Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 131. Лавренко Борис Михайлович (Boris Lavrenko) (1920-2001).

Герой очередного выпуска Альманаха — Борис Михайлович Лавренко — замечательный жанровый живописец, педагог, народный художник России, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Борис Лавренко родился Ростове-на-Дону. В 1936 году поступил в Ростовское художественное училище. В 1940 году с пятого курса был призван в Красную армию. Фронтовик. Орденоносец. Воевал на Центральном и 1-м Белорусском фронтах. В 1952 году окончил Ленинградской институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по мастерской профессора Рудольфа Френца.

Борис Лавренко участвовал в выставках с 1936 года. Писал портреты, жанровые и тематические картины, пейзажи, натюрморты. Персональные выставки художника проходили в Ленинграде (1972, 1986), Москве (1972), Ростове-на-Дону (1972), Санкт-Петербурге (1996).
С 1954 года преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Кандидат искусствоведения (1983). Профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1985).В 1989–1992 годах работы художника с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.

Произведения Бориса Лавренко находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, Франции, Великобритании, КНР, США, Японии, Германии, Италии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Борис Михайлович Лавренко родился 6 мая 1920 года в Ростове-на-Дону в простой рабочей семье. Достоверных сведений о детских и юношеских годах будущего художника, проведенных на родине в старинном городе со славной многовековой историей, основанном еще в середине XVIII века по Высочайшему Указу играмоте императрицы российской Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года, к сожалению, не сохранилось.
«Лето», 1985 год, картон, масло, 47 x 55 см., Ярославский художественный музей.

Известно лишь, что рисовать Борис начал рано, увлеченно, где придется и на чем придется, используя для этого любой подручный материал. Увлечение рисованием было настолько сильным, что вскоре отодвинуло на второй план все остальные детские занятия юного Бориса, удивив друзей и обрадовав родителей, весьма далеких от искусства.
«Красный дом», 1985 год, холст, масло, 47 x 35 см., частное собрание.

Не угасло это увлечение и в школе, благодаря чему рисование стало любимым школьным предметом юноши, а успех одной из его работ на городской выставке школьного творчества позволил юному художнику поверить в свои силы и определиться с выбором своего дальнейшего жизненного пути.
«Сенокос», 1958 год, оргалит, масло, 29 x 17 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

В 1936 году после окончания 8-го класса средней школы Борис Лавренко поступил в Ростовское художественное училище. Ему повезло с педагогами в училище, одним из которых стал замечательный советский художник, автор сюжетно-тематических композиций, портретист, пейзажист и большой энтузиаст своего дела Александр Михайлович Черных (1895–1964).
«Собрание», 1955 год, картон, масло, 28 x 18 см., частное собрание.

Опытный педагог по достоинству оценил природное дарование своего нового ученика, выделяя его среди сверстников кроме всего прочего за удивительную работоспособность и неуемное желание учиться любимому искусству. Он много занимался с талантливым студентом индивидуально, знакомя его с секретами профессии, и впоследствии удостоился самых теплых слов в воспоминаниях Бориса Михайловича.
«Русь», 1969 год, холст, масло, Музей русской живописи и прикладного искусства, Санкт-Петербург.

В 1940 году с пятого курса училища Борис Лавренко был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Был направлен на курсы подготовки младших командиров артиллерийских расчетов. Уроки недавно закончившейся войны с белофиннами требовали существенных изменений в системе воинской подготовки, и молодой воин настойчиво изучал военное дело.
«Дороги войны» 1967 год, холст, масло, 145 х 210 см., Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова.

Начало Великой Отечественной войны Борис Михайлович встретил, обучаясь на курсах артиллеристов, но вскоре был направлен в действующую армию и боевое крещение принял в качестве командира орудия в тяжелых боях на подступах к Москве. Воевал на Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Как артиллерист прошел весь нелегкий путь от Москвы до Берлина. Был награжден орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За оборону Москвы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Его фронтовые рисунки, этюды, портреты интересны как с исторической и документальной, так и художественной стороны.
«Возвращение», 1980-1982 годы, холст, масло, 170 х 220 см., Брянский областной художественный музейно-выставочный центр.

После окончания войны и демобилизации Борис Лавренко вернулся на родину и продолжил обучение в художественном училище, которое окончил в 1946 году. В этом же году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Знаменитое здание на Университетской набережной, 17 — храм трех основных искусств — на последующие шесть лет стало родным домом для талантливого самородка с берегов Дона.
«В роддоме» , 1950-е годы, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея.

Борису Лавренко посчастливилось заниматься у прекрасных преподавателей Репинки того послевоенного времени. Его педагогами в разные годы обучения были Генрих Васильевич Павловский (1907–1973), Иосиф Александрович Серебряный (1907–1979), Михаил Иванович Авилов (1992–1954), Иван Петрович Степашкин (1882–1960), Пётр Петрович Белоусов (1912–1989), Борис Владимирович Иогансон (1893–1973). Борису Михайловичу нравилось учиться в Репинке, а педагогам правился этот спокойный и талантливый студент, уверенно осваивавший далеко не простой академический курс.
«Деревня», 1974 год, холст, масло, 46 x 33 см., Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

На третьем курсе, когда настало время выбора персональной мастерской наставника для продолжения обучения, Лавренко без колебаний выбрал творческую мастерскую выдающегося советского художника-живописца, педагога, руководителя батальной мастерской ЛИЖСА профессора Рудольфа Рудольфовича Френца (1888–1956).
«Академия Художеств», 1981 год, холст, масло, 84 x 50 см., Pirra Art Gallery, Турин, Италия.

Годы обучения в институте пролетели на удивление быстро, и в 1952 году, когда пришло время окончания художественного института, Борис Лавренко представилна суд художественного совета свою дипломную выпускную работу — жанровую картину «На колхозном стадионе». Высший балл, полученный у членов совета, принес автору диплом с отличием и долгожданную квалификацию художника живописи.
«Цветущий луг», 1997 год, холст, масло, 70 x 50 см., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

Прекрасная защита диплома и получившее соответствующую оценку мастерство выпускника способствовали тому, что сразу после завершения обучения Борис Лавренко был приглашен на стажировку в творческую мастерскую Академии художеств СССР под руководством Бориса Владимировича Иогансона, а с 1954 года он начал и свою преподавательскую деятельность в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина АХ СССР.
«Зимний день», 1968 год, холст, масло, 70 x 50 см., Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

После окончания института Борис Михайлович пробовал свои силы в различных художественных стилях, работая в разных техниках. Он с одинаковым успехом писал портреты, жанровые и тематические картины, пейзажи, натюрморты.
«Цветущие розы», 1982 год, холст, масло, 63 x 43 см., Чувашский государственный художественный музей.

Творческую манеру художника всегда отличало широкое письмо, энергичный мазок, искусная передача тональных отношений и состояний световоздушной среды, осязаемой материальности объемов и форм. В более поздних же произведениях мастера в 1970–1980-х годах произошло заметное усиление декоративности колорита и обобщенности формы.
«Село Валентиновка», 1986 год, холст, масло, 70 x 55 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Борис Лавренко активно участвовал в различных художественных городских, республиканских и всесоюзных выставках начиная с 1936 года. Персональные выставки художника проходили в Ленинграде (1972, 1986), Москве (1972), Ростове-на-Дону (1972), Санкт-Петербурге (1996).
«Деревня в Средней Азии», 1971 год, холст, масло, 35 х 45 см., Государственный музей изобразительных искусств Туркменистана.

Был он участником многочисленных международных выставок советского искусства: в Варшаве (1955), Пекине (1958), Париже (1990) и Турине (1995). После успешной защиты в 1983 году Борису Михайловичу была присвоена ученая степень кандидата искусствоведения.
«Берег моря», 1980 год, холст, масло, 36 x 24 см., Самарский областной художественный музей.

В 1985 году он стал профессором Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, заведующим персональной мастерской и графическим отделом института. В 1976 году Борису Лавренко было присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». В 1994 году было присвоено почетное звание «Народный художник Российской Федерации».
«Домик в лесу», 1984 год, холст, масло, 55 x 41 см., Pirra Art Gallery, Турин, Италия.

Борис Михайлович Лавренко считается одним из крупнейших представителей ленинградской школы живописи. Он был членом Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР) с 1953 года, лауреатом серебряной медали имени М. Грекова Министерства Культуры СССР и Союза художников СССР (1980).
«Дулевский фарфор» 1985 год, холст, масло, частное собрание.

В 1989–1992 годах работы художника с успехом представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.
«На реке Эльбе», 1968 год, картон, масло, 29 х 34 см., Ростовский областной музей изобразительных искусств.

Борис Михайлович Лавренко скончался 7 июня 2001 года в Санкт-Петербурге на 82-м году жизни. Был похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Сегодня полотна Бориса Михайловича Лавренко украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Музея Академии художеств в Санкт-Петербурге, Музея истории города в Санкт-Петербурге, Государственного центрального музея современной истории России в Москве, Дирекции выставок Художественного фонда России в Москве, Государственного музея изобразительных искусств Туркмении в Ашхабаде, картинных галерей и художественных музеев Арзамаса, Костромы, Новгорода, Ростова, многочисленных частных коллекций в России, Италии, Франции и Японии.
«Отражение на воде», 1986 год, холст, масло 44 x 35 см., Музей Академии художеств Санкт-Петербург.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Советская Россия. Республиканская художественная выставка. М.: Советский художник, 1960.
2. Дмитренко А. Борис Михайлович Лавренко: каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1972.
3. Пушкарев В. Наш современник. Л.: Аврора, 1972.
4. Изобразительное искусство Ленинграда: каталог выставки/ под ред. В.Пушкарева. Л.: Художник РСФСР, 1976.
5. Гапеева В., Гусев В., Цветова А. Изобразительное искусство Ленинграда. Л.: Художник РСФСР, 1981.
6. Балакина Н. Борис Михайлович Лавренко: каталог выставки. Л.: Художник РСФСР,1986.
7. L`Ecole de Leningrad. Druot Richelieu. Catalogue. Paris, 1990.
8. Пидемский Б.М. Войнанародная. 1941–1945: Великая Отечественная война в произведениях живописи. СПб.: Аврора, 1995.
«Встреча», 1997 год, холст, масло, 20 x 24,5 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.