Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 126. Ткачёв Михаил Евдокимович (Mikhail Tkachev) (1912-2008).

Герой очередного выпуска Альманаха — Михаил Евдокимович Ткачёв — замечательный советский живописец, заслуженный художник Российской Федерации, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Михаил Ткачёв родился в слободе Калач Богучарского уезда Воронежской губернии. В 1932–1935 годах занимался в подготовительных классах Академии художеств, затем в вечерней школе при художественно-педагогическом техникуме в Ленинграде. В 1935–1937 годах проходил срочную службу в Красной армии в стрелковом полку в Ленинграде. Это позволило посещать по выходным дням занятия изостудии при Доме офицеров имени С. М. Кирова, которые вели известные художники И. И. Бродский, М. Е. Чепцов, П. С. Наумов, С. В. Приселков, М. И. Авилов, И. Г. Дроздов. Позже занимался в изостудии имени К. С. Станиславского у А. Д. Зайцева и К. И. Рудакова.

В 1937 году был принят на работу в копийную мастерскую Ленизо художником-живописцем. В сентябре 1939 был призван из запаса в Красную армию, участвовал в финской кампании 1939–1940 годов в составе 232 стрелковой дивизии. Награжден боевыми орденами. Прослужив до марта 1940 года, был демобилизован и вернулся к работе в Ленизо. С 1951 года регулярно участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал пейзажи, портреты, жанровые и батальные картины, этюды с натуры. В 1955 году был принят в члены Ленинградского союза советских художников. Ведущие темы творчества — малая Родина художника и память военной поры.

Произведения Михаила Ткачёва находятся в музеях и частных собраниях в России, Японии, Великобритании, США, Франции и в других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Михаил Евдокимович Ткачёв родился 10 ноября 1912 года в слободе Калач Богучарского уезда Воронежской губернии в семье потомственного донского казака. О детстве героя нашего повествования известно мало, да и сам Михаил Евдокимович не любил вспоминать те годы, которые пришлись на период Первой мировой войны, непосредственное участие в которой принял его отец, период Гражданской войны и события, связанные с установлением Советской власти в Воронежской губернии.
«Лодки на причале», 1959 год, картон, масло, 35,3 х 50,5 см., Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина.

При этом одно яркое событие того времени навсегда отложилось в детской памяти Михаила Ткачёва — ещё мальчишкой он видел Буденного в родном домике, тогда еще крытом соломой, в 1918 году там располагался штаб красных. Ткачёв посвятил этому сюжету в 1970–1980-е годы несколько больших полотен: многофигурных, с дальними панорамами. В родительском домике в Калаче долгое время висел карандашный рисунок художника на беленой стене в горнице, роспись акриловыми красками знакомого сюжета с буденновцами и с тачанками.
«Минута отдыха. Тётя Валя», 1955 год, холст, масло, частное собрание.

В 1926 году в поисках лучшей доли семья переехала к родственникам в город Армавир, где Михаил окончил среднюю школу и 1929–1932 годах учился в местной профессионально-технической школе. Именно в Армавире, где прошла его юность, Ткачёв получил свое начальное художественное образование. По воспоминаниям самого Михаила Евдокимовича, рисовать он начал в детстве, немало удивив этим своих родителей, не имевших к живописи никакого отношения, а потому и отнесшихся к увлечению сына как к простой детской блажи, не строя, правда, никаких препятствий его художественной самореализации.
«Калач», 1978 год, картон, масло, 11,5 х 33 см., частное собрание.

Первый решительный шаг к собственному творчеству Михаил сделал в возрасте 17 лет на базаре в Армавире. Увидев своего сверстника, предлагавшего покупателям картинки на фанерках, поинтересовался, где тот берет краски для своих «произведений искусства». Как оказалось, неподалеку находилась художественная мастерская, где рисовали различные вывески. Использованные банки из-под краски выбрасывали, но на дне еще можно было кое-что наскрести. Он сразу насобирал мешок банок, на четырех кусках фанеры изобразил море, берег, парус и принес на продажу. Картинки его с первого дня имели большой успех у покупателей, оценивших мастерство юного художника, а после уже и заказчики появились.
«Раннее утро», 1976 год, картон, масло, 31,5 х 46 см., Самарский областной художественный музей.

А еще новый знакомый подсказал Ткачёву, что в Армавире есть художественная школа и что туда можно поступить учиться. «Когда я вошел в это здание, поднялся на второй этаж, где находился большой зал с колоннами и висели картины настоящих художников, я замер, очарованный… Забыл, зачем пришел», — вспоминал впоследствии Михаил. В те восторженные минуты в нем и окрепла мечта стать живописцем, писать классику. Четырехлетнюю профтехническую школу в Армавире он закончил с отличием за два года и получил направление в подготовительные классы Всероссийской Академии в далекий Ленинград. Без денег, голодный, но окрыленный заветной мечтой стать художником, Михаил в багажном ящике добрался-таки до Ленинграда, и прямо с вокзала помчался в Академию.
«Берег реки», 1947 год, картон, масло, 14,5 x 37,2 cм., Тверская областная картинная галерея.

Если с документами для поступления все оказалось в порядке, то вот проблема с жильем в городе на Неве, а жить до поступления предстояло целый месяц, оказалась неразрешимой, поскольку жить абитуриенту оказалось просто негде.
«В деревне», 1954 год, картон, масло, 18 x 31 cм., Вятский художественный музей имени В. М. и А. М Васнецовых, Кировск.

Но и возвращаться домой очень уж не хотелось — не тот характер, а потому ровно месяц Михаил скитался по городу белых ночей: ночевал под эстрадой Соловьевского садика, на Балтийском вокзале, на бревнах, что лежали на Лермонтовском проспекте и даже в одном из склепов Александро-Невской лавры. А днем работал на случайных работах, поскольку очень хотелось есть. За день уставал — работал, рисовал виды Невы, баржи разгружал, добывая на пропитание, поэтому падал и засыпал как убитый. Поступив в 1932 году на рабфак Института живописи, скульптуры и архитектуры, молодой художник, к сожалению, не смог закончить курс — его отчислили по решению товарищеского суда. Художник впоследствии так объяснял этот неприятный эпизод: «Один из парней, поступавших вместе со мной, не прошел по конкурсу. Его оставили служить в пожарной команде, он мог пользоваться академической библиотекой. И тогда парень открыл свой «бизнес» — вырывал из книг цветные репродукции и продавал студентам. При обыске две картинки нашли и у меня». Сокурсники искренне сочувствовали своему товарищу, художнику-изгою, ютившемуся в подвале Академии. Студенты несколько месяцев носили ему еду.
«Перед грозой», 1955 год, картон, масло, 30,7 x 41,7 cм., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Случилось это весной 1933 года, а летом он вернулся домой в родной Калач, куда к тому времени уже вернулась его семья из Армавира. Мама дома встретила сына лепешками из лебеды — голод в центральных областях страны был страшный. Вернулся в Ленинград, устроился на фабрику-кухню оформителем. Работа давала кров и пропитание. Ночевать приходилось на столе, зимой ходил в одном пиджаке и кепочке — на теплую одежду не было денег. И все равно продолжал учиться — в вечерней школе при Таврическом художественном училище. Так продолжалось до 1937 года.
«Летнее утро», 1955 год, картон, масло, 27 x 36 cм., Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

В 1937 году Михаила Ткачёва призвали в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Службу проходил в стрелковом полку под Ленинградом, и был в этом один существенный плюс — способному бойцу разрешили посещать изостудию Дома Красной армии имени С. М. Кирова. Преподавали там известные художники и педагоги из Академии художеств, среди которых были Исаак Израилевич Бродский (1884–1938), Ефим Михайлович Чепцов (1874–1950), Павел Семёнович Наумов (1884–1942), старый знакомый Ткачёва, участвовавший в его изгнании из рабфака, Иван Георгиевич Дроздов (1881–1939) и Михаил Иванович Авилов (1882–1954) — выдающийся советский живописец и педагог, автор знаменитых картин «Молодой царевич и бояре-воспитатели», «Опричники в Новгороде», «Прорыв польского фронта Первой конной армией». Ткачёв относился к Авилову с глубочайшим уважением, считал, что он сильно повлиял на его творческое становление. Кстати, профессор Наумов узнал Ткачёва и, оценив творческое упорство изгнанника, предложил ему вернуться в Академию, на что тот отказался.В 1936 году Ткачёв впервые участвовал в выставке художников-студийцев.
«В родных краях», 1984 год, холст, масло, 56 x 85 см., Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

После демобилизации в 1937 году Ткачёв вернулся в Ленинград и был принят на работу в копийную мастерскую Ленизо художником-живописцем. В сентябре 1939 был призван из запаса в Красную армию, участвовал в финской кампании 1939–1940 годов в составе 232 стрелковой дивизии. Прослужив до марта 1940 года, был демобилизован и вернулся к работе в Ленизо. При этом посещал занятия в изостудии имени К. С. Станиславского у Александра Дмитриевича Зайцева (1903–1982) и Константина Ивановича Рудакова (1891–1949).
«Волга около города Горький», 1957 год, картон, масло, 13,7 x 45 cм., Ярославский художественный музей.

Начало Великой Отечественной войны встретил в Ленинграде. Был призван на службу в Военно-морской флот. Участвовал в боях на Ленинградском фронте в составе батальона особого назначения 5-й бригады морской пехоты. Командовал взводом разведки. Был ранен и дважды контужен. Войну закончил в Кенигсберге. Был награжден орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны первой степени», медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».
В 1946 году после демобилизации вернулся в Ленинград в свою пустую квартиру. Война, собирая свою страшную жатву, не обошла стороной и семью Ткачёвых: в блокадном городе погибли жена и ребенок художника. Долгое время во дворе его дома в Калаче стояла незаконченная картина «Последнее свидание». В полутьме комнаты на серой подушке виднелось бледное лицо молодой женщины, на постель к ней присел моряк, в руке у него бескозырка. Бедная обстановка, сгущающаяся атмосфера беды, несчастья, близкой смерти.
«Первые заморозки», 1986 год, холст, масло, 50 х 75 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

В Ленинграде Михаил Ткачёв вернулся к работе в Ленизо. С 1951 года регулярно участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал пейзажи, портреты, жанровые и батальные картины, этюды с натуры. В 1955 был принят в члены Ленинградского союза советских художников. Ведущими темами творчества художника были малая Родина художника и память военной поры. В живописном отношении наиболее интересны натурные этюды с родительским домом и окрестностями Калача. Колорит работ сдержанный, с преобладанием зеленых и охристых тонов. Живопись строится на передаче светотеневых эффектов, тональных отношений и конструктивной роли рисунка.
«Повариха», 1968 год, картон, масло, частное собрание.

Ткачёв всю свою жизнь много работал. Писал работы и в Ленинграде, и у себя на родине в родительском доме в Калаче, куда ежегодно выезжал на летний период. Здесь ему никто не мешал, а помогало многое — родная земля, родное солнце, родной дом, в который он возвращался в начале мая и уезжал в октябре, с первыми холодами. Он писал картины за один прием, чем всегда удивлял коллег-художников. Запечатлеть настроение солнечного утра, или яркость летних красок, или осеннюю щедрость земли — тут ему не было равных, и, как правило, в этих работах уже нельзя было что-то поправить, изменить — точно так же, как невозможно улучшить прожитый день. Это качество — восторг перед мгновениями красоты и стремление их запечатлеть.
«В Октябре», 1959 год, картон, масло, 34,5 x 50,5 cм., Новосибирский государственный художественный музей.

Картины художника часто скупались за бесценок — и в Калаче в качестве благодарности за принесённые продукты, и в Ленинграде, где его коммерческие дела вела дочь Наташа. Он относился к этому благодушно, хотя иногда незлобиво, скорее, философски, ворчал и жаловался друзьям. При этом Ткачёв хорошо знал цены своим работам. В последние годы жизни, когда ничего нового он уже практически не писал по причине активно прогрессировавшего заболевания глаз, картины его уже продавались недёшево — в одной из интернет-галерей «Весенний пейзаж» 60-х годов был выставлен на торги за 20 тысяч долларов.
«Проясняется», 1978 год, холст, масло, 24 х 36 см., Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

Творческое наследие Михаила Евдокимовича Ткачёва велико и разнообразно. В конце жизни он даже толком не мог сосчитать свои работы: по одним прикидкам получалось девять тысяч, по другим — девять с половиной… Гигантское, поистине фантастическое число! При этом особого внимания заслуживают полотна «Между боями», «После разведки» (обе 1944), «Уборка урожая», «Район города Калач», «Весна», «Колхозный сторож» (все 1951), «Весенняя пора» (1953), «Уборка ячменя», «Жаркое лето» (обе 1956), «Здесь будет дорога» (1959), «На заднем дворе» (1960), «Уборка» (1964), «Автопортрет» (1983), «Моя мастерская. В сентябре» (1985), «У моего дома» (1991), «Натюрморт» (1999), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве живописца. Персональные выставки произведений Ткачёва состоялись в Ленинграде в 1986 году и в Санкт-Петербурге в 1992 году в залах Союза художников. Михаил Ткачёв был участником международных выставок советского искусства во Франции, Японии и США, был удостоен почётного звания «Заслуженный художник Российской Федерации» (1997), избран действительным членом Петровской академии наук и искусств.
«На заднем дворе», 1960 год, картон, масло, 36,3 x 47,3 cм., Орловский музей изобразительных искусств.

Михаил Евдокимович Ткачёв скончался 10 декабря 2008 года в Санкт-Петербурге на девяносто седьмом году жизни, не исполнив своей шутливой мечты — дожить до ста лет. Сегодня его произведения украшают музейные экспозиции и частные собрания в России, Японии, Великобритании, США, Франции и других странах.
«Река», 1999 год, холст, масло, 50 х 60 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года: каталог. Л.: Лениздат, 1951.
2. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1953 года: каталог. Л.: ЛССХ, 1953.
3. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1954 года: каталог. Л.: Изогиз, 1954.
4. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
5. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959.
6. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961.
7. Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965.
«Жаркое лето», 1956 год, холст, масло, 54 х 53 см., частное собрание..

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.