Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 117. Давидсон Мария Соломоновна (Maria Davidson) (1926-2019).

Герой очередного выпуска Альманаха — Мария Соломоновна Давидсон — известный российский художник, живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Мария Давидсон родилась в Ленинграде. В 1952 году окончила Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной по мастерской Анатолия Казанцева. Занималась у Александра Самохвалова, Ивана Степашкина, Арсения Семёнова, Сергея Осипова.

Мария Давидсон — представитель русской реалистической школы, но в Европе ее причисляют к российскому импрессионизму. С 1954 года участвовала в выставках ленинградских художников. Писала портреты, пейзажи, жанровые композиции, натюрморты. Член Ленинградского союза художников с 1959 года. Персональные выставки состоялись в Ленинграде (1976), Мадриде (1993) и Толедо (1993).

Произведения Марии Давидсон находятся в художественных и краеведческих музеях России, а также в частных собраниях в нашей стране, в Испании, Франции, Швеции, Японии, Германии, США и Канаде.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Имя этого мастера широко известно как в Санкт- Петербурге, так и за рубежом. Марианна Давидсон — представитель русской реалистической школы, но в Европе ее причисляют к российскому импрессионизму. И в самом деле, ее манере свойственны искренность, непосредственность, мажорное видение окружающей жизни, стремление передать зрителю восхищение красотой зримого мира» (М. Лагунова, искусствовед).
«Букет на окне», 1980-е годы, холст, масло, частное собрание.

Мария (Марианна) Соломоновна Давидсон родилась 28 октября 1926 года в Ленинграде в городской интеллигентной семье. Отец Марии работал коммерческим директором Волховского алюминиевого завода, а мама — в конструкторском бюро одного из промышленных предприятий города. В семье Давидсон многое было связано с искусством. Тетя Марии Галина Кириллова окончила хореографическое училище, училась у знаменитой, строгой и требовательной Вагановой и после окончания балетной школы была принята в прима-балерины в Малый оперный театр, называемый тогда МАЛЕГОТ. Мама Марии сама неплохо писала маслом на любительском уровне и в свое время занималась у профессора Альфреда Рудольфовича Эберлинга (1872–1951).
«Автопортрет», 1950 год, картон, масло, 47 x 35 см., частное собрание.

По воспоминаниям Марии, мама была добрым и жизнерадостным человеком с авантюрным характером. Она ценила жизнь и много времени уделяла воспитанию дочерей, а у Марии была еще старшая сестра. Каждое лето девочки с бабушкой проводила за городом, а осенью возвращались в Ленинград. В семье всячески приветствовались любые проявления творчества, а мама чутко прислушивалась к склонностям дочерей. По замечаниям самой Марии, ее детство вполне можно назвать счастливым, потому как репрессии и прочие трагические события тех лет до поры до времени обходили ее семью стороной.
«Танец у переправы», 1970-е годы, бумага, темпера, масло, 30 х 38 см., частное собрание,

Тут стоит оговориться, что отец Марии несколько раз исчезал из дома на неопределенное время, а однажды исчезла и мама. Появилась она нескоро, и Мария с сестрой, будучи еще довольно маленькими, не сразу узнали ее в исхудавшей женщине с белыми волосами. Мария родилась на улице Чайковского, в доме 15, а далее, на углу Друскеникского переулка, находился двухэтажный особнячок, где в начале 1930-х годов размещалась студия художественного воспитания детей имени Лилиной, в просторечии ДХВД.
«Цветы на окне», 1970-е годы, холст, масло, музей изобразительных искусств, Бишкек.

Злата Ионовна Лилина (1882–1929) была известным в те годы партийным и государственным деятелем, журналистом и второй женой всесильного тогда Григория Евсеевича Зиновьева (1883–1936) — первого секретаря ленинградского обкома партии. Она пользовалась благосклонностью мужа и его возможностями и сделала из маленького неприметного особняка на углу улицы Чайковского и Друскеникского переулка удивительный по тем временам оазис художественного воспитания детей.
«Автопортрет. Вдова», 1984 год, холст, масло, Тамбовская областная картинная галерея.

Именно сюда в 1935 году и привели за руку маленькую девочку Марию Давидсон постигать азы художественного мастерства, когда у нее проявился интерес к рисованию. ДХВД тех лет был пропитан атмосферой творчества, а педагоги, молодые и постарше, работали самозабвенно, щедро делясь с детьми своими знаниями, вкусом и опытом. В студии в те годы работали два замечательных учителя рисования: Кордобовский и Левин — два друга, близкие по своим методам подхода к ученикам, которые не только учили профессиональным навыкам, но были и подлинными просветителями, знакомя детей с историей искусства, причем новейшего по тем временам. Марии Соломоновне довелось учиться у Константина Александровича Кордобовского.
«Вдохновение», 1970-е годы, бумага, темпера, масло, 50 х 34 см., частное собрание.

В 1936 году страна с размахом отмечала день рождения Пушкина, и в этом же году в Ленинграде открылся Дворец пионеров в помещениях великолепного Аничкого дворца. Отдельный корпус был выделен для занимающихся изобразительным искусством, музыкой, балетом. В новый корпус были переведены все отделы ДХВД, а знаменитый двухэтажный особнячок на Чайковского опустел.
«Лика», 1981 год, холст, масло, частное собрание.

В 1938 году очередной раз арестовали отца Марии, как оказалось с трагическим финалом, девочки с мамой срочно сменили квартиру, и это спасло их от катка сталинского правосудия. Новая квартира на углу Восстания и Жуковского была не такой удобной и просторной, как предыдущая, но зато гораздо более безопасная, что было немаловажно в те годы и в их положении.
«Розы в вазе на столе», 1980-е годы, холст, масло, частное собрание.

Мария твердо решила связать свою жизнь с живописью и поступать в Академию художеств, но путь туда лежал через Среднюю художественную школу, располагавшуюся в том же здании на Университетской набережной, а в СХШ принимали только при наличии определенных навыков рисования с натуры, чему в Студии ИЗО не обучали. Педагоги в студии посоветовали обратиться к известному в те годы ленинградскому художнику и педагогу Альфреду Рудольфовичу Эберлингу, ученику самого Репина. У Эберлинга в свое время брала частные уроки и мама Марии. Она-то и отвела дочь в мастерскую Эберлинга, располагавшуюся в те годы на улице Восстания. Случилось это морозным зимним днем 1940 года.
«Аня кружевница», 1990-е годы, холст, масло, частное собрание.

Встреча с профессором Эберлингом оказалась для Марии судьбоносной. Профессор посмотрел рисунки и композиции Марии, и они договорились, что Мария будет у него заниматься. Так начались занятия этой упорной девушки, мечтавшей стать художником, у Эберлинга, прерванные блокадой, но имевшие для нее, как показало будущее, большое значение. По вечерам, два раза в неделю, Мария рисовала гипсы, а в воскресенье днем была живопись — живая модель, натюрморты, цветы.
«Жёлтые настурции», 1990-е годы, холст, масло, частное собрание.

В 1941 году Мария Давидсон поступила в СХШ, но началась война, в корне изменившая все планы. В начале 1942 года от истощения умерла мама, а весной 1942 года СХШ вместе с Академией художеств по льду замерзшей Ладоги была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Самарканд. В этом же 1942 году в Киров были эвакуированы и сестры Давидсон. Чтобы выжить, учебу пришлось оставить. В Кирове Мария устроилась на работу на почту, а позже поступила в местное ФЗО.
«Портрет художницы», 1970-е годы, холст, масло, 110 х 100 см., частное собрание.

ФЗО было маленьким культурным центром Кирова. Его директор, старый провинциальный интеллигент, любил искусство и по возможности старался приобщить к нему учеников. Регулярно устраивались выставки рисунков учащихся. На одной из таких выставок с работами Марии Давидсон познакомился художник Евгений Иванович Чарушин (1901–1965) и после просмотра захотел увидеть и их автора. Это была еще одна знаковая встреча в жизни Марии Давидсон. Замечательный художник, Чарушин был еще и добрейшим, чутким человеком. Всю зиму 1942–43 годов Мария брала у него уроки, пользовалась его советами, выполняла его задания. Летом 1943 года Мария переехала в Пермь, где устроилась помощницей главного художника Мариинского театра по декорациям. Театр тогда находился в Перми в эвакуации, и за Марию походатайствовала ее родственница, служившая в театре.
«Академичка». Этюд, 1953 год, бумага на холсте, масло, частное собрание.

В 1944 году уже после снятия блокады вместе с театром Мария вернулась в родной Ленинград, где продолжила свое обучение в СХШ, которое продолжалось до 1946 года. В 1946 году в жизни Марии произошло знаменательное событие — она сочеталась законным браком с художником Юрием Тулиным (1921–1983), который, по ее словам, остался главным ее учителем и наставником. А познакомилась она с мужем опять же благодаря мастерской Эберлинга, куда однажды наведалась одна из старых учениц профессора. Вот через нее и произошло судьбоносное знакомство Марии Давидсон с Юрием Тулиным, переросшее в удивительный творческий и семейный союз.
«Портрет мужа, художника Ю.Н.Тулина», 1968 год, бумага, пастель, 44 х 32 см., частное собрание.

В 1947 году Мария Давидсон поступила в Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной, которое успешно окончила в 1952 году по мастерской Анатолия Алексеевича Казанцева (1908–1984). Ее педагогами в училище выступили Александр Николаевич Самохвалов (1894–1971), Иван Петрович Степашкин (1882–1960), Арсений Никифорович Семёнова (1911–1992), Сергей Иванович Осипов (1915–1985).
«Ромашки», 1980-е годы, холст, масло, 48,5 х 50 см., Архангельский музей изобразительных искусств.

После окончания училища Мария Давидсон осталась жить и работать в родном Ленинграде. Писала портреты, пейзажи, жанровые композиции, натюрморты. В 1959 году была принята в члены Ленинградского союза художников.
«Музыка в парке», 1970-е годы, бумага, масло, 30 х 48 см., частное собрание.

«Жёны декабристов» , 1970-е годы, бумага, масло, 46 х 64 см., частное собрание.

«Жёны декабристов в Сибири», 1970-е годы, бумага, масло, 48 х 69см., частное собрание.

Мария является ярким представителем русской реалистической школы, но в Европе ее причисляют к российскому импрессионизму. С успехом работая в различных художественных жанрах, подлинного признания Мария Соломоновна добилась в портретировании. В 1993 году входе длительной поездки по Испании, а в Мадриде и Толедо с большим успехом тогда прошли две ее масштабные персональные выставки, Мария покорила сердца взыскательной испанской публики именно своими портретами, которые постоянно писала во время турне. При этом также очень интересны ее работы в жанре натюрморта.
«Букет цветов», 1980-е годы, холст, масло, Оренбургский музей изобразительных искусств.

С 1954 года Мария Давидсон участвовала в различных городских, региональных и республиканских художественных выставках, демонстрируя свои произведения вместе с картинами ведущих художников Ленинграда. Являлась участником международных выставок русского искусства в Японии, Франции и Испании.
Персональные выставки художника:
1977 — Союз художников Ленинграда
1978 — Дом Дружбы народов, Ленинград
2003 — Музей И. И. Бродского, Санкт-Петербург
2004 — Еврейский культурный центр Санкт-Петербурга
2007 — Фонтанный дом (музей А. Ахматовой), Санкт-Петербург
2009 — Библиотека имени А. С. Грибоедова, Санкт-Петербург
«Маки», 1990-е годы, холст, масло, частное собрание.

В 2016 году в музее-квартире И. И. Бродского в Санкт-Петербурге с 6 по 17 января с большим успехом прошла юбилейная выставка произведений живописи Марианны Соломоновны Давидсон «…Но, не теряя контуров лица, так хочется светиться до конца…»
Приуроченная к 90-летию мастера экспозиция включала в себя работы последнего десятилетия ее творческой деятельности, а также произведения более раннего периода.

Мария Соломоновна Давидсон скончалась 15 декабря 2019 года на 94-м году жизни в Санкт-Петербурге, где и была похоронена.
«Настурции», 1970-е годы, холст, масло, частное собрание.

Творческое наследие Марии Соломоновны Давидсон обширно и многогранно. Сегодня ее произведения украшают экспозиции Музея политической истории России в Санкт-Петербурге, Чувашского государственного художественного музея в Чебоксарах, Музея истории Санкт-Петербурге, Музея Союза художников России в Санкт-Петербурге, многочисленных художественных и краеведческих музеев нашей страны, Музея изобразительных искусств в Бишкеке, а также частные собрания в Испании, Франции, Швеции, Японии, Германии, США.
«Розы», 1980-е годы, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987.
2. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
3. Художники — члены Санкт-Петербургского союза художников России: каталог выставки. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1997.
4. Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября. Л.: Художник РСФСР, 1982.
5. Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965.
6. Участникам Второй мировой и Великой Отечественной войны посвящается: альбом-каталог. СПб., 2010.
7. Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1980.
«Автопортрет», 1973 год, холст, масло, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.