Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 120. Каляскин Иван Владимирович (Ivan Kolyaskin) (1913-1997).

Герой очередного выпуска Альманаха — Иван Владимирович Каляскин — известный советский исторический живописец и баталист, заслуженный художник Российской Федерации (1997), член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Иван Каляскин родился в городе Лукоянове Нижегородской губернии.
В 1932–1935 годах учился на подготовительных курсах при ЛИЖСА, на живописном факультете института (1935, 1961–1967) у В. Горба и М. Копейкина. Окончил институт в 1967 году по мастерской Ю. М. Непринцева с присвоением квалификации художника живописи. Фронтовик. Орденоносец. Участник двух войн. Служил в 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. Сражался на Северо-Западном, Крымском, Донском, Сталинградском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах.

Иван Каляскин — участник выставок с 1967 года. Член ЛОСХ с 1968 года. Писал батальные картины, жанровые композиции на военную и историко-революционную темы, портреты. Одиннадцать лет руководил художественной студией при окружном Доме офицеров в Ленинграде. Выставки произведений Ивана Каляскина состоялись в 1974, 1976 и 1977 годах в Ленинграде.

Произведения Ивана Каляскина находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, Великобритании, США, Японии, Италии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Иван Владимирович Каляскин родился 4 февраля 1913 года в небольшом городке Лукоянове Лукояновского уезда Нижегородской губернии Российской империи в многодетной рабочей семье. В ряде источников местом рождения Ивана Каляскина называют город Шуя Владимирской губернии, но этот факт опровергает известный искусствовед, профессор Николай Николаевич Громов. О родителях Ивана Каляскина информации, к сожалению, практически не сохранилось.
«Облава», 1986 год, холст, масло, 130 х 182 см., Мурманский областной художественный музей.

Лукоянов являлся типичным представителем малых городов Российской империи. Здесь никогда не было больших предприятий, значительных транспортных потоков, давящих на голову больших домов. Его тихие, уютные улочки «убегали» прямо в луга. Ритм жизни — неспешный и размеренный, в соответствии с природными циклами и вековыми обычаями. Здесь все было близко, все друг друга знали — и в этом была его особая прелесть и своеобразие. Стабильность и надежность тут всегда ценились выше, чем успех, склонность к инерции — сильнее, чем к развитию. Тут была словно сама Россия-матушка, которая, задержавшись на последнем рубеже, сохранилась в своей исконности и самобытности.
«Сигнал», 1983 год, холст, масло, 120 x 150 cм., частное собрание.

«Патруль Красногвардейцев», 1985 год, холст, масло, 120 x 180 cм., Ростовский областной музей изобразительных искусств.

Расположенный между Саранском и Нижним Новгородом, город в верховьях реки Тёши имел богатую культурную историю, которой гордились все без исключения его жители. С юных лет все жители знали, что их город был тесно связан с именем А. С. Пушкина. Поэт несколько раз бывал в городе по пути в свое нижегородское имение Большое Болдино, которое тоже входило в состав Лукояновского уезда. Также Пушкин приезжал в город по вотчинным вопросам. Свидетелем его пребывания являлся дом по улице Пушкина — бывшая гостиница Агеева (ул. Пушкина, 326), где поэт жил во время визита в Лукоянов.
«Красный патруль», 1987 год, холст, масло, 105 x 165 cм., Белгородский художественный музей.

Отдельные моменты истории города и быта его жителей А. С. Пушкин отразил в своем неоконченном произведении «История села Горюхина». В городе и до наших дней сохранился дом Ольги Калашниковой-Ключаревой — дочери приказчика болдинского имения, прообраза главной героини пушкинского произведения «Русалка». В конце XIX века в городе и уезде вел активную общественную работу известный писатель В. Г. Короленко, который отразил собственные впечатления о Лукоянове в очерке «В голодный год».
«На вражеской территории», 1985 год, холст, масло, 125 x 165 cм., частное собрание.

«Продразвёрства», 1984 год, холст, масло, 117,5 x 149,5 cм., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко.

Обо всем этом впоследствии узнал и в течение всей жизни гордился историей своего родного города и славными земляками, среди которых были такие литераторы, как П. И. Мельников‐Печерский, П. Д. Боборыкин, А. Н. Островский, В. И. Даль, В. А. Соллогуб, С. Т. Аксаков, А. И. Патреев, М. И. Суетнов, Н. И. Кочин, и Иван Каляскин, проведший в Лукоянове детские годы и окончивший местное четырехклассное городское училище.
«Продразверстка. 1918 год», 1986 год, холст, масло, 105 x 200 см., частное собрание.

Далее последовало обучение в школе фабрично-заводского ученичества в Нижнем Новгороде. В те году школы ФЗУ являлись основным типом профессионально-технической подготовки в СССР. С 1920 и по 1940 год школы ФЗУ действовали при большинстве крупных предприятий молодой страны Советов для подготовки квалифицированных рабочих. В Лукоянове больших предприятий не было, и в 1929 году шестнадцатилетний паренек Иван Каляскин отправился в Нижний Новгород получать рабочую специальность. Срок обучения в ФЗУ составлял три-четыре года, при этом принималась молодежь 16–18 лет с начальным образованием. Одновременно в школе велась и общеобразовательная подготовка.
«Комиссары, на выход!», 1990 год, холст, масло, 120 x 190 cм., Новокузнецкий художественный музей.

«Посланник…», 1991 год, холст, масло, 100 х 130 см., частное собрание.

Это было время больших устремлений и грандиозных свершений. Молодежь стремилась в небо. Мечтал об этом и Ваня Каляскин, представляя себя за штурвалом винтокрылых машин. А еще он увлекся рисованием, увлекся серьезно, посвящая этому все свободное время. Неизменной темой его рисунков было небо, которое манило и занимало все воображение, а рисунки позволяли юношеские фантазии воплощать на бумаге. Учителя, видя несомненное природное дарование Каляскина, посоветовали ему продолжить художественное обучение в городе на Неве, и в 1932 году с направлением в художественный институт в кармане Иван Каляскин отправился в город белых ночей и разводных мостов Ленинград. Сказать, что город трех революций просто понравился застенчивому пареньку из провинции с первого знакомства, значит — не сказать ничего!..
Каляскин был поражен, восхищен и восторженно очарован городом, о котором так много слышал. Он влюбился в этот город с первой встречи и сохранил эту влюбленность на всю оставшуюся жизнь.
«Бой над аэродромом», 1970 год, холст, масло, 184 x 204 см., Нижегородский государственный художественный музей.

Ввиду отсутствия базовой художественной подготовки, немедленное поступление в знаменитый храм трех искусств пришлось отложить на целых три года и всерьез заняться изучением основ художественной грамоты и обучению навыкам натурного письма на подготовительных курсах при ЛИЖСА, которые старательный кандидат в художники посещал в 1932–1935 годы. Обучение не прошло даром, и весной 1935 года знаменитое здание на Университетской набережной, 17 гостеприимно распахнуло свои двери для нового студента первого курса живописного факультета. Мечты иногда сбываются.
Однако не прошло и полугода, как первокурсник ЛИЖСА Иван Каляскин был призван на действительную службу в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии.
«Гражданская война №2», 1993 год, холст, масло 100 x 130 cм., Музей изобразительных искусств г. Комсомольск-на-Амуре.

И вновь его мечте суждено было сбыться… После ускоренного обучения в школе военных летчиков Каляскин попал служить в ряды сталинских «соколов» — военно-воздушные силы. Ни много ни мало, а двадцать пять лет поднимал в небо свои боевые винтокрылые машины Иван Каляскин, уволившись в запас лишь в 1960 году в звании подполковника. Он был участником войны с белофиннами и Великой Отечественной войны. Служил в 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. Сражался на Северо-Западном, Крымском, Донском, Сталинградском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Был тяжело ранен и награжден многими боевыми орденами и медалями.
«Сражение в воздухе» 1975 год, холст, масло , 155 x 175 cм., частное собрание.

После демобилизации вернулся в Ленинград и в 1961 году продолжил обучение в знаменитой Репинке. Педагогами Ивана Каляскина были Владимир Александрович Горб (1903–1988) — замечательный советский живописец и график, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР, Михаил Семёнович Копейкин (1905–1983) — известный советский живописец и график, и Александр Дмитриевич Романычев (1919–1989) — советский живописец и график, профессор ЛИЖСА имени Репина. На третьем курсе, когда пришло время выбирать персональную мастерскую наставника для продолжения обучения, Каляскин выбрал мастерскую известного советского художника-живописца, графика и педагога Юрия Михайловича Непринцева (1909–1996). По мастерской Непринцева в 1967 году успешно окончил художественный институт, представив художественному совету дипломную работу — картину «Лётчики». Полотно получило высший балл и принесло автору диплом и квалификацию художника живописи.
«Ожидание», 1994 год, холст, масло, 110 x 204 cм., Брянский областной художественный музей.

После окончания художественного института Иван Владимирович Каляскин остался жить и работать в столь милом его сердцу Ленинграде. Главной темой его работ на протяжении всего творчества стала авиация. Также писал батальные картины, жанровые композиции на военную и историко-революционную темы, портреты. Одиннадцать лет руководил художественной студией при окружном Доме офицеров, передавая свой опыт многочисленным ученикам. Выставки произведений Ивана Каляскина состоялись в 1974, 1976 и 1977 годах в Ленинграде. Являлся членом Санкт-Петербургского союза художников. В 1997 году был удостоен высокого звания заслуженного художника Российской Федерации.
«Разведка», 1991 год, холст, масло, 81 x 127,5 cм., частное собрание.

«Красногвардейский патруль», 1985 год, холст, масло, 125 x 180 cм., частное собрание.

Иван Владимирович Каляскин скончался 17 декабря 1997 года в Санкт-Петербурге на 85-м году жизни. Творческое наследие Ивана Каляскина обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его картины «Первые дни Октября» (1970), «Тревога. Командир эскадрильи майор Иван Таран» (1971), «Завтра на фронт» (1977), «Перехватчики» (1978), «Продразвёрстка» (1984), «Вестники» (1991), «Ожидание» (1994), в полной мере характеризующие уровень мастерства и творческих возможностей художника. Произведения мастера украшают экспозиции художественных и краеведческих музеев России, а также многочисленные частные коллекции нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья.
«Расставание», 1995 год, холст, масло, 90 х 130 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. 50-летию образования СССР посвящается: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1974.
2. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987.
3. Художники народов СССР: биобиблиографический словарь. СПб., 1995. Т. 4. Кн. 2.
4. Связь времен. 1932–1997. Художники — члены Санкт-Петербургского союза художников России: каталог выставки. СПб., 1997.
5. Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны. М.: Союз художников России, 2000.
6. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
7. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
8. Громов Н. Н. Каляскин Иван Владимирович //Страницы памяти. 1941–1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) союза художников — ветераны Великой Отечественной войны: справочно-биографический сборник. СПб.: Петрополис, 2014. Кн. 1.
«Гражданская война №1», 1991 год, холст, масло 100 x 130 cм., Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.