Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 132. Литвинский Пётр Петрович (Peter Litvinsky) (1927-2009).

Герой очередного выпуска Альманаха — Пётр Петрович Литвинский — известный советский и российский живописец, педагог, заслуженный художник Российской Федерации, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Пётр Литвинский родился в Ленинграде. В 1948 году окончил Ленинградское художественно-педагогическое училище и в 1949 году поступил на отделение живописи ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Занимался у Петра Белоусова, Ивана Степашкина, Ивана Сорокина, Рудольфа Френца. В 1955 году Пётр Литвинский окончил институт по мастерской Рудольфа Френца с присвоением квалификации художника живописи.

С 1952 года Пётр Литвинский участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал батальные, жанровые и исторические композиции, пейзажи, портреты, натюрморты. В 1960 году был принят в члены Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Преподавал живопись и рисунок в Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной (1962–1979), в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена (1979–1984), в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова (1984–1986), в Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве (с 1987 года, проректор с 1989).

Произведения Петра Литвинского находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, Франции, Испании, США, Канады и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Пётр Петрович Литвинский родился 7 ноября 1927 года в Ленинграде в семье служащих. Его родители были культурными и образованными людьми: отец работал инженером на крупном оборонном предприятии, а мама – врачом в одной из больниц города. Пётр был долгожданным и желанным ребенком в семье, рос в любви и заботе близких.
«Церковь Симеона и Анны в Санкт-Петербурге. Моховая 48», 1956 год, бумага, гуашь, 58,5 х 40,5 см., частное собрание.

В семье всячески приветствовались любые проявления творчества, и Пётр с детства увлекся рисованием и музыкой, что родители, в особенности мама, сама увлекавшаяся в молодости вокалом, всячески поддерживали. Посещая музыкальную и художественную студии, Пётр долго не мог отдать предпочтение какому-либо одному из своих увлечений, и можно предположить, что не выбери он живопись, в музыке его успехи были бы столь же значительны.
«Песня мира», 1951 год, холст, масло, 59 х 100 см., Государственный Русский музей.

К счастью для поклонников его живописного таланта, любовь к холсту и маслу у юного Петра Литвинского оказалась сильнее любви к скрипичным вибрациям, и хоть и называют наиболее распространенный струнный смычковый инструмент королевой оркестра, кисть и палитра оказались для него ближе и роднее. При этом он все-таки закончил перед войной класс скрипки и по отзывам современников «на пиле играл виртуозно, и это была какая-то неземная, космическая, волшебная музыка. Он был тогда так счастлив, у него было все, о чем он мечтал…».
«Вид из окна на реку Мойку», 1970-е годы, холст, масло, 63,5 х 41,5 см., частное собрание.

22 июня 1941 года 13-летний Пётр Литвинский встретил в Ленинграде. Вместе со всеми пережил все ужасы первой самой тяжелой блокадной зимы. И далее все дни, недели и месяцы страшной блокады вплоть до ее снятия в конце января 1944 года вместе с родителями оставался в сражающемся городе на Неве. После снятия блокады вместе со всеми помогал в восстановлении города. После окончания средней школы поступил и в 1948 году с отличием окончил Ленинградское художественное училище, располагавшееся в те годы на Таврической улице, 35, давшей учебному заведению неофициальное название Таврическое училище.
«Комсомольцы 20-х годов», 1962 год, холст, масло, Государственая Третьяковская галерея, Москва.

В 1943 году после прорыва вражеской блокады Таврическое училище первым среди художественных учебных заведений Ленинграда возобновило свою работу. В 1943‒1944 годах в нем занимались и студенты Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, оставшиеся в блокадном городе. В 1949 году Пётр Литвинский поступил на отделение живописи ЛИЖСА имени И. Е. Репина, добившись своей заветной мечты переступить порог знаменитого здания на Университетской набережной, 17 – храма трех основных искусств. Петру Литвинскому посчастливилось заниматься у выдающихся преподавателей ЛИЖСА первых послевоенных лет. Его педагогами в разные годы обучения были Петр Петрович Белоусов (1912–1989), Иван Петрович Степашкин (1882–1960), Ивана Васильевич Сорокин (1922–2004), Рудольф Рудольфович Френц (1888–1956). Петру Петровичу нравился процесс обучения в Репинке, а педагогам правился этот трудолюбивый и уверенный в своих силах студент, последовательно осваивавший далеко не простой академический курс.
«Березы», 1950-е годы, холст, масло, 110 х 85 см., Вологодская областная картинная галерея.

На третий год обучения, когда пришло время выбора персональной мастерской наставника на последующий период обучения в институте, Литвинский выбрал творческую мастерскую выдающегося советского художника-живописца, педагога, руководителя батальной мастерской ЛИЖСА профессора Рудольфа Рудольфовича Френца. Быстро пролетели счастливые годы учёбы, и в 1955 году, когда пришло время окончания художественного вуза, Литвинский, заканчивая институт по мастерской Френца, представил художественному совету свою дипломную выпускную работу — историческое полотно «Евпатий Коловрат», посвященное русскому воину времен монгольского нашествия XIII века, герою русского эпоса и многих литературных произведений. Высший балл, полученный у членов совета, принес автору диплом об окончании ЛИЖСА имени И.Е. Репина и квалификацию художника живописи.
«Евпатий Коловрат», 1955 год , холст, масло, Комитет по экологии Государственной Думы России.

После окончания Репинки Пётр Литвинский остался жить и работать в городе на Неве. Пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал батальные, жанровые и исторические композиции, пейзажи, портреты, натюрморты. В 1960 году был принят в члены Ленинградской организации Союза художников РСФСР. С 1952 года участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Живописную манеру художника 1950–1960-х годов отличают энергичный мазок, насыщенный колорит, мастерское владение пленэром и искусная передача тональных отношений. В последующем в творчестве Литвинского произошло заметное усиление декоративности живописи, локальности цвета и конструктивной роли цветового пятна, обобщенности рисунка.
«Северный город», 1977 год, 43,5 х 121 см., оргалит, масло, Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

В 1962 году начался период преподавательской деятельности Петра Петровича Литвинского. Преподавал живопись и рисунок в Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной (1962–1979), в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена (1979–1984), был профессором в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова (1984–1986), в Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве (с 1987 года, проректор с 1989). Литвинскому удалось вырастить целую плеяду замечательных художников – своих учеников: Наталью Царькову — персонального живописца портретов Иоанна Павла Второго, Михаила Майорова — ведущего художника мастерской Ильи Глазунова, Михаила Яковлева — одного из ведущих художников Чувашии. Его ученики в последующем работали в Греции, Испании, Италии, Германии, Финляндии, Швейцарии. Среди них живописцы, скульпторы, графики, керамисты, кузнецы, мастера народных промыслов. В 1996 году художник был удостоен высокого звания «Заслуженный художник Российской Федерации».
«Натюрморт», 1968 год, холст, масло, 100 х 55 см., частное собрание.

Мастерская художника долгое время находилась в здании Московского универмага, на верхнем этаже, причем эта мастерская была на двоих, на пару с Леонидом Яковлевичем Мироновым, талантливым ленинградским живописцем и большим другом Петра Петровича. Им было комфортно работать вместе, оба художника были незлобивые, хорошо воспитанные и с большим чувством юмора, что так важно в совместной работе в общей мастерской.
«Весна в Ленинграде», 1961 год, оргалит, масло, 60 х 30 см., Орловский музей изобразительных искусств.

Оба художника пережили блокаду Ленинграда в юном возрасте, и это трудное испытание научило тогда людей бережно относиться друг к другу. Позже Пётр Петрович получил уже свою персональную шикарную мастерскую с камином до потолка, облицованным кафельными изразцами в старинном доме на Кирочной улице, у метро «Чернышевская». Эта мастерская раньше принадлежала художнику Маковскому.
«Мы новый мир построим»(соавторы В.И.Рейхет, В.Т.Скрябин), 1960 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Творческое наследие Петра Петровича Литвинского велико и разнообразно. При этом особого внимания заслуживают его произведения «Туман» (1958), «Мама», «Нина» (обе 1960), «Весна в городе» (1961), «У Гостиного двора», «Дождь на Невском» (обе 1964), «Натюрморт», «Рябинка» (обе 1968), «Ледоход» (1969), «Русские летописи» (1971), «Кировский завод» (1974), «Автопортрет» (1976), «Площадь Победы» (1977), «Жаркое лето» (1979), «Колокольчики», «Лесная земля» (обе 1985), «Куликовская битва» (триптих, 1976–1986), «Слово о Евпатии Коловрате» (1980–1986), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве художника.
«Рябинка», 1968 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств республики Карелии.

Пётр Петрович Литвинский был женат на Нине Петровне Петролли (Любовской) (1924–1978), известном художнике и писателе, авторе сборника рассказов и повестей «Первое лето», вышедшего в ленинградском отделении издательства «Советский писатель» в 1975 году. Повесть «Роза из Банькова», включенная в книгу, описывает взаимоотношения в среде ленинградских художников. Рецензияна книгу была написана в свое время Сергеем Донатовичем Довлатовым (1941–1990).
«Карточный домик», 1974 год, холст, масло, частное собрание.

Пётр Петрович Литвинский скончался 8 июля 2009 года в Москве на 82-м году жизни. Сегодня произведения художника находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, в художественных музеях и частных собраниях в России, Франции, Испании, Германии, США и других странах. Около четырехсот работ Петра Литвинского было закуплено Музеем современного искусства в Испании.
«Дождливый день на Невском проспекте», 1970-е годы, оргалит, масло, 13 х 14,5 см, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т. 2.
2. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
3. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959
4. Республиканская художественная выставка «Советская Россия»:каталог. М.: Советский художник, 1960.
5. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года:каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961.
«Весна в Авнах», 1987 год, холст, масло, 50 х 102 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.