Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 124. Фролов Сергей Кузьмич (Sergey Frolov) (1924-1998).

Герой очередного выпуска Альманаха — Сергей Кузьмич Фролов — замечательный советский живописец, график, педагог, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Сергей Фролов родился в деревне Бакланка Вологодской губернии. В 1937–1941 годах занимался в изостудии Дворца пионеров в Петрозаводске. Фронтовик. Орденоносец. Участвовал в боях на Центральном и 1-м Белорусском фронтах, в частности в Орловско-Курской битве. В 1947 году Сергей Фролов поступил на факультет керамики Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Занимался живописью и рисунком у Петра Бучкина, Александра Любимова, Константина Белокурова, Ивана Степашкина. В 1952 году Фролов окончил училище имени В. И. Мухиной по мастерской Анатолия Казанцева.

Преподавал на кафедре общей живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной, где вел в основном акварель. С 1965 по 1975 год преподавал на кафедре рисунка. Участвовал в выставках с 1952 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал ландшафтные и архитектурные пейзажи, портреты, жанровые композиции. Работал в технике акварели, масляной живописи, рисунка. В 1956 году был принят в члены Ленинградского союза художников.

Произведения Сергея Фролова находятся в музеях и частных собраниях в России, Германии, США, Италии, Великобритании, Франции, Японии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Художественной манере С. К. Фролова свойственна камерная спокойная интонация. “Тихая жизнь”, которую он изображает, заставляет и зрителя прикоснуться к тишине летнего вечера в Михайловском, осеннего, засыпанного листьями монастырского дворика, оглянуться на облетевшие липы» (М. Шишкина, искусствовед).
«Стрельна», 1957 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств республики Карелии, Петрозаводск.

Сергей Кузьмич Фролов родился 26 сентября 1924 года в деревне Бакланка Вологодской губернии в многодетной крестьянской семье. Глава семьи был деревенским умельцем, столярных дел мастером, выполнявшим многочисленные заказы односельчан и жителей окрестных деревень. Это позволяло ему содержать семью. Мама Сергея вела домашнее хозяйство и воспитывала пятерых детей.
«На берегу озера», 1980-е годы, картон, масло, 50 х 39,5 см., Вологодская областная картинная галерея.

Деревенская жизнь на Вологодчине в первые годы после окончания продолжительной гражданской войны была сложной, а крестьянская доля — тяжелой. Многодетные крестьянские семьи были обычным явлением в те годы, старшие смотрели за младшими и помогали родителям по хозяйству, а младшие старались быстрее вырасти, чтобы к ним тоже относились как к взрослым. Часто не доедали, но жили дружно и старались друг другу во всем помогать.
«Осень. Михайловское. Дом А. С. Пушкина», 1963 год, бумага, акварель, 23,5 х 35,5 см., Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина “Михайловское” п. Пушкинские Горы.

В 1931 году в поисках лучшей доли родители решили переехать на постоянное место жительства в город Петрозаводск, где глава семьи устроился на работу на одно из промышленных предприятий города, а дети пошли учиться уже в городскую школу. Пошел в школу и юный Сергей, с начальных классов отдавая предпочтение гуманитарным наукам. Он вообще выделялся в классе своим спокойным и уравновешенным характером, предпочитая спокойное времяпрепровождение веселым и шумным детским играм. В десятилетнем возрасте увлекся рисованием.
«Тригорское. Березы», 1958 год, бумага, сепия, 25 х 39,5 см., частное собрание.

«Святогорский монастырь», 1955 год, бумага, сепия, 15 х 25 см., частное собрание.

На первых порах родители не обратили особого внимания не новое увлечение сына, посчитав его проходящим и не заслуживающим внимания, но когда успехи юного художника стали очевидны даже для людей, весьма далеких от живописи, по совету школьного учителя рисования и с его рекомендательным письмом отвели тринадцатилетнего Сергея в студию ИЗО местного Дворца пионеров. Четыре года, начиная с 1937 и по 1941 год, посещал Сергей занятия в изостудии, прерванные лишь войной.
«Михайловское. Флигель», 1963 год, бумага, акварель, 23 х 32 см., Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина “Михайловское” п. Пушкинские Горы.

Начало войны Сергей Фролов встретил в Петрозаводске. В 1942 году был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии и направлен в Велико-Устюжское пехотное училище. После ускоренного выпуска участвовал в боях на Центральном и 1-м Белорусском фронтах, и в частности в Орловско-Курской битве. Был ранен и награжден медалью «За победу над Германией», орденом «Отечественной войны 2-й степени». Демобилизовался в начале 1947 года.
«Пушкинские Горы», 1963 год, бумага, акварель, 33 х 43 см., Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина “Михайловское” п. Пушкинские Горы.

После демобилизации переехал в Ленинград, где в 1947 году по квоте, как недавний фронтовик, без вступительных экзаменов поступил на факультет керамики Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. В период обучения в ЛВХПУ в разные годы занимался живописью и рисунком у Петра Дмитриевича Бучкина (1886–1965), Александра Михайловича Любимова (1879–1955), Константина Сергеевича Белокурова (1907–1983) и Ивана Петровича Степашкина (1882–1960). В 1952 году Сергей Фролов окончил училище имени В. И. Мухиной по мастерской замечательного советского живописца, графика, монументалиста и педагога Анатолия Алексеевича Казанцева (1908–1984).
«Мостик через Сороть», 1963 год, бумага, акварель, 25 х 36,5 см., частное собрание.

Педагогам в течение всего периода обучения Фролова в ЛВХПУ нравился этот спокойный и уверенный в своих силах студент, а удачная защита им дипломной работы предопределила его дальнейшую судьбу — Сергею Кузьмичу было предложено место преподавателя на кафедре общей живописи училища, где он вел в основном акварель. С 1965 и по 1975 год молодой педагог преподавал на кафедре рисунка ЛВХПУ.
«Святогорский монастырь. Пятницкие ворота», 1962 год, бумага, акварель, 28,5 х 40 см., Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина “Михайловское” п. Пушкинские Горы.

Все это время Сергей Фролов не забывал и о творческой деятельности. Пробовал свои силы в разных художественных жанрах, работая в различных техниках. Писал ландшафтные и архитектурные пейзажи, портреты, жанровые композиции. Работал в технике акварели, масляной живописи, рисунка. Участвовал в различных художественных выставках с 1952 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1956 году был принят в члены Ленинградского союза художников.
«Портрет Героя Советского Союза Р.С.Демидова», 1979 год, холст, масло, 70 х 60 см., Сахалинский областной художественный музей.

Постепенно ведущим жанром в творчестве Сергея Фролова стал лирический пейзаж, а главными темами — Ленинград, его пригороды и архитектурные памятники древнерусских городов. Произведения Фролова стали узнаваемы, их отличало тонкое акварельное письмо, изысканность тональных отношений и поэтическое восприятие натуры.
«У Савкиной горки», 1958 год, бумага, акварель, 18,5 х 30 см., Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина “Михайловское” п. Пушкинские Горы.

Колорит большинства произведений художника мягкий, чуть приглушенный, с преобладанием зеленых, желтых и лиловых тонов. Творчество Сергея Фролова часто называют пейзажной лирикой, поскольку многие его работы воспринимаются как прекрасные короткие стихотворения.
«Туман. Михайловское», 1958 год, бумага, акварель, 27 х 43 см., Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина “Михайловское” п. Пушкинские Горы.

Художник всегда отдавал предпочтение пленэрному письму, предпочитая свободную работу на натуре монотонному и академичному труду в мастерской. В 1960–1970 годы работал на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге, в Пскове, Изборске, в результате чего свет увидели несколько серий прекрасных лирических пейзажей. Художественной манере Сергея Фролова свойственна камерная спокойная интонация. «Тихая жизнь», которую он изображает, заставляет и зрителя прикоснуться к тишине и очарованию изображенных художником мест.
«В Старой Ладоге», 1961 год, холст, масло, Псковский государственный объединенный историко-архитектурныйи художественный музей-заповедник.

Особые отношения связывали Сергея Фролова с музеем-заповедником «Михайловское» в поселке Пушкинские Горы. В 1955 году он впервые приехал в Михайловское, был глубоко тронут красотой и поэтической атмосферой здешних мест и в дельнейшем неоднократно возвращался сюда вновь и вновь. Большая часть работ Сергея Фролова в собрании музея-заповедника А. С. Пушкина — акварели. Фроловым была создана целая художественная летопись Пушкинского заповедника, начиная с 1955 года.
«Пушкинские Горы», 1960-е годы, холст, масло, Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина “Михайловское” п. Пушкинские Горы.

Прекрасно владея техникой акварельной живописи, Фролов сумел создать панорамный вид знаменитого поселка Пушкинские Горы, тщательно проработав в деталях архитектурные и бытовые подробности. Точно найденные цветовые отношения передают особое лирическое настроение, характерное для этого знаменитого уголка России. Свыше 60 работ были подарены художником музею.
«Пушкинские Горы. Святогорский монастырь», 1958 год, бумага, акварель, 36 х 46,5 см., Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина “Михайловское” п. Пушкинские Горы.

Первая персональная выставка произведений Сергея Кузьмича Фролова состоялась в Пушкинском заповеднике в 1964 году. А через сорок с небольшим лет, в 2006 году, в Михайловском открыли еще одну выставку — уже в память о художнике, так много и плодотворно работавшем здесь. В 2007 году год силами музея-заповедника в популярной серии художественных альбомов «Святогорская галерея» была издана тетрадь графики Сергея Фролова — работы из коллекции музея-заповедника «Михайловское».
«Кухня-людская», 1957 год, бумага, акварель, белила, 22,5 х 28,5 см.,Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина “Михайловское” п. Пушкинские Горы.

Творческое наследие художника Сергея Кузьмича Фролова велико и разнообразно, при этом особого внимания заслуживают его произведения, созданных в станковой живописи и акварели «Девушка», «Сосны», «Зима» (все 1953), «Городской пейзаж» (1954), «Пруд. Пушкинские Горы», «Осень. На закате» (обе 1955), «Ветер на Сороти. Тригорское» (1957), «Рыбачий поселок», «Северная деревня» (обе 1958), «Апрель», «К вечеру» (обе 1959), «Адмиралтейство», «Аничков мост» (обе 1960), «В Старой Ладоге» (1961), «Дворцовая площадь», «Сумерки», «Ненастье» (все 1968), «Поздний вечер» (1971), «У опушки» (1972), «Вечер. Белозерск» (1975), «Древнерусский городок» (1977), «Голубой дом» (1981), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и живописном мастерстве художника.
«Ветер на Сороти. Тригорское», 1957 год, бумага, акварель, 22,5 х 31,5 см., Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина “Михайловское” п. Пушкинские Горы.

Персональные выставки произведений Сергея Фролова были показаны в 1964 и 1990 годах в Пушкинском музее-заповеднике и в 1972 и 1987 годах в Ленинграде в выставочных залах Ленинградского союза художников.
«В Тригорском», 1957 год, бумага, акварель, 22 х 28 см., Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина “Михайловское” п. Пушкинские Горы.

Сергей Кузьмич Фролов скончался 2 января 1998 года в Санкт-Петербурге на семьдесят четвертом году жизни. Сегодня его произведения находятся в Государственном Русском музее, музее-заповеднике А. С. Пушкина «Михайловское», в других музеях и частных собраниях в России, Германии, США, Италии, Великобритании, Франции, Японии и других странах.
«Тригорское. «Ель-шатер», 1955 год, бумага, акварель, 20 х 28,5 см., Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина “Михайловское” п. Пушкинские Горы.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Центральный государственный архив литературы и искусства. СПб. Ф. 78. Оп. 10. Д. 523.
2. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1971 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1972.
3. Exhibition of modern Soviet Painting. 1976. Gekkoso Gallery. Catalogue. Tokyo, 1976.
4. Выставка произведений художников — ветеранов Великой Отечественной войны. Л.: ЛОСХ РСФСР, 1978.
5. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т. 1.
6. Выставки советского изобразительного искусства: справочник. 1954–1958 годы. М.: Советский художник, 1981. Т. 5.
7. Выставка произведений художников — ветеранов Великой Отечественной войны. Л.: ЛОСХ РСФСР, 1981.
8. Фролов Сергей Кузьмич. Выставка произведений: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1986.
«Михайловское. Северное крыльцо дома А. С. Пушкина», 1962 год, бумага, акварель, 38,5 х 32 см., Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина “Михайловское” п. Пушкинские Горы.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.