Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 116. Годлевский Иван Иванович (Ivan Godlevsky) (1908-1998).

Герой очередного выпуска Альманаха — Иван Иванович Годлевский — известный российский советский живописец, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.
Иван Годлевский родился в селе Добромеричи Холмской губернии (территория Польши в составе Российской империи). Потеряв родителей в годы Первой мировой войны, воспитывался в приюте графини Веньяминовой в Москве, после революции — в детском доме. В 1927–1931 годах учился в Киевском художественном институте. В 1936 году был принят на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры при Всероссийской Академии художеств. Занимался у Семена Абугова, Генриха Павловского, Александра Осмеркина, Глеба Савинова. В 1949 году окончил институт по мастерской М. Авилова с присвоением звания художника живописи.

Участвовал в выставках с 1946 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Член Ленинградского союза советских художников с 1949 года. Преподавал на кафедре общей живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной. Писал пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые композиции. В начале 1990-х годов творчество Годлевского получило достаточно большую известность во Франции на волне интереса к русскому искусству советского периода и успешных продаж ряда работ на аукционах русской живописи в Париже.
В 1989–1992 годах работы художника с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’Ecole de Leningrad во Франции.

Произведения Ивана Годлевского находятся в экспозициях художественных и краеведческих музеев России и в частных собраниях в России, Великобритании, Франции, Японии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Иван Иванович Годлевский родился 9 марта 1908 года в бедной многодетной крестьянской семье в глухой провинции великой Российской империи — деревне Добромеричи Холмской губернии (ныне территория Польши). Детство и юношество будущего художника пришлись на полные горя и потрясений годы Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны.
«Начало весны», 1959 год, холст, масло, Художественно-мемориальный музей А.Осмеркина, Кировоград.

Отец, призванный солдатом на войну, погиб на фронте в 1914 году. Мама с детьми эвакуировалась в Россию, но по дороге умерла от свирепствовавшей в те годы холеры. Маленький Иван с братом попали в приют княгини Веньяминовой в Москве. После революции приют был переведен на Украину и там расформирован, в результате чего все его воспитанники оказались на улице. Годы беспризорничества и страшные картины беспощадной уличной преступности на всю жизнь останутся в памяти Ивана Годлевского.
«Монастырские ворота», 1961 год, холст, масло, частное собрание.

Пройдет долгих четыре года, прежде чем в 1921 году братья Годлевские окажутся в специализированном детском доме в Полтаве, где начнут наконец вести нормальный образ жизни и учиться. Здесь же в детском доме у Ивана проявился и первый интерес к рисованию и занятиям акварелью. Учителя, видя несомненное природное дарование недавнего беспризорника, сделают неслыханное в истории детского дома: соберут деньги и на них купят для юного художника совершенно удивительный подарок — «волшебный ящик», представлявший собой этюдник с красками, стоивший по тем временам немалую сумму.
«Яхт клуб Черноморского флота», 1961 год, картон, масло, 49 x 60 см., Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.

Но что такое деньги по сравнению с тем, что именно он определил дальнейший жизненный путь вихрастого воспитанника детского дома в Полтаве? Ничего! Также подумали тогда и преподаватели детского дома и походатайствовали еще и о приеме Ивана Годлевского в 1925 году в Художественно-керамическое училище в городе Миргороде, где он занимался вплоть до 1927 года. Затем последовали пять лет обучения в Киевском художественном институте (1927–1931) в мастерской художника-модерниста Ф. Г. Кричевского (1879–1947), ученика самого Валентина Серова (1865–1911).
«Печорский монастырь», 1962 год, картон, масло, Архангельский музей изобразительных искусств.

Фёдор Григорьевич Кричевский — замечательный украинский советский живописец и первый ректор Украинской академии художеств, профессор Киевского художественного института — с большой теплотой относился к Ивану Годлевскому. Оценив большое природное дарование своего студента, он всегда поражался его удивительной работоспособности, которая вызывала заслуженное уважение наставника. Именно он посоветовал своему ученику продолжить художественное образование уже на более высоком профессиональном уровне. Путь молодого художника лежал в Ленинград…
«На море шторм», 1966-1972 годы, картон, масло, 60 х 80 см., Мурманский областной художественный музей.

«Дорога к домику Чехова», 1960-е годы, холст, масло, 60 х 80 см., частное собрание.

Служба в рядах Красной армии — Годлевский был призван в 1931 году — помешала немедленному исполнению мечты учиться в Ленинграде. Уже после демобилизации в 1936 году он отправился в город Неве, где сразу, без вступительных экзаменов, по одному лишь просмотру работ был принят на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. На долгих 13 лет растянулось обучение Годлевского в знаменитом здании на Университетской набережной, 17.
«Деревня не Волхове», 1957 год, картон, масло, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург.

Педагогами Годлевского стали Семён Львович Абугов (1877–1950), Генрих Васильевич Павловский (1907–1973), Александр Александрович Осмеркина (1892–1953), Глеб Александрович Савинов (1915–2000) и другие. В художественном институте Годлевскому посчастливилось попасть в мастерскую Александра Осмеркина (члена объединения «Бубновый валет» в 1920-е гг.), который сыграл особую роль в становлении художника. Общение с мастером во время учебы, долгие годы творческого контакта, перешедшего в дружбу (которая не прерывались даже в годы войны), остались для Годлевского самыми яркими впечатлениями тех лет: «Ленинградская мастерская Осмеркина в моей памяти всегда всплывает сиянием сверкающих красок. Сколько студентов мечтало в нее попасть… Он выделялся среди других профессоров и преподавателей своей внешностью, он появлялся всегда с большим вкусом одетый, подтянутый, выбритый, часто с живым цветком в петлице. Он как бы противопоставлял себя службистам от искусства, хотя никогда об этом не говорил…»
«Суздаль», 1959 год, холст, масло, Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедни.

Осмеркин ввел Годлевского в творческие мастерские Петра Кончаловского (1876–1956), Роберта Фалька (1886–1958), Александра Куприна (1880–1960), знакомство с которыми задало нужный вектор становлению художника, заставило осознать всю серьезность постановки художественной задачи. Тогда пришло понимание, что «природа и искусство — разные явления» (эти слова Д. Энгра Годлевский впоследствии часто повторял).
«На краю деревни», 1958 год, картон, масло, Ивановский областной художественный музей.

Обучение на Университетской набережной прервала война, которую Годлевский встретил в Ленинграде. Сразу был призван в ряды Красной армии. Воевал на Северо-Западном и 2-м Украинском фронтах. Прошел страшными дорогами войны до Великой Победы. Демобилизовался в звании капитана. Был отмечен боевыми наградами: Орденом Красного Знамени, Орденом Красной Звезды, многочисленными медалями. После демобилизации вернулся в Ленинград и продолжил обучение в Репинке. В 1949 году успешно окончил художественный институт по мастерской профессора Михаила Ивановича Авилова (1882–1954). Дипломная работа — картина «Товарищ Хрущёв в гостях у гуцулов», написанная под руководством В. М. Орешникова, принесла автору квалификацию художника живописи.
«Печора», 1962 год, холст, масло, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

В 1949 году после окончания института Иван Годлевский остался жить и работать в Ленинграде. Пробовал свои силы в разных художественных жанрах, работая в разных техниках. Этап преподавательской деятельности художника начинается в ЛВХПУ имени Мухиной. Спустя короткое время он стал заведующим кафедрой живописи в училище, был принят в члены Ленинградского отделения Союза художников СССР, став председателем бюро секции живописи ЛОСХ и членом Партбюро секции живописи ЛОСХ. Художнику была выделена индивидуальная мастерская на улице Салтыкова-Щедрина (бывшая мастерская Верещагина).
«Зимнее утро», 1974 год, картон, масло, 60 х 80 см., Вятский художественный музей имени В. М. и А. М Васнецовых, Кировск.

«Зима», 1976 год, холст, масло, 58 x 78 см., частное собрание.

В 1955–1956 годах Годлевский кардинальным образом меняет свою жизнь, вновь возвращаясь к активному творческому процессу. Он уходит со всех постов в Союзе художников, прекращает преподавательскую деятельность и всецело отдается живописи. Ему не сидится в мастерской. Начинается период многочисленных творческих командировок по городам и весям родной страны. В 1960-е годы Годлевский много путешествует по городам Русского Севера и средней полосы России, посещает древнерусские города Старую Ладогу,Псков, Новгород, Ярославль, Ростов Великий, Суздаль, Борисоглебск.
«Псков», 1963 год, холст, масло, Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Его интересуют новые места и новые впечатления. Суровая природа Русского Севера, героический характер древнерусских крепостей, монументальные образы монастырей и соборов, сказочные луковки церквей и колоколен вдохновляют художника на большую серию работ «По древним русским городам». Помимо парадной стороны и ярких куполов (например, «Голубые купола» и «Красные купола», обе 1962 года) художника привлекает повседневная жизнь населяющих их людей. Правда, самих людей у Годлевского мы почти не видим, их присутствие художник часто обозначает покосившимися избушками и лодками на берегу. Чаще всего Годлевский в эти годы бывает в Старой Ладоге, где в советское время располагался дом творчества ленинградских художников. Именно здесь, по словам самого художника, ему всегда очень комфортно работалось, творчество приносило наибольшее удовлетворение.
«Красные купола», 1962 год, холст, масло, Муромский историко-художественный музей.

В 1961 году состоялась первая персональная выставка Ивана Годлевского в залах Союза художников, подавляющее большинство работ которой составили произведения 1956–1961 годов. Выставка прошла с большим успехом, что позволило поверить с свои силы и наметить новые творческие горизонты.
«Ростов Великий», 1964 год, холст, масло, Ростовский областной музей изобразительных искусств.

Большое место в творчестве Годлевского занимал Ленинград — город, влюбивший в себя молодого живописца с первой встречи в далеком 1936 году, когда он приехал поступать в Академию художеств, и ставший для художника на всю жизнь главным центром притяжения. «Как передать красоту удивительного города на Неве? — часто задавал себе вопрос Годлевский. — Кто способен перенести все это на полотно? Было бы чрезмерной самоуверенностью утверждать, что этим художником буду я, но вместе с тем это не исключено. Я отдам этому всю страсть своего сердца… Этот город — чудо. Но писать его надо не в лоб, а через призму поэтического восприятия».
«У крепости», 1958 год, холст, масло, частное собрание.

В конце 1970-х годов художника можно было часто увидеть писавшим с натуры на канале Грибоедова, одном из наиболее поэтических мест в городе на Неве, по мнению Ивана Ивановича. «На канале Грибоедова удивительно красивые места — часто рассуждал с восторгом Годлевский. — Все здесь проявляется в гармонии цвета».
«Старая Ладога», 1968 год, холст, масло, Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедни.

«Львиный мостик» и «Канал Грибоедова» — наиболее значительные произведения художника этого периода — своеобразный гимн гармонии цвета, в котором воплотились многолетний опыт и многолетняя любовь художника к Ленинграду. Эти работы отличает блестящий профессионализм, характерный для крупнейших мастеров живописи, они проникнуты любовью к родному городу, глубоким лиризмом и духовностью автора.
«Львиный мостик», 1979 год, холст, масло, частное собрание.

Творческое наследие Ивана Ивановича Годлевского обширно и многогранно. Глубоко изучив основы русского и французского импрессионизма, Годлевский создал индивидуальный, легко узнаваемый стиль, которому был верен до конца жизни. При этом особого внимания заслуживают работы художника «20 Октября» (1951), «Женский портрет» (1956), «В пригороде» (1957), «Окрестности Михайловского. Деревня Луговка», «Река Пскова. Утро» (все 1958), «На Волхове», «Ростов Великий»,»Старый Гурзуф», «Загорский заповедник» (все 1959), «Осень в Крыму» (1960), «Яхт-клуб Черноморского флота (1961), «В городе Печоры» (1962), «У Аничкова моста», «Утренний город», «Окраска лодок» (все 1963), «Вечернее катание на теплоходах» (1969), «Домик А. П. Чехова», «Канал Грибоедова» (обе 1971), «Фонтанка» (1973), «Кисловодск. Река Орлинка», «Юннатка» (обе 1975), «Ростов Великий. Перед дождем» (1979), «Белая ночь на Неве», «Пушкинский Дом» (обе 1980).
«Cтарый Гурзуф», 1959 год, холст, масло, 58 x 78 см., частное собрание.

В начале 1990-х годов с творчеством художника познакомились во Франции — на волне повышенного интереса к русскому искусству советского периода и благодаря успешным продажам ряда работ на аукционах русской живописи в Париже. В 1989–1992 годах работы Годлевского с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’Ecole de Leningrad во Франции.
«Борисоглебский монастырь», 1963 год, холст, масло, 56 x 75 см., Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.

В 1991 году в Париже, в одном из залов аукциона «Друо», состоялась выставка работ Годлевского, после открытия которой Годлевский проснулся знаменитым. Из 150 картин 148 были проданы. Художник стал известен во Франции и остался там жить до конца 1996 года. Начиная с мая 1991 года, французская, швейцарская, немецкая, итальянская, испанская и другая европейская публика неизменно принимала картины Годлевского на ура, а самого художника с его очаровательной женой — аплодисментами! За шесть лет, благодаря усилиям Владимира Каплунова, эксперта по современному искусству Аукционного дома «Друо» в Париже, у Годлевского прошли персональные выставки во всех крупнейших городах Европы.
«Ульи», 1981 год, холст, масло, частное собрание.

«Маленькая ферма», 1966 год, холст, масло, частное собрание.

Иван Иванович Годлевский скончался 20 августа 1998 года в Санкт-Петербурге на 91-м году жизни. Был похоронен на Ковалёвском кладбище.

В наши дни произведения Ивана Ивановича Годлевского находятся в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Франции, Японии и других странах.
Примечание. Все высказывания И. И. Годлевского приведены по альбому «Иван Годлевский».
«Автопортрет», 1948 год, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Иван Годлевский / Г. В. Кекушева, В. Д. Любимова, В. С. Каплунов, С. Г. Рязанова. СПб.: Петрополь, 2004.
2. Каган М. С. Иван Иванович Годлевский: каталог выставки / под ред. Л. В. Мочалова. Л.: Художник РСФСР. 1961.
3. Прийменко Н. С. Иван Иванович Годлевский: каталог выставки / под ред. Л. В. Мочалова. Л.: Художник РСФСР. 1977.
4. Осмеркин. Размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников / под редакцией А. Никича. М.: Советский художник, 1981.
«Синие купола», 1962 год, холст, масло, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.