Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 130. Румянцева Капитолина Алексеевна (Kapitolina Rumiantseva) (1925-2002).

Герой очередного выпуска Альманаха — Капитолина Алексеевна Румянцева — замечательный советский художник, живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Капитолина Румянцева родилась в Ленинграде. В 1945–1950 годах занималась в Ленинградском художественно-педагогическом училище у Г. Шаха, Д. Рязанской, В. Петровой, М. Шуваева.

С 1950 по 1969 год преподавала рисование в школах Московского и Василеостровского районов Ленинграда. С 1969 года работала художником в цехе станково-монументальной живописи Комбината живописно-оформительского искусства. Одновременно с начала 1950-х много работала творчески, в основном в жанре пейзажа и натюрморта. С 1970 года участвовала в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1973 году была принята в члены Ленинградского союза художников. Писала преимущественно натюрморты, пейзажи, а также жанровые композиции. Наибольшую известность и признание получили натюрморты с цветами и фруктами.

Произведения Капитолины Румянцевой находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, США, Норвегии, Бельгии, Италии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Капитолина Алексеевна Румянцева родилась 16 декабря 1925 года в Ленинградев интеллигентной семье, подарившей городу на Неве и всему отечественному искусству двух замечательных художников, оставивших заметный след в нашей культуре. Отец Капитолиныв свободное от работы время играл в народном театре, а мама, имея прекрасный голос, занималась вокалом и музицировала на фортепьяно.
«Натюрморт с фруктами», 1965 год, холст, масло, 64,5 x 84,5 cм., частное собрание.

В гостеприимном доме Румянцевых всегда было людно, здесь часто бывали друзья, так или иначе связанные с искусством, поэтому нет ничего удивительного в том, что Капитолина и ее сестры Галина и Элеонора в раннем возрасте проявили живой интерес и, как выяснилось, незаурядные способности к рисованию, которые мама девочек старалась всячески развивать. В семье всегда поддерживались любые проявления творчества, что очень нравилось сестрам.
«Цветы на окне», 1980 год, картон, масло, 70 х 48 см., Вологодская областная картинная галерея.

В доме были книги по искусству, а местный художник по просьбе мамы девочек в течение нескольких предвоенных лет обучал сестер азам художественного мастерства. Война прервала эти занятия, но Капитолине и младшей Галине эти занятия в дальнейшем очень помогли в жизни. С началом войны сестры были отправлены родителями к родственникам в глубокий тыл, где и провели тяжелые военные годы, вернувшись домой летом 1944 года, когда город только начинал приходить в себя после тяжелых и кровопролитных боев с врагом.
«Гладиолусы», 1989 год, холст, масло, 81 х 58 см., Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Окраины города являлись фактически рубежом обороны осажденного Ленинграда. Там велись тяжелые оборонительные бои, за Сестрорецком начиналась оккупированная территория. После возвращения из эвакуациисестры участвовали в восстановлении города, расчистке завалов и наведении порядка на улицах и во дворах. Дом, где проживала до войны семья Румянцевых, по счастью, сохранился, и девочкам было где жить и заниматься любимым творчеством, когда выдавалось свободное время.
«Пионы», 1990 год, холст, масло, 67,5 x 59,5 cм., частное собрание.

В 1945 году, сразу после окончания войны, Капитолина поступила в ленинградское Таврическое художественно-педагогическое училище (ЛХПУ), которое еще в 1943 году сразу после прорыва вражеской блокады первым среди художественных учебных заведений Ленинграда возобновило свою работу. Она не мыслила своего будущего без живописи, и родители одобрили ее выбор.
«Пионы», 1971 год, картон масло, 60 x 50 cм., Самарский областной художественный музей.

Пять лет продолжалось обучение Капитолины Румянцевой в Таврическом училище. Ее педагогами в период обучения выступили Георгий Александрович Шах (1903–1977), Вольф Бенетович Симберг (1913–1996),Валентина Владимировна Петрова (1922–2018) и Михаил Кузьмич Шуваев (1913–1998).
«Пионы», 1991 год, холст, масло, 80 x 60 cм., Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

После окончания ЛХПУ Капитолина Румянцева осталась жить и работать в родном Ленинграде. В отличие от сестры Галины не стала продолжать обучение, а начала свою трудовую деятельность. С 1950 по 1969 год преподавала рисование в школах Московского и Василеостровского районов Ленинграда. С 1969 года работала художником в цехе станково-монументальной живописи Комбината живописно-оформительского искусства.
«Пионы», 1991 год, холст, масло, 80 x 60 cм., Орловский музей изобразительных искусств.

Одновременно с начала 1950-х годовактивно занималась творчеством. В поисках собственного стиля постоянно экспериментировала, пробовала свои силы в различных художественных жанрах, работалав разных техниках.С одинаковым успехом писалапортреты, пейзажи, жанровые композиции. Близким по духу в те годы оказался ей и городской пейзаж.
«Сирень», 1991 год, холст, масло, 70,5 x 50 cм., частное собрание.

Постепенно предпочтение в своем творчестве стала отдавать жанру натюрморта, а наибольшую известность и признание получили еенатюрморты с цветами и фруктами. Живописная манера Румянцевой развивалась в направлении усиления декоративности и локальности цвета при сохранении интереса к предмету, передаче его фактуры и материальной осязаемости. Создаваемые ей образы неизменно исполнены лиризма и поэтического звучания.
«Натюрморт с апельсином», 1969 год, картон, масло, 69 x 49 cм., частное собрание.

В 1956 году в жизни Капитолины Алексеевны произошло радостное событие — онавышла замуж за известного ленинградского художника Виктора Семёновича Вильнера, приняв фамилию мужа. После развода в 1970 году вернула свою девичью фамилию. Начиная с 1970 года Капитолина Румянцева активно участвовала в различных художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1973 году была принята в члены Ленинградского союза художников. В начале 1990-х годов работы Капитолины Алексеевны Румянцевой в составе экспозиций произведений ленинградских художниковуспешно представляли отечественное искусство на целом ряде зарубежных выставок.
«Цветы на окне», 1991 год, холст, масло, 71 x 55 cм., Тверская областная картинная галерея.

Творческое наследие Капитолины Алексеевны Румянцевойвелико и разнообразно, при этом особоговнимания заслуживают ее картины «Натюрморт с фруктами» (1965), «Натюрморт с дыней» (1968), «Натюрморт с белой чашкой» (1969), «Натюрморт с апельсином», «Пионы» ( обе 1971), «Натюрморт с яблоневыми ветками» (1973), «В саду ранней весной» ( 1974), «После дождя» (1980), «Осень в Озерках» (1985), «Осенью» (1987), «Пионы» (1990), «Сирень» (1991), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве живописца.
«Натюрморт с ветками яблони», 1973 год, холст, масло, 77 х 55 см., Ярославский художественный музей.

Капитолина Алексеевна Румянцева скончалась 8 августа 2002 года в Санкт-Петербурге на 77-м году жизни. Сегодня ее произведения украшают экспозициимногих художественных и краеведческих музеев, а также частных собраний в России, Франции, США, Норвегии, Бельгии, Италии и других странах.
«Пионы», 1991 год, холст, масло, 80 x 60 cм., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Живопись 1940–1990 годов. Ленинградская школа. Выставка произведений. СПб.: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1996.
2. Этюд в творчестве ленинградских художников. Выставка произведений: каталог. СПб.:Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1994.
3. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987.
4. Sots’Art a St Petersbourg. Catalogue. St Germain enLaye: 23 Fevrier 1992.
5. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школаСПб.: НП-Принт, 2007.
6. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983.
7. Связь времен. 1932–1997. Художники — члены Санкт-Петербургского союза художников России: каталог выставки. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1997.
«Натюрморт с белой чашкой для чая», 1969 год, холст, масло 70 x 50 cм., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.