Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 123. Чекалов Владимир Фёдорович (Evgeny Chuprun) (1922-1992).

Герой очередного выпуска Альманаха — Владимир Фёдорович Чекалов — замечательный советский художник, живописец, педагог, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Владимир Чекалов родился в деревне Новая-Вяльцево Солигаличского района Костромской области. Учился в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств у Павла Наумова, Александра Зайцева, Самуила Невельштейна, Михаила Натаревича. Фронтовик. Орденоносец. Воевал на Юго-Западном и Северо-Кавказском фронтах. Участвовал в боях под Сталинградом. В октябре 1946 года поступил на живописное отделение ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Занимался у Александра Зайцева, Бориса Фогеля, Генриха Павловского, Лии Островой, Семёна Абугова, Михаила Платунова, Иосифа Серебряного. В 1952 году окончил Репинку по мастерской Бориса Иогансона с присвоением квалификации художника живописи.

С 1952 участвовал в выставках. Писал пейзажи, портреты, жанровые и батальные картины. Ведущей темой творчества стал образ советского солдата-освободителя. В конце 1950-х — в 1960-х годах Чекалов совершил творческие поездки в Крым, работал в Старой Ладоге, на Академической даче, много времени уделяя пейзажу. В этом жанре с особой силой раскрылось живописное дарование художника. В 1970–1980-е годы преподавал в художественной школе для глухонемых детей в Павловске под Ленинградом.

Произведения Владимира Чекалова находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, США, Германии, Великобритании и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Владимир Фёдорович Чекалов родился 6 июля 1922 года в деревне Новая-Вяльцево Солигаличского района Костромской области в многодетной крестьянской семье. Глава семьи Фёдор Николаевич Чекалов занимался плотницким и столярным ремеслом, выполнял заказы односельчан и жителей окрестных деревень и этим содержал семью. Мама Владимира Аполлинария Михайловна Мотылькова вела домашнее хозяйство и воспитывала троих сыновей.
«Встреча», 1956 год, холст, масло, 80 x 78 см., частное собрание.

В середине 1920-х годов условия жизни на селе в центральных областях страны серьезно ухудшились, и 1926 году в поисках лучшей доли семья распродала нехитрые крестьянские пожитки и покинула родной дом, переехав в Ленинград. Индустриальный центр на невских берегах активно развивался, и для этого требовались все новые и новые рабочие руки. Глава семьи быстро нашел работу на одном из городских предприятий, старшие братья Владимира пошли в школу, и жизнь на новом месте постепенно наладилась.»
«У причала», 1963 год, картон, масло, 33 x 48 см., Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого.

Владимир настороженно отнесся к новой городской жизни, она не сразу пришлась ему по душе, поскольку ушла бесшабашная деревенская вольница и пришлось расстаться со многими деревенскими привычками и увлечениями, которые трудно было бы себе представить в городе. Как впоследствии отмечал в своих воспоминаниях сам Владимир Фёдорович, возможно, это было и к лучшему, потому как на смену одним увлечениям приходили другие, и одним из таких новых увлечений стало рисование.
«Прогулка в горы», 1960 год, холст, масло, 60 x 75 см., Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

И благодарить за это поклонники творчества Владимира Чекалова должны были бы его школьного учителя рисования (история, к сожалению, не сохранила его фамилию), выпускника ленинградского ВХУТЕМАСа, влюбленного в живопись и свою профессию, приложившего много сил для того, чтобы передать эту любовь своим ученикам и познакомить их с прекрасным миром искусства.
«Маленький садик в Гурзуфе», 1958 год, картон, масло, 45,5 x 34,5 cм, частное собрание.

Владимир увлекся рисованием, и увлечение это было настолько сильным, что постепенно отодвинуло на второй план все другие детские увлечения юноши, что вызвало удивление родителей и друзей, далеких от искусства и от живописи. Рисование стало любимым школьным предметом Владимира, а благодаря природному дарованию он стал выделяться среди одноклассников. Школьные учителя настоятельно рекомендовали родителям ученика обратить внимание на способности сына и посоветовали показать его работы педагогам Средней художественной школы при Всероссийской Академии художеств.
«Домик в Гурзуфе», 1958 год, картон, масло, 44,8 х 32 см., частное собрание.

В 1936 году Владимир Чекалов был зачислен в СХШ и, начиная с восьмого класса, продолжил свое обучение в этой школе для особо одаренных детей в знаменитом здании на Университетской набережной, 17, попасть в которую мечтали все подростки довоенного Ленинграда, имевшие хоть какое-то отношение к живописи. Расположенная на верхних этажах храма трех основных искусств, СХШ давала возможность уже в юном возрасте почувствовать себя причастным к удивительному миру искусства и получить прекрасное начальное художественное образование, поскольку преподавали в ней ведущие педагоги художественного института.
«Румынский город», 1954 год, картон, масло, 27,5 x 46,5 cм., Нижегородский государственный художественный музей.

Преподавателями Владимира Чекалова в СХШ выступили Павел Семёнович Наумов (1884–1942), Александр Дмитриевич Зайцев (1903–1982), Самуил Григорьевич Невельштейн (1903–1983) и Михаил Давидович Натаревич (1907–1979). В 1941 году Чекалов успешно окончил Среднюю художественную школу и готовился к поступлению в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Планы нарушила война. 22 июня 1941 года Чекалов встретил в Ленинграде и уже в июле был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии.
«Письма из дома», 1956 год, холст, масло, 39 x 67 cм., Оренбургский музей изобразительных искусств.

После призыва был направлен на учебу в Ленинградское военно-инженерное училище имени А. А. Жданова. С января 1942 командовал саперным взводом в частях Юго-Западного фронта. Участвовал в тяжелых оборонительных боях на подступах к Сталинграду. В ноябре 1942 при выходе из окружения попал в плен у станицы Егорлыкская Ростовской области. До середины декабря 1942 находился в лагере военнопленных в станице Кущёвская. В середине декабря с группой бойцов совершил побег и в конце января 1943 вышел из окружения и присоединился к наступающим частям Красной армии. После проверки особым отделом 58 армии был направлен в штрафной батальон как находившийся в окружении. После ранения и госпиталя был восстановлен в правах, продолжил службу в 24 и 26 офицерских полках Северо-Кавказского фронта командиром саперного взвода.
«В походе», 1962 год, картон, масло, 20,5 x 31,8 см., Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск.

С октября 1943 года по сентябрь 1945 года воевал в составе 3-го Украинского фронта командиром саперной роты 404 отдельного саперного батальона 236 стрелковой дивизии. Участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. Был награжден орденом Красной звезды (1943), двумя орденами Отечественной войны второй степени (1944, 1945), медалями «За взятие Будапешта» (1945), «За взятие Вены» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945). Демобилизовался в июле 1946 в звании гвардии старшего лейтенанта, командира саперной роты 66 гвардейского саперного батальона 59 гвардейской стрелковой дивизии.
«Маленький румынский город», 1955 год, картон, масло, 25,7 x 48 cм., частное собрание.

Война явилась тяжелым испытанием для Владимира Фёдоровича Чекалова –– он потерял всех своих близких. После демобилизации Чекалов вернулся домой в Ленинград в опустевшую квартиру: родители погибли в блокаду зимой 1942 года в Ленинграде, два старших брата пали смертью храбрых на фронтах. В октябре 1946 года Владимир Чекалов как недавний фронтовик по квоте, без вступительных экзаменов поступил на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался в разные периоды своего обучения у Александра Дмитриевича Зайцева, Бориса Александровича Фогеля (1872–1961), Генриха Васильевича Павловского (1907–1973), Лидии Александровны Островой (1914–2009), Семёна Львовича Абугова (1877–1950), Михаила Георгиевича Платунова (1887–1972), Иосифа Александровича Серебряного (1907–1979).
«Гурзуф. Гора Медведь», 1958 год, картон, масло, 23,8 x 49,7 см., частное собрание.

Чекалову нравилось учиться в Репинке, а педагогам нравился этот старательный и вдумчивый студент –– недавний защитник Отечества, жадный до профессии и порывистый в своих художественных откровениях, всеми силами стремившийся быстрее наверстать украденной войной время. Прекрасная подготовка СХШ позволяла ему без особых трудностей осваивать далеко не простой академический курс, и когда на третьем году обучения пришло время выбора персональной мастерской педагога-наставника для продолжения обучения, Чекалов без долгих раздумий выбрал мастерскую замечательного художника, одного из ведущих представителей социалистического реализма в живописи Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973).
«Маленькая улица в Гурзуфе», 1958 год, картон масло, 49,5 x 34,5 cм., Ставропольский-Краевой Музей-изобразительных искусств.

В 1952 году по мастерской профессора Б. В. Иогансона (в некоторых источниках ошибочно указана мастерская профессора Р. Р. Френца) Владимир Чекалов успешно окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, представив художественному совету в качестве дипломн6ой работы картину «Солдатская кухня». Работа получила высшую оценку членов совета и принесла автору диплом и квалификацию художника живописи. В конце 1952 года работа экспонировалась в Москве на Всесоюзной выставке дипломных работ студентов художественных вузов. В феврале 1953 года журнал «Советский Союз», издававшийся на шести языках, поместил в полный разворот цветную репродукцию дипломной картины Чекалова и статью об авторе.
«Солдатская кухня», 1952 год, холст, масло, 66 x 85,5 cм., Художественный фонд России, Москва.

После окончания института Владимир Чекалов остался жить и работать в родном Ленинграде, пробуя свои силы в разных художественных жанрах и работая в различных техниках. Писал пейзажи, портреты, жанровые и батальные картины. Постепенно ведущей темой творчества художника стал образ советского солдата-освободителя. Сюжеты многих его произведений были подсказали яркими фронтовыми впечатления участника войны. Среди них работы «Гвардии сержант» (1955), «На привале. В Болгарии» (1957), «Письмо с родины» (1958), «Письмо из дома» (1959), «Встреча» (обе 1960), «Бой черноморцев в районе поселка Эльтиген», «Земляки» (1964).
«Гвардии сержант», 1955 год, картон, масло, 47,5 x 32,5 cм., Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.

С 1952 года Чекалов активно участвовал в различных художественных выставках, демонстрируя свои работы вместе с произведениями ведущих художников Ленинграда. Художник много времени посвящал натурному письму. В конце 1950–1960-х годах Чекалов совершил ряд творческих поездок в Крым, работал в Старой Ладоге, на Академической даче, много времени уделяя пейзажу. В этом жанре с особой силой раскрылось живописное дарование художника, его чувство цвета и умение передавать состояние световоздушной среды. Работая над каждым своим произведением, Чекалов, как правило, выполнял большое количество этюдов с натуры, многие из которых становились прекрасными образцами реалистической живописи. Будучи прекрасным колористом, Чекалов в совершенстве владел и техникой рисунка.
«Письмо из дома», 1955 год, картон, масло, 47,5 x 32,5 cм., частное собрание.

В 1970 году начался продолжительный этап педагогической деятельности в профессиональной биографии художника. В 1970–1980-е годы Владимир Фёдорович преподавал в художественной школе для глухонемых детей в Павловске под Ленинградом.
Владимир Чекалов был членом Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР) с 1952 года.
«Девушка-сержант», 1955 год, картон масло, 34 x 25 cм.,Приморская государственная картинная галерея, г. Владивосток.

Творческое наследий Владимира Чекалова велико и разнообразно, при этом особого снимания заслуживают его произведения «Солдатская кухня» (1952), «На Финском заливе» (1954), «Паренек в румынском костюме» (1955), «Письмо из дома» (1955), «На привале. В Болгарии» (1957), «Встреча», «Вести с Родины» (обе 1960), «Свидание» (1961), «Младший сержант», «Земляки» (обе 1964), «Бой черноморцев в районе поселка Эльтиген», наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и мастерстве художника.
«Письмо из дома», 1958 год, холст, масло, 82 x 67 cм., частное собрание.

Владимир Фёдорович Чекалов скончался 4 июня 1992 года в Санкт-Петербурге на семидесятом году жизни. Сегодня его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, США, Германии, Великобритании и других странах. Частые и желанные гости они и на многочисленных западных аукционах современной живописи.
«Домой», 1958 год, картон, масло, 28,4 x 23 cм., Музей изобразительных искусств г. Комсомольск-на-Амуре.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Центральный государственный архив литературы и искусства. СПб. Ф. 78. Оп. 2. ч. 2. Д. 488.
2. Советский Союз [журнал]. 1953. № 2 (36).
3. 1917– 1957. Выставка произведений ленинградских художников: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
4. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961.
5. Двести лет Академии художеств СССР: каталог выставки. Л.; М.: Искусство, 1958.
6. Ленинград. Зональная выставка. Л: Художник РСФСР, 1965.
7. Колесова О. Две тысячи встреч. На выставке «Ленинград» // Ленинградская правда. 1964. 4 ноября.
8. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т. 2.
«Деревенская улица», 1954 год, картон, масло, 19 x 27 cм., Новокузнецкий художественный музей.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.