Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 127. Татаринов Герман Алексеевич (Mikhail Tkachev) (1925-2006).

Герой очередного выпуска Альманаха — Герман Алексеевич Татаринов — замечательный советский художник, живописец, график, заслуженный художник Российской Федерации, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Герман Алексеевич Татаринов родился в деревне Старые Кресты Ярославской губернии. Фронтовик. Орденоносец. В 1952 году окончил Ленинградское военно-морское политическое училище имени А. А. Жданова. В 1953 году поступил на заочное отделение Московского полиграфического института, который окончил в 1961 году по мастерской Геннадия Епифанова.

В 1961 году уволился в запас и поступил на работу художником в Комбинат живописно-оформительского искусства ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР. С 1967 года участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1972 был принят в члены Ленинградского союза художников. Писал пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, этюды с натуры. Преимущественно работал в жанре ландшафтного пейзажа. При жизни 246 работ подарил Мышкинской картинной галерее.

Произведения Германа Татаринова находятся в музеях и частных собраниях в России, Японии, Великобритании, США и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Герман Алексеевич Татаринов родился 26 сентября 1925 года в деревне Старые Кресты Ярославской губернии в семье, далекой от искусства. Глава семьи в составе стройбригады занимался строительными работами в окрестных селах и близлежащих городах и этим содержал семью, мама Германа вела нехитрое домашнее хозяйство и воспитывала детей. Жизнь в деревне была тяжелой, и семья с трудом сводила концы с концами.
«Мягкая осень», 1968 года, картон, масло, 50 х 70 см., Мышкинская картинная галерея.

Когда Герману исполнилось пять лет, семья в поисках лучшей доли переехала в город Мышкин, куда отцу мальчика приходилось часто до этого с бригадой приезжать на заработки. После переезда он быстро нашел работу на местной пристани, и семья стала обустраиваться на новом месте. Здесь на левом высоком берегу Волги, напротив впадения реки Юхонь, и прошло детство и юность героя нашей публикации.
«Весна на Старой Ладоге», 1959 год, картон, масор, 46,5 x 70 cм., частное собрание.

Широкие волжские просторы, заливные луга и окрестные красоты впоследствии станут темами многих удивительных пейзажей Германа Тараринова. Возможно, именно они воспитали художественный вкус будущего живописца, привив ему любовь к прекрасному и умение смотреть на окружающую природу широко раскрытыми глазами истинного ценителя.
«Зеленые почки», 1961 год, картон, масло, 50 х 70,3 см., Мышкинская картинная галерея.

В Мышкине Герман пошел в школу, здесь же впервые взял в руки карандаш и бумагу, начав свое творчество с первых графических работ, посвященных архитектуре старого города. По утверждениям самого Татаринова, рисовать он начал рано, удивив этим и друзей, и родителей, отнесшихся к очередному увлечению непоседливого сына как к чему-то временному и несерьезному, а потому не заслуживающему особого внимания. Продолжил он рисовать и в школе, где его работы привлекли внимание учителя рисования, занимавшего эту должность по совместительству с основной — учителя труда, и не имевшего специального художественного образования.
«Осенний день», 1965 год, картон, масло, 50 х 70 см., Вологодская областная картинная галерея.

Зато это образование и опыт педагогической работы имел его хороший приятель, местный художник, выпускник Харьковского художественного института, бывший смотритель естественно-исторического музея в городе и местной картинной галереи — заслуженной гордости дореволюционного Мышкина, коллекция которой была утеряна в первые годы советской власти, что привело к ее закрытию. Оставшись без работы, художник организовал в начале 1920-х годов студию ИЗО в городе, и вот ему-то и попались на глаза работы Германа Татаринова. Работы молодого художника произвели впечатление, и он стал посещать занятия в студии.
«Весна. Волхов», 1970-е годы, холст, масло, 48 х 67 см., Мышкинская картинная галерея.

Начало Великой Отечественной войны Герман Татаринов встретил в родном городе. В 1942 году был призван в армию, окончил авиационное техническое училище в Иркутске. Участвовал в боях под Сталинградом, позже на Дальнем Востоке в должности техника 47-го истребительного авиаполка. Был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Японией», «За победу над Германией». После демобилизации в 19498 году Герман Татаринов жил и работал в Ленинграде. В 1952 году он окончил ленинградское Военно-морское политическое училище имени А. А. Жданова.
«Ранняя весна», 1960-е годы, картон, масло, 50 х 71 см., Оренбургский областной музей изобразительных искусств.

В 1953 году поступил на заочное отделение ленинградского филиала Московского полиграфического института, на отделение книжной графики факультета художественного оформления печатной продукции, который успешно окончил в 1961 году по мастерской профессора Геннадия Епифанова, защитив диплом на тему «Материалы по истории русского флота».
«Весенний ручей в Старой Ладоге», 1972 год, картон, масло, 46,8 х 73,8 см., Мышкинская картинная галерея.

В том же 1961 году попал под знаменитые хрущёвские сокращения армии и флота. 14 января 1960 года с трибуны Верховного Совета СССР улыбающийся Хрущёв сообщил, что прошедший год войдет в историю как первый год строительства коммунизма в Советском Союзе. После этого он сообщил главную новость — Вооруженные Силы СССР будут сокращены на одну треть. В течение одного-двух лет из армии будет уволено 1 млн 200 тыс. человек. Эта реформа многим запомнилась прежде всего масштабными сокращениями личного состава в армии и на флоте, как вспоминают многочисленные очевидцы того времени, «резали как по живому».
«Весна», 1960-е годы, картон, масло, 45 х 68 см., Мышкинская картинная галерея.

Волна сокращений затронула и Татаринова. Уволившись в запас, он поступил на работу художником в Комбинат живописно-оформительского искусства ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР. С 1963 года участвовал во всесоюзных, республиканских и зональных выставках, а с 1967 года экспонировал свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1972 году Герман Татаринов был принят в члены Ленинградского союза художников.
«Весенний день в Старой Ладоге», 1961 год, картон, масло, 40 х 50 см., частное собрание..

В поисках собственного стиля пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, этюды с натуры. Постепенно преимущество стал отдавать работе в технике масляной живописи, а любимым жанром стал жанр лирического пейзажа.
«Весна в деревне Чернавино», 1961 год, картон, масло, 46 х 71,2 см., Мышкинская картинная галерея.

Колорит работ художника сдержанный, строится на отношениях зеленых и охристых тонов. Манерой и композиционно художник тяготел к натурному письму и панорамным сюжетам с широким охватом пространства, с последовательно читаемыми планами при сохранении конструктивной роли рисунка. В своем творчестве предпочтение отдавал работе на пленэре, считая работу в мастерской скучной и однообразной.
«Летний день», 1970-е годы, холст, масло, 48 х 67 см., Саратовский государственный художественный музей имени А.H. Радищева.

Творческое наследие Германа Алексеевича Татаринова обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его работы «Весна в Старой Ладоге», «Псковщина» (обе 1959), «Стожок» (1960), «Ветрено» (1961), «Дворик» (1966), «Золотая осень», «Темная вода», «Новая окраина» (все 1968), «Летом» (1970), «Погожие деньки» (1971), «Выпал снег» (1972), «Зазеленело. Овраг» (1973), «Стожок» (1976), «Весна пришла», «Дворик в деревне Гребло», «После дождя» (все 1980), «Деревня Гребло» (1981), «Вечерний водоем» (1993), «Золотая осень» (1999), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве живописца.
«Ветрено», 1961 год, картон, масло, 50 х 74 см., Мышкинская картинная галерея.

Персональные выставки художника состоялись в Ленинграде в 1975 году и в Мышкине в 1999 году. Являлся действительным членом Петровской академии наук и искусств. В 2000 году Герман Татаринов был удостоен почетного звания «Заслуженный художник Российской Федерации».
«Весной на реке», 1970-е годы, картон, масло, 50 х 70 см., Мышкинская картинная галерея.

9 мая 1991 года в Мышкине открылась картинная галерея, расположившаяся в старинном двухэтажном деревянном здании женской гимназии на улице Карла Либкнехта. Галерея включает в себя девять экспозиционных залов. Основная часть экспозиции — работы живописца из Петербурга Германа Алексеевича Татаринова, еще при жизни подарившего галерее 246 своих работ. Любовь к малой родине никогда не покидала художника, и это видно во многих его пейзажах с мышкинскими мотивами. Пейзажи Германа Алексеевича наполнены искренней любовью к родной земле и подталкивают ощутить очарование и колорит русской природы.
Мышкинская картинная галерея.

Герман Алексеевич Татаринов скончался 3 августа 2006 года в Санкт-Петербурге на восьмидесятом году жизни. Сегодня его работы находятся в музеях и частных собраниях в России, Японии, Великобритании, США и других странах.
«Озерный край», 1983 год, холст, масло, 115 х 123 см., Мышкинская картинная галерея.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1971.
2. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1969 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1970.
3. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1971 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1972.
4. По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. 50-летию образования СССР посвящается: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1974.
5. Весенняя выставка произведений ленинградских художников: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1974.
6. Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября. Л.: Художник РСФСР, 1982.
7. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1978 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983.
«Весенние берега», 1974 год, картон, масло, 47 х 68 см., Мышкинская картинная галерея.

«Полдень на Псковщине», 1983 год, холст, масло, 124 х 140 см., Мышкинская картинная галерея.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.