Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 119. Захарьян Рубен Агасьевич (Ruben Zakharian) (1901-1992).

Герой очередного выпуска Альманаха — Рубен Агасьевич Захарьян — известный советский живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Рубен Захарьян родился в Тифлисе. В 1917–1922 годах занимался в Училище живописи, скульптуры и зодчества при Кавказском обществе поощрения изящных искусств, преобразованном в 1921 году в Тбилисскую академию художеств. Обучался у профессоров Евгения Лансере, Бориса Фогеля и Егише Тадевосяна. В 1923 году по направлению Наркомпроса Грузии был командирован в Петроград для продолжения учебы во ВХУТЕИНе. Занимался у Кузьмы Петрова-Водкина, Алексея Карева. В 1927 году успешно окончил институт. Фронтовик. Участник двух войн.

С 1926 года Захарьян участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Живописную манеру художника отличает декоративность, обобщенный рисунок, особое внимание к отношениям теплых и холодных тонов. В 1950–1980 годы неоднократно совершал творческие поездки в Армению, работал в домах творчества в Гурзуфе, на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге, на Академической даче и в Сенеже. Персональные выставки произведений Рубена Захарьяна состоялись в Ленинграде в 1974 и 1983 годах. В 2019 году выставка произведений художника прошла в Санкт-Петербурге в культурном центре «Вернатун» армянской общины Санкт-Петербурга.

Произведения Рубена Захарьяна находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, Армении, Германии, Великобритании, США, Японии, Италии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Рубен Агасьевич Захарьян родился 14 июля 1901 года в Тифлисе в семье мелкого ремесленника. Его отец Захарьян Агасий Агасьевич (1865–1943) был кустарем, известным в округе сапожником, а мама Залиньян Екатерина Артемьевна (1877–1927) занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Детство маленького Рубена прошло на улицах замечательного древнего Тифлиса, расположившегося в обширной котловине, протянувшись узкой полосой на десятки километров в долине своенравной реки Куры и по прилегающим с трех сторон склонам окружающих гор.
«Песчаная дорога», 1990-е годы, картон, масло, 23 х 31 см., частное собрание.

Вместе со всеми он бегал по улицам, вместе со всеми участвовал в веселых детских играх, оставивших в цепкой памяти светлые воспоминания о беззаботном детстве и, в отличие от друзей и неожиданно для родителей, увлекся рисованием, при том, что никаких объективных предпосылок для этого не было — родители Рубена были весьма далеки от искусства и от живописи.
«Алый и лазурный», 1953 год, картон, масло, 14,8 х 34,4 см., частное собрание.

Как бы там ни было, но увлечение оказалось сильным, никак не походившим на мимолетное, а успехи юного самородка были настолько очевидными даже для неискушенного глаза, что родители не стали чинить препятствий сыну, несмотря на то, что Агасий Агасьевич видел в нем продолжателя семейного дела, а наоборот в 1917 году помогли ему с поступлением в Тифлисское училище живописи, скульптуры и зодчества при Кавказском обществе поощрения изящных искусств, в 1921 году преобразованное в Тбилисскую Академию художеств.
«Пейзаж», 1999 год, картон, масло, 36,5 х 49 см., Бердянский художественный музей им. И. И. Бродского.

В этом месте стоит сделать небольшой экскурс в историю. Кавказское общество поощрения изящных искусств имело славную историю. Образованное в 1873 году на базе Тифлисского художественного общества, которое в 1877 году объединилось для взаимной материальной поддержки с местным Музыкальным обществом под общим названием Кавказское общество поощрения изящных искусств, общество ставило своими основными целями содействие распространению художественного образования, развитие художественной и музыкальной деятельности на Кавказе, а также поощрение талантов в живописи и музыке.
«Берег в Гурзуфе», 1956 год, картон, масло, 24,3 х 33,2 см., Архангельский музей изобразительных искусств.

Начиная с 1888 года, общество устраивало выставки и занималось поддержанием рисовальной школы (училища живописи), получая от Императорской Академии художеств ежегодную субсидию в 2000 рублей на содержание школы. В училище были собраны прекрасные преподаватели, не жалевшие ни сил, ни времени для занятий с талантливой молодежью, а в том, что Рубен Захарьян был очень талантлив, ни у кого из его преподавателей никаких сомнений не было.
«Берег в Хосте», 1959 год, картон, масло, 23,8 x 33,2 cм., Дагестанский музей изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой.

Захарьяну довелось учиться у замечательного русский и советский художника, академика еще Императорской Академии художеств, будущего народного художника РСФСР, заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР, Евгения Евгеньевича Лансере (1875–1946), известного русского и советского живописца и педагога, будущего профессора ЛИЖСА имени И. Е. Репина и члена Ленинградского союза художников Бориса Александровича Фогеля (1872–1961) и выдающегося российского и армянского художника, выпускника МУВЖЗ Егише Мартиросовича Тадевосяна (1870–1936).
«Март в деревне», 1953 год, картон, масло, 23,3 х 34,5 см., Ивановский областной художественный музей.

В 1922 году Захарьян успешно окончил Тбилисскую академию художеств и по направлению Наркомпроса Грузии был командирован в Петроград для продолжения учебы во ВХУТЕИНЕе. Случилось невероятное. Мог ли мечтать маленький провинциал из далекого Тифлиса, что когда-нибудь ему представится возможность переступить порог знаменитого здания на Университетской набережной, 17 — храма трех важнейших искусств, аудитории которого помнили присутствие в них К. П. Брюллова, В. А. Тропинина, И. Е. Репина, М. Н. Воробьева, О. А. Кипренского, С. Ф. Щедрина, Сурикова, А. И. Куинджи, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, В. В. Верещагина, В. М. Васнецова, К. Е. Маковского, В. А. Серова и многих, многих других великих живописцев, ставших символами отечественного искусства.
«Светло-голубые оттенки», 1990-е годы, картон, масло, 18,5 х 31 см., частное собрание.

Четыре года посещал Захарьян аудитории знаменитой Академии художеств, ставшей для него родным домом на период обучения. Занимался у замечательного советского живописца, графика и педагога, будущего теоретика искусства Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878–1939) и известного русского и советского живописца, графика и педагога, члена Ленинградского союза советских художников Алексея Еремеевича Карева (1879–1942). В 1927 году Рубен Захарьян успешно окончил институт, защитив дипломную работу «Физкультурники».
«Баржи у причала», 1948 год, картон, масло, 26 х 33 см., Мурманский областной художественный музей.

После окончания художественного института Рубен Агасьевич остался жить и работать в Ленинграде — городе, влюбившим в себя молодого впечатлительного провинциального паренька с первой встречи и ставшим впоследствии для него второй родиной. В поисках своего собственного стиля Захарьян работал в разных художественных жанрах, пробуя себя в разных техниках. Писал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые и исторические композиции, этюды с натуры.
«Силуэты Гурзуфа», 1958 год, картон, масло, 15,7 х 34,5 см., Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва.

С 1926 года активно участвовал в различных художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Работал художником в Репродукционных мастерских «Главнауки» в Ленинграде, затем на фабрике «Белгоскино».
«Невский проспект, Вид на Русский музей», 1949 год, холст, масло, 28,5 х 40 см., Музей истории Санкт-Петербурга.

В 1929 году был призван на действительную воинскую службу в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Проходил военную службу во 2-м автотранспортном батальоне в Ленинграде. После демобилизации работал художником в Политпросветцентре и в Горкоме Изо, выполняя заказы по различным договорам. В сентябре 1939 года после начала войны с Финляндией был вновь призван в Красную армию. Участвуя в боевых столкновениях с противником, командовал ротой 59 отдельного батальона 24-й стрелковой Самаро-Ульяновской дивизии. После демобилизации в ноябре 1940 года вернулся в Ленинград и продолжил работать по договорам с Ленизо. В январе 1941 года был принят кандидатом в члены Ленинградского союза советских художников.
«Зелёный берег», 1954 год, картон, масло, 11 х 19,7 см., частное собрание.

Начало Великой Отечественной войны встретил в Ленинграде. В первые месяцы был призван в ряды действующей армии. Воевал в 388-м автобатальоне 17-й автотранспортной бригады Ленинградского фронта, обеспечивая бесперебойную работу знаменитой «Дороги жизни», проложенной по льду замерзшей Ладоги. В 1943 году с частью был переброшен на Северо-Кавказский фронт в город Орджоникидзе, где закончил службу в декабре 1946 года. Был ранен. Награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
«Маленькая улица в Гурзуфе», 1953 год, холст, масло, 14.3 х 32. 8 см., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

После демобилизации в конце 1945 года Рубен Захарьян вернулся в Ленинград. Участвовал в восстановлении города, одновременно вспоминая профессиональные навыки художника, несколько утраченные за годы войны. В 1951 году был принят в члены Ленинградского союза советских художников. Живописную манеру Захарьяна этих первых послевоенных лет отличали обобщенный рисунок, декоративность, внимание к отношениям теплых и холодных тонов и передаче световоздушной среды. Колорит активно строился на отношениях основных цветов.
«Морской пейзаж», 1950 год, картон, масло, 13,5 х 23,5 см., Сочинский художественный музей.

Рубен Агасьевич всегда с большим удовольствием работал на природе, предпочитая непосредственное пленэрное письмо академичной работе в мастерской. В 1950–1980 годы Захарьян неоднократно совершал продолжительные творческие поездки в Армению, работал в домах творчества художников в Гурзуфе, на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге, на Академической даче и Сенеже.
«На Волхове», 1959 год, картон, масло, 18,5 x 24 cм., частное собрание.

Творческое наследие Рубена Захарьяна обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его картины «Портрет академика М. Г. Хлопина» (1950), «Гурзуф», «Утро на Сенеже» (обе 1953), «В пригороде Ленинграда» (1956),»Пейзаж с военным катером. Крым» (1950-е), «Зима на Сенеже» (1964), «Тихо на Волхове» (1965), «Овощи», «Полдень в Аштараке» (обе 1970), «Сирень» (1972), «К весне» (1973), «Дом Левитиных» (1978), «Дорога в Аштарак» (1980), характеризующие уникальное мастерство и большой творческий потенциал художника.
«Пейзаж с военным катером. Крым», 1950-е годы, холст, масло, 20,5 х 38 см., частное собрание.

Работы Рубена Захарьяна экспонировались на многочисленных выставках разного уровня: «Живопись, рисунок, скульптура» (1967), произведений ленинградских художников (1941, 1952, 1953, 1958, 1960, 1961, 1963), Весенних выставках произведений ленинградских художников (1954, 1965, 1970, 1971, 1972), Осенних выставках произведений ленинградских художников (1956, 1958, 1968, 1970, 1971, 1972, 1973), «Ленинград» (1964), «Наш современник» (1972), «Натюрморт» (1973) в Ленинграде, произведений художников-маринистов РСФСР в Калининграде (1961).
«Шторм у Гурзуфа», 1953 год, картон, масло, 13,3 х 24,3 см., Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск.

Персональные выставки произведений Рубена Агасьевича Захарьяна состоялись в Ленинграде в залах Ленинградского союза художников в 1974 и 1983 годах. В 2019 году с большим успехом прошла выставка произведений художника в культурном центре «Вернатун» армянской общины Санкт-Петербурга.
«Зимний пейзаж», 1990-е годы, картон, масло, 20 х 37 см., Художественный фонд России, Москва.

Рубен Агасьевич Захарьян скончался 25 мая 1992 года в Санкт-Петербурге на девяносто первом году жизни.
«Скалы в Гурзуфе», 1953 год, картон, масло, 18 х 31 см., частное собрание.

В наши дни его произведения украшают экспозиции художественных и краеведческих музеев нашей страны, а также многочисленные частные собрания в России, Франции, Армении, Германии, Великобритании, США, Японии, Италии и других странах.
«В порту», 1953 год, картон, масло, 31 х 40 см., Приморская государственная картинная галерея, г. Владивосток.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т. 1.
2. Центральный государственный архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8.ч.2. Д.283. Л.8.
3. Рубен Агасьевич Захарьян. Выставка произведений: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983.
4. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года: каталог. М.; Л: Искусство, 1951.
5. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1955 года: каталог. Л.: ЛССХ, 1956.
6. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
«Деревья», 1958 год, холст, масло, 12,5 х 18,5 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.