Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 118. Загонек Вячеслав Францевич (Vyacheslav Zagonek) (1919-1994).

Герой очередного выпуска Альманаха — Вячеслав Францевич Загонек — известный российский художник-живописец, мастер пейзажа. Народный художник СССР (1985). Лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина.

Вячеслав Загонек родился в Иркутске. В 1932–1936 годах занимался в частной студии у А. Р. Эберлинга и И. Г. Михайлова, в 1936–1939 годах — в Средней художественной школе у С. Л. Абугова и В. Л. Анисовича. Фронтовик. Участвовал в Советско-финляндской войне, затем в Великой Отечественной войне — командиром приборного расчета зенитной батареи. В 1945 году поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у М. Д. Бернштейна, А. Д. Зайцева, Г. В. Павловского, С. Л. Абугова, Г. А. Савинова. В 1950 году окончил институт по мастерской Б. В. Иогансона с присвоением звания художника живописи.

Впервые участвовал в выставке в 1939 году. Писал пейзажи, жанровые и исторические композиции, портреты. Получил известность как мастер лирического пейзажа и жанровых картин на темы жизни современной деревни. Один из крупнейших представителей пейзажной живописи Ленинграда середины и второй половины XX века. Член Союза художников СССР с 1950 года. В 1976 был избран членом-корреспондентом, в 1988 — действительным членом АХ СССР.

Произведения Вячеслава Загонека находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, КНР, Японии, Германии, Италии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Вячеслав Загонек — один из крупнейших представителей русской пейзажной живописи второй половины XX века. Будучи художником яркого дарования, он остро чувствовал природу, особенно ее переходные состояния, умел в любом самом простом пейзажном мотиве найти и выделить нечто сущностное, глубинное, что способно подчеркнуть красоту неброской русской природы. Обладал своим, только ему свойственным выразительным языком, и в своих работах дарил нам возможность увидеть и прочувствовать эту красоту» (В. Кузнецов, искусствовед).
«Северная весна», 1983-1985 годы, холст, масло, 142 х 220 см., частное собрание.

Вячеслав Францевич Загонек родился 16 декабря 1919 года в Иркутске в семье Франца Загонека, выходца из чешской Моравии, воевавшего в годы Первой мировой войны на стороне Австро-Венгрии, попавшего в плен и находившегося в этом плену в России. Мама Вячеслава была родом из Белоруссии. В 1920 году родители Вячеслава приняли решение вернуться в Чехию, но 1927 году неожиданно для друзей приняли советское подданство и переехали на постоянное жительство в Ленинград.
«Гроза прошла» 1961 год, холст, масло, Киевский музей русского искусства.

В Ленинграде Вячеслав пошел в школу и, к удивлению родителей, весьма далеких и от искусства в целом и от живописи в частности, увлекся рисованием, демонстрируя при этом навыки и умение, оценить которые могли даже неискушенные зрители. Родители, видя это, не стали препятствовать увлечению сына, а наоборот теплым весенним днем 1932 года привели его в частную художественную школу известного художника и педагога Альфреда Эберлинга (1872–1951), располагавшуюся в те годы на улице Чайковского.
«Черная лошадь», 1952 год, холст, масло, Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

Альфред Рудольфович Эберлинг, ставший фактически первым учителем Вячеслава Загонека, являлся легендарной личностью среди людей, имевших отношение к искусству живописи и фотографии дореволюционного Петрограда и довоенного Ленинграда. Ученик Ильи Ефимовича Репина, художник при Императорском дворе Николая II, известность свою он приобрел, занимая должность официального придворного портретиста царской фамилии вплоть до отречения последнего русского монарха в 1917 году. Одновременно с этим Эберлинг преподавал в школе Общества поощрения художеств и занимался творчеством, создав более ста портретов, главным образом представителей театрального мира дореволюционной России.
«Березы», 1955 год, холст, масло, Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского.

После революции участвовал в создании художественно-педагогического техникума на базе Рисовальной школы, в котором преподавал до 1933 года, руководил изостудией АХР в Ленинграде, исполнил портреты многих советских вождей для воспроизведения массовым тиражом. В 1924 году выиграл конкурс, объявленный Гознаком на лучший портрет В. И. Ленина, после чего исполнил рисунок для денежных знаков, который был воспроизведен на купюрах образца 1937 года. Одним словом, лучшего педагога для юного самородка трудно было себе представить, а то, что именно самородок попал ему в руки, Альфред Эберлинг понял сразу после первого знакомства с тринадцатилетним мальчуганом.
«Утро», 1960 год, холст, масло, частное собрание.

Четыре года посещал Вячеслав Загонек занятия в студии Эберлинга, которые учили главному — навыкам работы с натурой, наличие которых являлось обязательным условием при поступлении в Среднюю художественную школу, учеба в которой являлась мечтой всех занимавшихся живописью ленинградских мальчишек тех лет.
«Группа берёз», 1980 год, холст, масло, Нижегородский государственный художественный музей.

Как известно, учение и труд все перетрут, и в 1936 году Загонек поступил в Среднюю художественную школу при Ленинградском институте живописи скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. Знаменитое здание на Университетской набережной, 17 гостеприимно распахнуло перед ним свои двери, и последующие три года он практически ежедневно посещал учебные классы на верхних этажах здания, где располагалась в те годы СХШ. Спуститься на первые этажи, где располагалась знаменитая Репинка, ему еще только предстояло…
«Лесной мотив. Костёр», 1967 год, холст, масло, Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Педагоги в СХШ, а занимался он у Семена Львовича Абугова (1877–1950) — замечательного советского живописца и графика, профессора ЛИЖСА имени И. Е. Репина, Владислава Леопольдовича Анисовича (1908–1969) — известного советского живописца и графика и Самуила Григорьевича Невельштейна (1903–1983) — советского живописца и графика, члена Ленинградской организации Союза художников РСФСР, хвалили Вячеслава, нередко ставя его в пример другим ученикам. Отдавая дань его природному дарованию, педагоги отмечали еще и необычайную работоспособность молодого художника, готового часами трудиться над холстом, доводя его до необходимой завершенности.
«Русский мотив», 1980 год, холст, масло, Государственный Русский музей.

В 1939 году после окончания СХШ Вячеслав Загонек был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Принимал непосредственное участие в боях в период Советско-финляндской войны, а когда грянула Великая Отечественная война, сражался в рядах Красной армии в должности командира приборного расчета зенитной батареи. В 1942 году был отозван из действующей армии и неожиданно демобилизован — как сын эмигранта, и в последующем направлен на север в трест «Мурманскрыбстрой», где до начала 1945 года работал техником-строителем.
«Ялдом-озеро. Лодки», 1957 год, картон, масло, Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина.

После окончания войны в 1945 году Вячеслав Загонек вернулся в Ленинград и поступил на первый курс живописного факультета ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Вот теперь его мечта полностью исполнилась, и он стал полноправным студентом этого знаменитого храма трех искусств. Заниматься Загонеку довелось у замечательных педагогов Репинки первых послевоенных лет Михаила Давидовича Бернштейна (1875–1960), Александра Дмитриевича Зайцева (1903–1982), Генриха Васильевича Павловского (1907–1973), Семена Львовича Абугова (1877–1950) и Глеба Александровича Савинова (1915–2000).
«Лесная дорога», 1975 год, картон, масло, 49 x 69 см., частное собрание.

На третьем курсе, когда пришло время выбирать персональную мастерскую педагога для продолжения обучения, не колеблясь, записался в мастерскую Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973). В 1950 году Вячеслав Загонек успешно окончил художественный институт по мастерской своего наставника, представив художественному совету дипломную работу — картину «Весна в колхозе», получившую высший балл у членов совета и принесшую автору квалификацию художника живописи.
«Мартовское солнце», 1962 год, холст, масло, Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

После окончания института молодой художник остался жить и работать в Ленинграде. В 1950 году был принят в члены Ленинградского союза советских художников. Писал в разных художественных жанрах, пробуя свои силы в разных техниках. Загонек создавал пейзажи, жанровые и исторические композиции, портреты, однако известность получил как непревзойденный мастер лирического пейзажа и жанровых картин на темы жизни современной деревни. По общему мнению специалистов, Вячеслав Францевич Загонек является одним из крупнейших представителей ленинградской пейзажной живописи середины и второй половины XX века.
«Рожь. Сурепки. Васильки», 1988 год, картон, масло, 39,5 х 50 см., Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.

Начиная с 1961 года творчество Вячеслава Загонека было тесно связано со Старой Ладогой и творческой базой Ленинградского союза художников. Из многочисленных творческих командировок, а в 1950–1970-х годах с творческими поездками художник побывал в Карелии, на Иссык-Куле, в Крыму, на Енисее, посетил Венгрию, Румынию, Польшу, Италию, Болгарию, Загонек непременно возвращался в Старую Ладогу, неброская красота которой была столь созвучной самому характеру живописного видения художника. Художник подолгу жил и работал на Академической даче и в ее окрестностях.
«Рыбаки Иссык-Куля», 1954 год, холст, масло, частное собрание.

Вячеслав Францевич посвятил весь свой талант, которым щедро одарила его природа, утверждению и развитию принципов, разрабатывавшихся художниками-пейзажистами начиная с 1950-х годов. Родная отечественная природа в его пейзажах предстает одухотворенной, отмеченной внутренней жизнью, отвечающей думам и переживаниям современного человека. Как художника, его интересовала задача раскрытия духовной взаимосвязи человека и природы. Важнейшей потребностью для Вячеслава Загонека всегда оставалась работа с натуры, которую он предпочитал академичной работе в мастерской.
«Начало апреля», 1981 год, холст, масло, Сочинский художественный музей.

«Деревня Велье. Сугроб снега», 1989 год, картон, масло, 44 х 53,5 см., частное собрание.

В его художественном воображении древняя земля Старой Ладоги неизменно вызывала богатые ассоциациями образы, глубокие по человеческому содержанию, синтезирующие историю и современность. Загонек всегда искренне восхищался природой Старой Ладоги и окрестностей, ее историческим ландшафтом с памятниками древнерусской архитектуры, а сцены деревенского быта, свидетелем которых он зачастую становился, с легкостью становились основой сюжетов многих его произведений.
«Холодные дни мая», 1990 год, холст, масло, 149,5 х 166,5 см., Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.

«Волхов после дождя», 1970 год, холст, масло, 60 х 70 см., частное собрание.

В 1963 году Вячеслав Францевич Загонек был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР». В 1976 году был избран членом-корреспондентом, а в 1988 году — действительным членом Академии художеств СССР. В 1979 году художник был удостоен почетного звания «Народный художник РСФСР», а в 1985 году — «Народный художник СССР».
«Март. Будни», 1964 год, холст, масло, частное собрание..

Творческое наследие Вячеслава Францевича Загонека обширно и многогранно. Художнику свойственны обостренная восприимчивость к современности, вдумчивость взгляда, стремлением к большим темам, отражению сложных наблюдений и мыслей, в том числе через самые обыденные, на первый взгляд, сюжеты и мотивы. При все при этом особого внимания заслуживают полотна мастера «Дорога» (1950), «Академическая дача» (1951), «Весенний день» (1952), «На берегу Ангары» (1960), «Волхов» (1962), «Цветет черемуха» (1962–1964), «Март. Будни» (1963–1964), «Октябрь. Стынет» (1968), «Май», «Майские дожди» (обе 1969), «Волхов. Поют соловьи» (1970), «Ветка черёмухи» (1370), Над Енисеем идут дожди» (1972), «Весенним утром» (1976), «Идет весна», «Внуки» (обе 1977), «Детство» (1979), «Листопад» (1980), «Приволье» (1984), «Пробуждение» (1985), «Поле. Семья» (1987).
«Ветка черемухи», 1970 год, холст, масло, Новокузнецкий художественный музей.

Выставочная деятельность Вячеслава Загонека началась в 1933 году с его участия в конкурсе юных дарований в Ленинграде, на котором он получил первую премию за рисунки. В дальнейшем персональные выставки произведений Вячеслава Загонека прошли в 1965 году в Варшаве, 1966 году в Ленинград и Москве, в 1970 году в Саратове, Ижевске и Казани и в 1990 году в Ленинграде, в Музее Академии художеств. В 2007 году работы мастера экспонировались на юбилейной выставке, посвященной 250-летию РАХ в столичном «Манеже». Вячеслав Францевич участником и многочисленных международных выставок советского искусства в Варшаве (1963, 1965), Софии (1968), Турку (1968), Бухаресте (1971, 1975), Берлине (1971), Дрездене (1975), Токио (1977) и Париже (1977).
«Осень», 1978 год, холст, масло, 60,5 х 50,5 см., Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина.

Вячеслав Францевич Загонек скончался 24 июня 1994 года в Санкт-Петербурге на семьдесят пятом году жизни. Был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища Санкт-Петербурга.
Могила художника В. Загонека на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

Произведения Вячеслава Загонека находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Сальского музея имени художника В. К. Нечитайло, Музея Академии художеств в Санкт-Петербурге, Национальной художественной галереи в Софии, Музея русского искусства в Киеве, Картинной галереи в Львове, в картинных галереях и художественных музеях Абрамцево, Астрахани, Иваново, Калуги, Красноярска, Курска, Магнитогорска, Новгорода, Новокузнецка, Оренбурга, Орла, Перми, Рязани, Салехарда, Саратова, Ставрополя, Сочи, Сыктывкар, Тамбова, Томска, Удмуртии, Ульяновска, Челябинска, Чугуева, в частных коллекциях в России, Англии, Бельгии, Германии.
«Апрельский день», 1985 год, картон, масло, 42 х 47 см., Самарский областной художественный музей.

«Свежая листва», 1989 год, картон, масло, 46 х 50 см., Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.

В июле 2016 года в выставочном зале музея-заповедника «Старая Ладога» с успехом прошла выставка работ ленинградских художников Вячеслава Францевича и Владимира Вячеславовича Загонеков «Отец и сын о Старой Ладоге». На выставке, в частности, были представлены пейзажи, выполненные Вячеславом Загонеком в разных уголках Родины, в том числе пейзажи Старой Ладоги, виды берегов Волхова, передающие свежее впечатление от неповторимости состояния природы в разное время суток и года.

В декабре 2019 года в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге с успехом прошла выставка «Вячеслав Францевич Загонек (1919–1994). К 100-летию со дня рождения».

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987.
2. Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории / под ред. А. Ф. Дмитренко, С. В. Иванова. СПб.: Галерея АРКА, 2019.
3. Григорьева Т. Вячеслав Францевич Загонек. Страницы творчества // Петербургские искусствоведческие тетради. СПб. 2001. Вып. 3.
4. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
5. Выставка произведений ленинградских художников: каталог. Л.; М.: Искусство, 1951.
6. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года: каталог. Л.: Лениздат, 1951.
«Академическая дача. Окно мастерской», 1979 год, холст, масло, Магнитогорская картинная галерея.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.