поддерживали, стараясь не чинить препятствий. В школе увлечение не пропало, а наоборот сделало любимым предметом рисование.
«Натюрморт», 1968 год, холст, масло, 48 x 48,5 cм., Ярославский художественный музей.

В 1927 году Геворк начал посещать занятия в частной изостудии известного в те годы в Пятигорске художника Савелия Максимова (1897–1943), выпускника Одесского художественного училища, ученика Кириака Костанди (1852–1921). Параллельно с этим занимался самообразованием, самостоятельно изучая творчество выдающихся мастеров прошлого по книгам и репродукциям. Занятия в изостудии продолжались два года.
«Девушка с персиками», 1970 год, холст, масло, 80 x 64 cм., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

В 1929 году Котьянц был принят в члены Пятигорского отделения Ассоциации художников революции (АХР), а в 1930 году впервые участвовалв художественной выставке в Пятигорске, затем в городах Северного Кавказа Ессентуках, Кисловодске, Минеральных Водах. Молодого художника заметили и в 1931 году пригласили на работу в качестве штатного художника в музей Революции в Пятигорске. Основной тематикой его работ этого времени стали революционные события и установление советской власти в регионе, и несколько его полотен в жанре историко-революционной картины были приобретены в экспозицию музея.
«Завтрак», 1964 год, холст, масло, 40 x 50 cм., Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

В 1933 году Геворк Котьянц был направлен на учебу в Ленинград, где в 1934–1935 годах занимался на Высших курсах повышения квалификации художников у Павла Семёновича Наумова (1884–1942), Алексея Еремеевича Карева (1879–1942) и Рудольфа Рудольфовича Френца(1888–1956). И в это время основной темой произведений Котьянца продолжали оставаться историко-революционные события на Северном Кавказе, а его полотно «Киров в Баку» даже было отмечено второй премией Всероссийской Академии художеств.
«Персики», 1961 год, холст, масло, 36 x 40 cм., Орловский музей изобразительных искусств.

В Ленинграде молодой художник много времени проводил в музеях, посещал многочисленные выставки, знакомился с новыми тенденциями и направлениями в живописи. В эти же годы он открылдля себя искусство французских импрессионистов, произведшее на него неизгладимое впечатление и во многом изменившее направление его собственных творческих поисков.
«Персики», 1964 год, холст, масло, 47 x 50 cм., Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Hестерова, Уфа.

После окончания курсов Котьянц остался жить и работать в городе белых ночей, ставшим для него второй родиной. Как впоследствии отмечал он в своих воспоминания, Ленинград влюбил его в себя сразу с первой встречи и на всю жизнь. Работал Котьянц в Ленинградском городском комитете художников.
«Натюрморт с красками», 1972 год, холст, масло, частное собрание.

В 1936 году его призвали на действительную службу в Красную армию. Он участвовал в финской кампании, а в 1940 году после демобилизации вернулся в Ленинград к творческой работе. 1940 год в творческой биографии Геворка Вартановича ознаменовался приемом его в члены Ленинградского союза советских художников.
«Натюрморт», 1955 год, холст, масло, 46 x 54 cм., Музей изобразительных искусств республики Карелии, Петрозаводск.

22 июня 1941 года Котьянц встретил в Ленинграде. Уже с июля был в рядах действующей армии на Ленинградском фронте. Всю войну прошел связистом в составе 23-й армии. Был дважды ранен, отмечен боевыми наградами, в том числе орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». После демобилизации в 1945 году вернулся в Ленинград и принимал участие в восстановлении города. В 1945–1946 годах преподавал рисунок и живопись в Таврическом художественно-педагогическом училище. Это было время восстановления творческих навыков, утраченных художником в годы войны.
«Натюрморт», 1972 год, холст, масло, частное собрание.

С 1948 года Геворк Котьянц начал активно участвовать в различных художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Он много работал в эти годы. Пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. В поисках собственной темы и собственных выразительных средств, писал портреты, натюрморты, пейзажи, сюжетные композиции.
«Завтрак», 1952. холст, масло, 46,5 x 57,5 cм., Псковский государственный объединенный историко-архитектурныйи художественный музей-заповедник.

Постепенно начал отдавать предпочтение натюрморту, и в конце 1950-х годов ведущим жанром в его творчестве становится декоративный натюрморт, предполагавший широкое разнообразие в выборе предметов и предоставлявший широкие возможности для самых смелых экспериментов в поисках гармонии цветовых сочетаний.
«Натюрморт», 1956 год, холст, масло 40 x 50 cм., Саратовский государственный художественный музей имени А.H. Радищева.

Неповторимый темперамент и удивительноечутье тончайших цветовых сочетаний позволили Геворку Вартановичу пусть медленно, шаг за шагом, но в итоге выработать свой собственный неповторимый живописный язык. Его живописной манере были свойственныусловно-обобщенный рисунок, монументальность формы и удивительная красота декоративных цветовых сочетаний.
«Натюрморт», 1960 год, холст, масло, 50 x 54 cм., частное собрание.

В этой же манере Котьянц создавал не столь многочисленные жанровые композиции и портреты, моделями для которых часто служили жена и дочь художника. Лучшие из них отличают монументальность композиции и изысканность цветовых отношений, позволявшие художнику глубже раскрыть внутреннее содержание образа.
«Студентка» 1969 год, холст, масло, 100 x 100 cм., Музейный комплекс имени И.Я. Словцова, Тюмень.

Творческое наследие Геворка Вартановича Котьянца обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его полотна «Таня» (1956), «Девочка у ручья» (1958),«Портрет Е. С. Костромеевой, учительницы французского языка (жены художника)» (1968) , «Село городу», «Девушка с персиками» (обе 1961 ), «Натюрморт с лимонами» (1969), «Завтрак. Натюрморт» (1964), «Завтрак» (1963), «Мясо. Натюрморт» (1965), «Натюрморт розовый» (1967), «Портрет студентки ЛТИ Татьяны Котьянц» (1971),«Портрет учительницы» (1971),«Виноград» (1972),«Натюрморт» (1972), «Натюрморт зеленый» (1975), «Маки», «Натюрморт с малиновой тряпкой» (обе 1980), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве художника.
«Портрет жены в синем платье» , 1968 год. Холст, масло, 83,5 х 81 см., Вологодская областная картинная галерея.

В 1979 году в Ленинграде и в 1985 году в Москве с большим успехом прошлиперсональные выставки произведений художника. В 1990-е годы работы Геворка Котьянца представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи в Италии, Англии, Франции, Германии, где его творчество приобрело своих новых почитателей.
«Натюрморт. Сливы», 1974 год, холст, масло, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.М. Машкова.

Геворк Вартанович Котьянц скончался 28 августа 1996 года в Санкт-Петербурге на 87-м году жизни. Сегодня произведения художника находятся всобрании Государственного Русского музея, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, Италии, Франции, Испании, США, Канады и других странах.
«Дыня и груши», 1960 год, холст, масло 40,5 x 47 cм., Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Центральный государственный архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8. Д.314.
2. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1954 года: каталог. Л.: Изогиз, 1954.
3. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1955 года: каталог. Л.: Типография СЗРП, 1956.
4. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
5. 1917–1957. Выставка произведений ленинградских художников:каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
6 Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959.
7 Выставка произведений ленинградских художников 1960 года:каталог. Л.: Художник РСФСР, 1963.
«Чёрный виноград», 1950 год, холст, масло, 40 x 50 cм., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.