Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 128. Татаренко Александр Александрович (Alexander Tatarenko) (1925-1999).

Герой очередного выпуска Альманаха — Александр Александрович Татаренко — замечательный советский российский живописец и педагог, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградского Союза художников), представитель ленинградской школы живописи.

Александр Татаренко родился в городе Очакове Николаевской области. Фронтовик. Орденоносец. В 1950 году поступил на архитектурный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, однако затем перешел на факультет монументальной живописи Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Занимался у Степана Привиденцева, Ивана Степашкина, Петра Бучкина, Кирилла Иогансена. В 1955 году окончил ЛВХПУ имени В. И. Мухиной, представив дипломную работу — эскиз панно-триптиха на тему «Молодежный карнавал в Бухаресте».

С 1960 года участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал городские и ландшафтные пейзажи, портреты, жанровые композиции, этюды с натуры. Занимался станковой и монументальной живописью, реставрацией. Преподавал на кафедре общей живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной. В 1955 году был принят в члены Ленинградского союза художников. В 1989–1992 годах работы художника с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.

Произведения Александра Татаренко находятся в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, США, Украине, Финляндии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Александр Александрович Татаренко родился 5 октября 1925 года в городе Очакове Николаевской области в семье военного моряка. С детства мечтал о море, как и большинство его сверстников, при этом имея перед ними существенное преимущество — отец неоднократно брал его с собой на службу, и последующие рассказы юного Александра об уведенных вблизи военных кораблях делали его главным героем среди друзей по улице и двору.
«Река Оккервиль у деревни Кудрово», 1993 год, холст, масло, 50 х 70 см.,частное собрание.

Мама Александра занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием сына-сорванца, детство и юность которого прошли в небольшом украинском провинциальном городке, весь центр которого можно было обойти за час медленным шагом, с одно- и двухэтажной застройкой в центре.
«Зеленые шаланды. Очаков», 1986 год, холст, масло, 15 х 20 см., Выставка ТАТАРЕНКО А.А..»Море, чайки, белый пароход», Одесский художественный музей.

«Берег и море. Одесса», 1977 год, холст, масло, 15 х 20 см., Выставка ТАТАРЕНКО А.А..»Море, чайки, белый пароход», частное собрание.

Очаков, расположенный в степной зоне юга Украины, как раз в той его части, где слившиеся воедино воды Днепра и Буга впадают в Черное море, имел славную, почти шестисотлетнюю историю. Этой историей очень гордились местные жители, для которых их родной городок представлял собой тихое и сонное царство зимой и наполненный отдыхающими, бурлящий эмоциями и страстями центр вселенной летом.
«Берег моря. Облака. Очаков», 1980 год, картон, масло, 15 х 20 см., частное собрание.

«Корабли у берега. Очаков», 1990 год, картон, масло, 15 х 20 см., Выставка ТАТАРЕНКО А.А..»Море, чайки, белый пароход», частное собрание.

И всех их манило в славный Очаков то, чем местные мальчишки и девчонки могли совершенно беззастенчиво пользоваться все теплое время гора — ласковое море, бескрайние песчаные пляжи и солнце, общение с которым неизменно отодвигало на второй план все остальные житейские дела. При этом была еще одна достопримечательность у города — вода около Очакова была не чисто морская, а перемешивалась с речной из Днепра и Южного Буга. Соответственно, если ветер дул из владений Посейдона — купание происходило по большей части в морской воде, а если, наоборот — в наполовину пресной.
«Корабельное кладбище», 1953 год, холст, масло, 41 х 50 см., Музейный комплекс имени И.Я. Словцова, Тюмень.

В Очакове Александр пошел в школу, а в школе увлекся рисованием, удивив этим родителей, которые были весьма далеки от искусства, а потому на первых порах не обративших особого внимания на это увлечение сына. Лишь спустя некоторое время, видя несомненные успехи юного Александра в рисовании, мама отвела его за руку в студию ИЗО при местном доме пионеров. Студия располагалась в городском Свято-Николаевском соборе, служившим до 1930 года крепостной церковью и лишь затем переоборудованном в дом для местной пионерии. Александр посещал студию с 1935 и по 1941 год, делал большие успехи и планировал продолжить свое обучение в Одессе или Харькове, но планам помешала война.
«Цветы с поля и кактус», 1956 год, холст, масло, 75 х 56 см., Орловский музей изобразительных искусств.

В 1942 году Александр Татаренко был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии и направлен на учебу в Бакинское зенитное училище, откуда до окончания курса был откомандирован командиром зенитного орудия под Сталинград. Участвовал в боях, был тяжело ранен. Уже после излечения на основании личной просьбы, изложенной в рапорте командованию, был мобилизован во флот. Служил сначала на Каспийском море, затем с 1944 по 1950 год в Ленинграде. Все эти годы продолжал заниматься живописью, делая фронтовые зарисовки, портреты сослуживцев и жанровые работы на военные темы.
«На Мойке в Ленинграде», 1978 год, картон, масло, 15 х 20 см., частное собрание.

В 1950 году Татаренко принял окончательное решение посвятить свою жизнь искусству, демобилизовался и, как недавний фронтовик, по квоте без экзаменов, был принят на первый курс архитектурного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, однако затем перевелся на факультет монументальной живописи Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной.
Учителями Татаренко в ЛВХПУ выступили замечательные педагоги училища тех первых послевоенных лет: Степан Иванович Приведенцев (1916–1990), Иван Петрович Степашкин (1882–1960), Петр Дмитриевич Бучкин (1886–1965) и Кирилл Леонардович Иогансен (1909–1980).
«Дом рыбака на Онежском озере», 1950-е годы, холст, масло, 50 х 59 см., Самарский областной художественный музей.

«Нева», 1982 год, картон, масло, 15 х 20 см., Музей изобразительных искусств республики Карелии, Петрозаводск.

Александру Татаренко нравилось учиться в ЛВХПУ, а педагогам импонировал этот спокойный и уравновешенный студент, уверенно осваивавший далеко не простой академический курс. Природное дарование и удивительная работоспособность выделяли его среди сокурсников и заслуживали уважения. В 1955 году Александр Александрович Татаренко успешно окончил ЛВХПУ, представив дипломную работу — эскиз панно-триптиха на тему «Молодежный карнавал в Бухаресте».
«На Мойке зимой», 1987 год, картон, масло, 14,5 х 23 см., Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина.

После окончания ЛВХПУ Александр Татаренко остался жить и работать в Ленинграде. В поисках собственного стиля пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал городские и ландшафтные пейзажи, портреты, жанровые композиции, этюды с натуры. В 1955 году был принят в члены Ленинградского союза советских художников.
«Берег моря. Одесса», 1976 год, холст, масло, 15 х 20 см., Выставка ТАТАРЕНКО А.А..»Море, чайки, белый пароход», частное собрание.

«Рыбаки в баркасах. Днепро-Бугский лиман. Очаков», 1985 год, холст, масло, 15 х 20 см., Выставка ТАТАРЕНКО А.А..»Море, чайки, белый пароход», Сочинский художественный музей имени Дмитрия Жилинского.

Александр Александрович работал по договорам с Комбинатом живописно-оформительского искусства (КЖОИ) ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР, занимался реставрационными и оформительскими работами, монументальной и станковой живописью. Преподавал на кафедре общей живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной.
«Казанский собор в Ленинграде», 1982 год, картон, масло, 15 х 20 см., частное собрание.

Художник отдавал предпочтение работе на пленэре, однако в 1970-х годах его пленэрное письмо, основанное на тональном колорите и внимании к передаче световоздушной среды, меняется в сторону усиления экспрессии и декоративности образа, условности композиции и колорита. С 1960 года Татаренко активно участвовал в различных художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.
«Пляж. Очаков», 1989 год, холст, масло, 15 х 20 см., Выставка ТАТАРЕНКО А.А..»Море, чайки, белый пароход», частное собрание.

«Корабль в море. Очаков», 1986 год, холст, масло, 15 х 20 см., Выставка ТАТАРЕНКО А.А..»Море, чайки, белый пароход», Сочинский художественный музей имени Дмитрия Жилинского.

Персональные выставки художника состоялись в Ленинграде в 1962 и 1981 годах, в Одессе в 1963 и 1982 годах, во Львове в 1983 году. В 1989–1992 годах работы художника с успехом представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.
«Суда в порту. Одесса», 1980 год, картон, масло, 15 х 20 см., частное собрание.

«Одесса. Потемкинская лестница. Вечер», 1980-е годы, картон, масло, 15 х 20 см, Выставка ТАТАРЕНКО А.А..»Море, чайки, белый пароход», частное собрание.

Творческое наследие Александра Татаренко обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его произведения «Кузнецы Одесского судоремонтного завода» (1952), «Одесса. Корабельное кладбище» (1953), «Море зовет» (1955), «Черноморцы» (1967), «Факельное шествие в Одессе в праздник Дня Победы» (1969), «Скрипач» (1974), «Петроградский день. 1917 год» (1977), «Ночь в Венеции» (1983), «Салют на Неве», «Венецианский карнавал» (обе 1985), «Карнавальная карусель» (1987), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве живописца.
«Море зовёт», 1955 год, картон, масло, 70 х 50 см., Одесский художественный музей.

Александр Александрович Татаренко скончался 1 декабря 1999 года в Санкт-Петербурге на семьдесят пятом году жизни. Сегодня его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, США, Украине, Финляндии и других странах.
«Кавказ», 1970 год, холст, масло, 180 х 141 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1962.
2. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1971 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1972.
3. Наш современник: каталог выставки произведений ленинградских художников 1971 года. Л.: Художник РСФСР, 1972.
4. Портрет современника. Пятая выставка произведений ленинградских художников 1976 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983.
5. Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1982.
6. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1978 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983.
«Ночь в Очакове», 1984 год, холст, миасло, 15 х 20 см., Выставка ТАТАРЕНКО А.А..»Море, чайки, белый пароход», Одесский художественный музей.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.