Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 133. Кранц Владимир Павлович (Vladimir Kranz) (1913-2003).

Герой очередного выпуска Альманаха — Владимир Павлович Кранц — известный советский художник, живописец, пейзажист, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Владимир Кранц родился в городе Моздок. Первые уроки живописи и рисования получил в местной студии у художника А. И. Турбина. В 1934 году приехал в Ленинград, и в 1935 году поступил на архитектурный факультет Ленинградского института инженеров коммунального строительства, который окончил в 1940 году. В 1940–1941 годах работал в Ленизо художником-оформителем. Участник Великой Отечественной войны. С 1947 года занимался в студии С. Г. Невельштейна.

С 1958 года Владимир Кранц участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал пейзажи, жанровые картины, натюрморты. В 1970-е годы приобрел известность как мастер лирического пейзажа. Писал преимущественно живописные окрестности Ленинграда и его пригородов. В 1972 году Владимир Кранц был принят в члены Ленинградского союза художников. В 1970–1980-е годы произведения Владимира Кранца были широко представлены на выставках современной советской живописи в Японии. В 1989–1992 годах его работы с успехом участвовали в выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.

Произведения Владимира Кранца находятся в собрании Государственного Русского музея, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, Франции, Испании, США, Канады и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Владимир Павлович Кранц родился 17 февраля 1913 года в городе Моздок на Северном Кавказе в семье служащего. Отец Владимира работал на почте, а мама вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей. О детских и юношеских годах Владимира Кранца достоверных сведений практически не сохранилось. Известно лишь, что рисовать он начал рано, и это увлечение было настолько сильным, что отодвинуло на второй план все остальные увлечения юного Владимира.
«Март», 1975 год, картон, масло, 40 х 50 см., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».

Неожиданное увлечение сына обрадовало его родителей, весьма далеких от искусства вообще и от живописи в частности. При этом они постарались сделать все возможное для сохранения творческого начала юного художника, а мама старалась всячески способствовать развитию его художественных способностей. Она и привела Владимира в местную изостудию к известному в Моздоке художнику, выпускнику Харьковского художественного училища, большому энтузиасту своего дела Александру Ивановичу Турбину (1878–1944).
«В июле», 1984 год, холст, масло, 50 х 70 см., Ярославский художественный музей.

Опытный педагог оценил природное дарование своего юного ученика и много сделал для формирования его художественного вкуса и обретения им первых профессиональных навыков. Именно Турбин посоветовал Владимиру Кранцу продолжить свое художественное образование на более высоком профессиональном уровне и для этого попытать свое счастье в Ленинграде. В 1935 году талантливый молодой человек отправился в город на Неве, где счастливый случай подарил ему встречу с известным ленинградским архитектором Евгением Адольфовичем Левинсоном (1894–1968). Молодой человек приглянулся известному советскому архитектору.
«Ледоход на Волхове», 1980 год, оргалит, масло, 50 x 70 cм., частное собрание.

Познакомившись с работами Кранца, Левинсон посоветовал ему поступить на архитектурный факультет Ленинградского института инженеров коммунального строительства, выпускником которого он сам являлся, оказал поддержку, и в 1935 году Владимир Кранц стал студентом первого курса архитектурного факультета ЛИИКСа, который успешно окончил в 1940 году. Остался жить и работать в Ленинграде, ставшим для молодого художника второй родиной. В 1940–1941 годах работал художником-оформителем в Ленизо.
«Начало лета», 1975 год, картон, масло 50 x 70 cм, Оренбургский областной музей изобразительных искусств.

22 июня 2941 года Владимир Кранц встретил в Ленинграде. Уже в июле был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. С июля по декабрь 1941 года занимался на инженерных курсах при Ленинградской военно-воздушной академии. По окончании в декабре 1941 года был направлен инструктором в звании техника-лейтенанта в Волчанскую военно-авиационную школу авиамехаников (Сталинабад), где прослужил до конца войны.
«Река Мста», 1976 год, масло, оргалит, 50 x 70 cм., частное собрание.

После Победы и демобилизации в августе 1945 года вернулся в Ленинград. Участвовал в восстановлении города, продолжил прерванную войной работу в Ленизо. В 1947 году, чувствуя потребность в продолжении своего художественного образования, начал посещать занятия в художественной студии замечательного советского художника, живописца, графика и педагога, члена Ленинградской организации Союза художников РСФСР Самуила Григорьевича Невельштейна (1903–1983). Занятия в студии способствовали формированию ярких индивидуальных черт в творчестве Владимира Кранца, опиравшегося на традиции отечественной реалистической школы и натурное письмо.
«Холодный день», 1976 год, оргалит, масло, 49,4 x 69,2 cм., Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Hестерова, Уфа.

При этом Владимир Кранц пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал пейзажи, жанровые картины, натюрморты. Начиная с 1958 года Кранц участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1964 году в Ленинграде состоялась его первая персональная выставка пейзажей. Постепенно в творчестве художника начал преобладать жанр пейзажа, и уже в 1970-е годы Кранц приобрел известность как мастер лирического пейзажа. Писал преимущественно живописные окрестности Ленинграда и его пригородов.
«Мартовское тепло», 1977 год, масло, оргалит, 50 х 70 см., Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

Живопись Владимира Кранца всегда узнаваема. Его живописным работам присуще эпическое звучание и философское обобщение. Художник сумел создать свой собственный индивидуальный стиль, основой которого являлись тончайшие детали рисунка и колорита, объединенные в единое целое чувством ритма, высочайшим вкусом и восхищением непреходящей, вечной красотой живой природы.
«Весеннее Раздолье», 1975 год, холст, масло, 49 х 69,6 см., Музейный комплекс имени И.Я. Словцова, Тюмень.

В 1960–1970 годы художник много и плодотворно работалв домах творчества в Гурзуфе, в Старой Ладоге, на Академической даче, где сблизился с художником В.Ф. Загонеком. В январе 1972 года Владимир Кранц стал членом Ленинградского отделения Союза художников, а в 1973 году оставил работу в Ленизо и полностью посвятил себя активному творчеству. В последующие десять лет, с 1973 по 1983 год, Владимир Павлович работал над созданием тематическогоцикл работ из 44 картин, посвященных Пушкинскому музею-заповеднику, которые он впоследствии передал в дар Пушкиногорью.
«Река Мста», 1975 год, картон, масло, 50 x 70 cм., частное собрание.

1980-90-е годы – период участия Владимира Павловича Кранца в многочисленных зарубежных художественных выставках, где он с успехом представлял отечественное искусство. Ежегодно художник посещал Пушкинские Горы, совершалтворческие командировкина Валаам, Байкал и Урал. Не забывал он и родной город на Неве: в Стрельне, Знаменке, Петергофе, Павловске неизменно находил оносновной материал для своих картин.
«Река Мста», 1975 год, картон, масло, 49 x 70 cм., Самарский областной художественный музей.

Творческое наследие Владимира Павловича Кранца обширно и многогранно. При этом особого внимания заслуживают его картины «После дождя» (1959), «Мартовские тени» (1964), «Берёзы»,(1965), «Весна на Волхове», «Начало мая» (обе 1966), «Старая Ладога», «Апрель» (обе 1969), «Сирень» (1970), «Май» (1971), «В Старой Ладоге» (1974), «Мстинская плотина» (1975), «Любимый город» (1977), «В Гатчинском парке», «Апрель» (обе 1978), «Июль» (1984), «Зимний этюд» (1986), «Ива цветет» (1987), «Соловьиное утро» (1993), «Река Плюсса» (1996), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве живописца.
«В Старой Ладоге» 1974 год, картон, масло 50 x 70 cм., Новокузнецкий художественный музей.

Персональные выставки произведений Владимира Кранца с успехом прошли в Ленинграде (1967, 1977, 1991) и Санкт-Петербурге (1992, 1995, 2002). В 1989–1992 годах его работы неоднократно участвовали в выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции, представляя отечественное искусство на суд взыскательной западной публики. Они также неоднократно воспроизводились в каталогах выставок аукционов русской живописи в Японии, Германии, Франции, Бельгии, Финляндии, США.
«В Гатчинском парке», 1997 год, холст, масло, 40 х 50 см., Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина.

Владимир Павлович Кранц умер 20 июля 2003 года в Санкт-Петербурге на девяносто первом году жизни. Сегодня произведения художника находятся в Государственном Русском музее, Музее обороны и блокады Ленинграда, в собраниях региональных музеев России, а также в частных собраниях в России, США, Японии, Германии, Норвегии, Бельгии и других странах.
«Март. Ближе к вечеру», 1981 год, оргалит, масло, 50 х 70 см., частное собрание.

В 2016 году петербургское издательство «Артиндекс» выпустило альбом на русском и китайском языках, посвященный творчеству В. П. Кранца. Вступительную статью написал известный искусствовед С. Н. Левандовский.
«Март» 1975 год, картон, масло, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Центральный Государственный архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.10. Д.239.
2. В. П. Кранц. Пейзажи Старой Ладоги (1963–1967). Л.: ЛОХФ РСФСР, 1968.
3. Губарев А., Дмитренко А. В простом, казалось бы, мотиве… // Вечерний Ленинград. 1971. 5 января.
4. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1971 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1972.
5. Выставка произведений художников — ветеранов Великой Отечественной войны. Л.: ЛОСХ РСФСР, 1978.
6 Справочник членов Союза художников СССР.М.: Советскийхудожник, 1979. Т. 1.
7. Exhibition of modern Soviet Painting. 1983. Gekkoso Gallery. Catalogue. Tokyo, 1983.
«На острове Валаам», 1974 год, картон, масло, 47 x 57 cм, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.